Что такое Синтезологика и как она может помочь?

Автор статьи: Илья Архипов

 В Синтезологике человек рассматривается как система.

Совокупность всех психических свойств человека (личность) анализируется на предмет противоречий в области психики (картины мира), которая содержит представления и суждения о себе, других, вселенной. Если такие противоречия обнаруживаются, то картина мира считается не целостной, противоречивой, не логичной. Противоречия выявляются при анализе проблемных ситуаций и описываются в виде суждений, представлений, воспоминаний.

 Построение непротиворечивой целостной картины мира является основной целью, достижение которой гармонизирует личность.

 Достигается целостная картина мира через синтез логичных данных о себе и мире, и устранение противоречий с помощью психологических методик, основанных на законах формальной логики.

 Если картина мира человека не соответствует действительности, возникают расхождения между представлением о себе, других и мире, и реальным положением вещей. Такие расхождения в мировоззрении, основанные не на фактах, а на фантазиях, приводят к искажению восприятия и ошибкам мышления. Это искаженное мышление со временем закрепляется как паттерн, и приводит к акцентуации характера и последующим психологическим проблемам.

Что такое Синтезологика и как она может помочь

Что интересно отметить – личную картину мира человека можно рассматривать как продолжение коллективной. Это вовсе не значит, что существует некое неосязаемое коллективное бессознательное. Совсем наоборот – есть вполне конкретные носители коллективной картины мира, это люди, особенно родители и значимые взрослые, это книги, СМИ, друзья и знакомые.

 Ребенок рождается «чистым» от информации о себе и устройстве мира, у него есть только, компьютерным языком, «железо», на которое можно инсталлировать психические программы. Так общество и поступает – посредством процесса социализации ребенок получает алгоритмы действий, информацию, опыт.

 Теперь представьте, что с детства какая-то область знаний или не догрузилась, или загрузилась с ошибками. На основе этих ошибок полученный опыт интерпретировался неверно, и, спустя годы, человек живет с искаженными представлениями о себе, других людях, мире в целом.

 Кроме того, даже если проигнорировать вероятность ошибок при воспитании, человек мог не научиться отличать свои умозаключения, от чужих идей и убеждений, или он вообще не был научен делать умозаключения.

 Тогда он будет всю жизнь жить чужим умом, бояться отойти от фанатичной веры в выученный способ существования. Так же он может начать протестовать против чужих желаний. Все это варианты, приводящие к противоречиям – внутренним, и внешним.

Отличительные черты и преимущества Синтезологики:

  1. Доступность понимания и проверяемая достоверность – не содержит сложных психологических терминов и абстрактных вымыслов;
  2. Простота метода – достаточно понять законы логики, и следовать алгоритму самостоятельной работы;
  3. Вторичные выгоды – помимо решения психологических затруднений, формируется и тренируется логическое мышление, развивается здоровый скепсис, и привычка оперировать доказанными фактами;
  4. Так как мышление, представление, воспоминание непосредственно связаны с телесными реакциями и поведением (а во многих случаях являются пусковым механизмом), то положительные изменения в картине мира в сторону непротиворечивости способствуют исчезновению причин, вызывающих нежелательные эмоции, реакции, поведение;
  5. Универсальность – применимость в бытовых ситуациях, науке, образовании, психологии;
  6. Содержит достаточный перечень видов противоречий и ресурсных способов их разрешения;
  7. Предполагаемый спектр проблем, решаемых с помощью методики не уже спектра проблем, решаемого с помощью когнитивно-ориентированных методов психотерапии, а именно: изменение представлений о себе, повышение самооценки, решение проблем постановки цели, сложностей в принятии решений, трудностей достижения желаемого, избавления от неактуальных эмоций и стремлений, коррекция поведения, налаживание отношений, и другие;
  8. Эффективность, ориентированность на краткосрочный результат;
  9. Открытая «платформа» – возможность дальнейшей разработки и совершенствования психологических методик на основе логики;
  10. Ориентированность на проверку других психологических систем и направлений на предмет логичности и соответствия научному методу.

 Этапы решения проблем в Синтезологике:

  1. Диагностика – выявление причин нежелательных реакций и поведения через обнаружение наличия противоречий в картине мира;
  2. Формулирование желаемого результата и явлений, мешающих его достижению, составляющих главное противоречие;
  3. Разрешение противоречий при помощи специальных процедур, позволяющих определить вид противоречия и соответствующий логический метод, способствующий устранению противоречия;
  4. Проверка наличия проблемы после разрешения противоречия и интеграция нового логичного суждения в целостную картину мира.

 

Основные понятия:

Личность – совокупность всех психических свойств индивида, приобретенных в процессе индивидуального развития и социальных отношений.

Гармоничная Личность – совокупность всех психических свойств индивида, согласованных между собой в упорядоченную структуру, не имеющую логических противоречий.

Картина мира (общее определение) – совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении представлений, знаний и мнений человека о мире.

Целостная картина мира – совокупность согласованных и логически систематизированных представлений о себе и окружающем мире, основанная на фактах.

Противоречие – взаимоисключающее отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

Логика (формальная логика) – наука о формах и законах правильного мышления. Изучает только формы мышления, без учета его содержания, отвечает на вопрос «как мы мыслим».

Мышление – совокупность умственных процессов, лежащих в основе познавательной деятельности; образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Форма мышления – способ выражения мыслей, или схема их построения.

Понятие – форма мышления, обозначающая объект или признак объекта.

Суждение – форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением (выводом).

Синтезологический метод – последовательность процедур, производимых в мышлении, приводящая к отказу от картины мира, основанной на ложных понятиях и суждениях, с последующим формированием гармоничной картины мира.

Ошибки мышления – состояние, которому свойственна рассогласованность психических свойств индивида, логические противоречия, нарушение причинно-следственных связей мышления.

Примеры ошибок мышления:

– подмена понятий (конкретного абстрактным, положительного отрицательным, собирательного не собирательным, единичного множественным, существующего несуществующим, определенного неопределенным и наоборот);

– подмена тождества понятий (синонимы вне контекста, двусмысленность понятия);

– сочетание противоречащих понятий;

– вывод без учета согласованности времени, места, контекста;

– вывод с опорой на ложное суждение;

– отсутствие достаточного основания для умозаключения.



Ограничивающая установка – неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на предшествующем опыте, в котором присутствовала иррациональная убежденность, не основанная на фактах и логике.

 В норме установки в сознании группируются по понятийным логическим уровням, т.к. наиболее объемные понятия доминируют над менее объемными.

Логические уровни – объективная и логически обоснованная классификация понятий по иерархии и подчиненности друг другу.

При отклонении от нормы, понятия низшего логического уровня могут доминировать над понятиями высшего, нарушая законы логики. Например, сравним понятия «небо» и «туча», «туча» часть понятия «небо», следовательно, логический уровень «неба» больше по объему. «Туча» не включает в себя понятие «небо», так как она его часть.

Синтез (др. греч «соединение, связывание») – процесс соединения ранее разрозненных вещей или понятий в единое целое, систему.

Система (др. греч «составленное из частей, целое, соединение») – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует целостность и единство.

Из моей книги "Синтезологика: синтез психологии и логики"

Оригинал статьи на моем сайте: Психология GOOD!



Просмотров: 584
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картины мира. Картина о счастье
  • Иррациональная картина мира vs рациональной: 3:0 с бесконечным правом отыграться
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Картина мира.
  • Картина мира
  • картина мира
  • Картина мира
  • Картина мира
  • Три картины Мира-три образа жизни.
  • Об иллюзорности личной картины мира
  • Депрессия и «крушение картины мира»
  • Гедонистическая картина мира
  • Общинная картина мира
  • Картина внутреннего мира
  • Деспотическая картина мира
  • Картина мира стилиста
  • Пример 2 (Об иллюзорности личной картины мира)
  • Материнско-младенческая картина мира
  • Романтическая (соревновательная) картина мира
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Модель «картины мира» и ее значение в консультативной практике
  • Картина мира, жизненный сценарий, судьба
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Картина мира клиента в гештальт-подходе
  • Влияние веществ на картину мира и Я-концепцию человека
  • Картина мира: Аналогии в телесной SOLWI терапии.
  • Как изменить картину мира? Образы и логика
  • Картина мира, приоритеты и источники любви в жизни женщины
  • 3. Иллюзии личной картины мира. рассказ "Чайхона"
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь