Интеграция подходов Уилбера, Грофа и Минделла

Автор статьи: Дмитрий Баранов

Здравствуйте, меня зовут Баранов Дмитрий. Я довольно сильно волнуюсь, так как не выступал вживую, наверно, года три. И в такие моменты у меня бывают экстрасистолы, если кто знает что это такое, так что я иногда буду брать паузу, чтобы сделать вдох-выдох, надеюсь вы не будете против.

Я хочу рассказать вам про мои идеи по поводу подходов Уилбера, Грофа и Минделла, которые сложились у меня за последние несколько лет. Скажите, пожалуйста, кто знаком с картографией Грофа? [несколько рук] А Минделла? [несколько рук] А кто знаком с работами Уилбера? [несколько рук и комментарий «Очень сложно его читать!»]

Ок, я начну с Уилбера и от него попробуем эти подходы поинтегрировать. Вот они наши красавцы:

Интеграция подходов Уилбера Грофа и Минделла


Собственно разработке интегрального подхода Уилбер и посвятил всю свою жизнь. Это попытка найти такую систему взглядов и перспектив, которая позволила бы непротиворечиво объединять весь мир, который нас окружает и который мы несём в себе, все части, к которым у нас есть доступ и к которым нет. Объединять взгляды не только в рамках одного направления (например, религии), но и вообще все сферы человеческого опыта.

Всякий раз давая введение в подход Уилбер подчёркивает, что это гибкая система, не окончательная, и он надеется, что она будет развиваться и меняться, чтобы преодолевать внутренние противоречия и непроработанные места. Текущая версия интегрального подхода описывается как Уилбер V. Соотвественно мы можем обнаружить четыре предшествующие версии интегрального подхода: Уилбер I, Уилбер II, Уилбер III, Уилбер IV.

Примером эволюции этой системы является представление о стадиях индивидуального развития. В первой книге, изданной в России — «Никаких границ» — Уилбер описывает свою версию того, через какие стадии развития проходит человек (или потенциально может пройти). Для этого он попытался интегрировать представления психологий развития и созерцательных духовных систем, как восточных, так и западных.

То есть он пробовал совместить внешний взгляд, когда мы извне смотрим, оцениваем и исследуем индивидуальное развитие, и внутренний, при котором мы смотрим и исследуем сами себя изнутри. Хотя вроде бы мы пытаемся смотреть на одно и то же, но оказывается, что возможности внешних и внутренних методов разные, как и результаты.


Иллюстрация из книги «Практика интегральной жизни», Терри Паттен с соавт.

 

Какие мы получаем данные, исследуя внутреннее развитие человека извне? Во-первых, надо сказать что непосредственно личность исследовать мы не можем. Мы не можем показать на неё пальцем, присоединить к ней прибор или сделать что-то вроде рентгена, который дал бы нам наглядный снимок личности, и мы по нему бы сделали выводы о её развитии. Всё что у нас есть — это различные психологические методы исследования, и они всегда опосредованные. Будь это письменный тест или интервью, данные мы получаем, интерпретируя вербальные и невербальные ответы.

В результате у нас есть некоторое количество теорий индивидуального развития. Одни из них исследуют лишь один аспект личности, другие пробует исследовать развитие личности целиком.



Иллюстрация из книги «Практика интегральной жизни», Терри Паттен с соавт.

 

Созерцательные традиции идут другим путём — это не внешнее, а внутреннее исследование. Что нам видно изнутри? Во всех подлинных мистических традициях мы найдём карты, на которых отражены стадии развития медитативного опыта. Созерцательные практики, детально проработанные за последние две тысячи лет, описывают территорию, которую предстоит освоить практику на пути к полному освобождению. Если брать взять самую крупную линейку, то это движение начинается на грубых ощущениях, через тонкие к причинным и далее к недвойственным.



Иллюстрация из книги«Интегральная духовность», Кен Уилбер

 

Сопоставляя эти две перспективы, Уилбер предложил первый вариант интеграции восточных и западных путей развития, линейно расположив созерцательные стадии над стадиями взрослого развития. И это понятно, их описания довольно похожи.


Базовые стадии, «Интегральная психология», Кен Уилбер

 

Взгляните на один из последних вариантов пирамиды Маслоу, где он поставил в качестве высшей стадии потребность человека в самотрансценденции.

 

Но с такой структурой возникли проблемы, как пишет сам Уилбер. Согласно этой схеме высшие духовные стадии доступны только высокореализованным в западном смысле людям. Что значит высокое развитие с точки зрения психологии развития? Что вообще такое взрослость? Это сильное здоровым эго, сильный когнитив (критическое мышление) и успешная социальной реализацией. Но мы постоянно наблюдаем, что духовное развитие доступно на самых разных стадиях развития личности. Можно быть высоко реализованным духовно и одновременно совершенно не справляться с межличностными отношениями и социальной жизнью. И наоборот — высокие стадии взрослого развития не всегда ведут к развитию в созерцательном плане.

Лишь позднее к двухтысячным годах Уилбер с соратниками пришёл к схеме, которая более точно описывает отношения этих двух направлений развития — появилась решётка Уилбера-Комбса. Оказывается, это два направления развития, их можно назвать рост и пробуждение, или взросление и просветление. На решётке по вертикали располагаются стадии развития человека.




Решётка Уилбера-Комбса, иллюстрация из книги «Интегральная духовность», Кен Уилбер

 

И здесь очень важно понимать, что это не просто развитие навыков или каких-то ментальных функций. В данном случае Уилбер использует стадии развития по Жану Гебсеру. Давайте я их кратко прокомментирую, я дам только самые основные моменты:

Архаическая

В индивидуальном развитии и это стадия от 0 до 2-3 лет. Она характеризуется слиянием — ребёнок всё ещё слит с материнским сознанием, его сознание не дифферинцировано, личность только начинает формироваться через выстранивание границ между собой и окружающим миром.

Магическая

Пик её приходится на кризис 3-х лет, когда формируется эгоистическое Я, я хочу/не хочу. Это захваченность импульсами, в других системах эта стадия называется импульсивной. Продолжается до 5-6 лет когда начинается

Мифическая

стадия. Стадия правил/роли, начинается включение в социальные отношения, в социальную игру. «Надо» конфликтует с «хочу», и если среда не экологична, то теряется контакт со своим сущностным Я и своими желаниями. Это и есть детские травмы, они возникают именно здесь на магической и мифической стадиях. По оценкам исследователей большинство населения Земли принадлежат именно этой стадии — мифической. Здесь есть чёткое разделение на мы/они, здесь плохо с пониманием своих чувств, главное — это сохранять свою роль, оставаться в её рамках. Хотя для неё можно указывать возраст от 6 до12-14 лет, можно верхнюю границу и не указывать, как я сказал, большинство людей остаётся на этой стадии развития до конца жизни. Ещё я хочу добавить, что оценивать стадию развития эго очень трудно, чем выше стадия, тем это труднее. Именно поэтому так хорошо проработаны модели развития детей и очень недостаточно — модели взрослых.

Рациональная

Главное условия для перехода на рациональную стадию развития — это развитие критического мышления. Если в предыдущей стадии опора идёт на окружение, то на этой стадии — на свой интеллект и способность критически осмысливать себя, окружение и происходящее. Это стадия постановки целей и их достижения. «А что это я на этой работе работаю, почему я на такой машине езжу, почему у меня такая одежда, а я хочу успеха, квартиру или я хочу стать первоклассным трансперсональным психологом или преподавателем медиатции или я хочу чтобы дхарма распространилась по всему миру!». То есть внешние проявления могут быть любыми — от американского политика до буддийского монаха, однако глубинная характеристика у них будет одна — опора на рациональный ум. Всё рассматривается как ресурс для достижения целей.

Собственно само представление о развитии появляется только здесь, на этой стадии. Поэтому её ещё называют достигаторской. На предыдущей стадии развитие не ценно, а на следующей уже не является чем-то очень важным.

Вообще, это, конечно, очень мощный скачок — от мифической стадии к рациональной, и исследователи выделяют явную стадию между ними — подростковую, или самосознающую. Это когда ты уже начинаешь выходить из конформизма, но ресурсов и сил у тебя нет. Высокие ожидания, идеализм, «я сам всё знаю, но ничего не могу».

Рациональная стадия с точки зрения психологии развития часто считается венцом. Это взрослый, который осознаёт себя в социуме, критично мыслит, социализирован, ставит и достигает цели.

Плюралистическая

Следующую стадию называют «чувствующей». Человек на этой стадии развития опирается уже на чувства, а не на рацио. Он понимает ограничения рацио, и для него становится важнее чувствовать и следовать своим чувствам. И это очень сильно отличается от импульсивной, или магической, стадии, на которой ребёнок, или взрослый человек, также, вроде бы следует за чувствами. Но, конечно, он следует не за чувствами, а за импульсами, и это очень большая разница.

Человек на плюралистической стадии имеет большой жизненный опыт, опыт трудностей, испытаний, страданий, и это, собственно, источник опоры на чувства, внимательность к чувствам окружающих. Это гуманизм. Именно эта стадия — источник гуманистической традиции вообще и гуманистической психологии в частности — логотерапия, экзистенциальная, гештальт, процессуальная психология и, конечно, трансперсональная. Что такое гуманистическая психология — это психология, которая прежде всего ценит человека какой он есть и даёт ему пространство быть таким, какой он есть, а не притягивает его к общественным нормам.

Эту стадию можно назвать подлинно взрослой, так как она включает и превосходит предыдущую рациональную стадию и отличается от неё большей открытостью, естественностью и жизненностью. Освоение этой стадии связано с исцелением детских травм и с отказом о самоповреждающего поведения.

Обычно это зрелые люди, много пожившие и повидавшие, лёгкие и с открытым сердцем. Это признак здорового освоения этой стадии.

Ещё важно сказать, что разные практики помогают осваивать разные стадии. Эти практики могут быть более или менее здоровыми. Например, освоение мифической конформной стадии связано с освоением правил, ролей и границ, и это может быть довольно грубое вмешательство и подавление, как, например, происходит последние сто лет, когда мы отдаём детей с раннего возраста в сады и школы, и они начинают терять здоровую связь с семьёй, такого в истории до сих пор не случалось. Или это может происходить более мягко и естественно. Освоение рациональной стадии происходит при помощи обучения критическому мышлению, действию, здесь работают разные методы традиционного коучинга, а также психоанализ и др. методы психотерапии, задача которых сделать эго здоровым. Освоение плюралистической стадии — это методы раскрытия, оживления, поиск предназначения, смысла, творчество, вспоминание себя подлинного и др.

Также я хочу здесь добавить, что нет стадий хороших и плохих. Мы говорим о более здоровых и менее здоровых проявлениях стадий развития, важно об этом помнить.

Интегральная

О следующей стадии уже труднее рассказывать, так как она ещё более зрелая по отношению к предыдущей. Хотя Гебсер указывает её как одну, исследователи выделяют как минимум три следующих стадии. Скажу об этих стадиях в общем. Интегральная она потому, что на ней происходит интеграция ума, души и тела. Происходит реабилитация ума, ум и чувства охватываются и интегрируются, здесь можно говорить о кентавре. Возникают поток, мудрость, интеграция противоречий, видение конструктов — то есть моделей, которыми мы описываем мир и которыми мы мыслим. И здесь начинается то, о чём я говорил — описание этих стадий становится похожим на описание опыта прозревших духовных практиков. Но в том-то и дело, что это не состояния — это структуры-стадии.

И это то, что критикует Уилбер во взглядах Грофа — чрезмерный фокус на состояниях в ущерб стадиям развития. Оказывается, между ними есть большая разница. Стадии устойчивы, достигнув определённой стадии вы не съезжаете с неё на следующий день. Состояния, напротив, мимолётны и преходящи. Сегодня вы на подъёме, завтра на спаде. Изменённые состояния сознания бывают очень полезными и обладают, как мы знаем, целительным потенциалом, если случаются в правильном месте, с правильным окружением и правильным настроем. Но потом они заканчиваются, и случается так, что никаких изменений в жизни не происходит. Бывает, случаются кардинальные изменения после одного трансперсонального опыта, а бывает, что положение только усугубляется с каждым новым опытом.

Итак, это первое пересечение концепций Уилбера и Грофа — соотношение стадий и состояний.

Следующий момент, который мы должны добавить в эту картину, это открытие Грофом значимости перинатальных переживаний. Хотя Уилбер часто пишет, что мы все начинаем в точке 0, имея ввиду человеческое рождение и тот факт, что стадии невозможно перепрыгивать, то есть нельзя родиться сразу на рациональной стадии развития, например, ведь материя довольно интертна и требует своего последовательного освоения, всё-таки, похоже, мы не все начинаем в точке 0. Вернее, в точке 0 мы начинаем с разным потенциалом.



Итак, мы должны добавить перинатальный период к вертикальному развитию и добавить трансперсональный, или предыдущий опыт. Это будет одним из вариантов ответа на вопрос, почему люди развиваются с разной скоростью, почему одни люди доходят до мифической конформной стадии и на ней остаются всю жизнь, а другие к 30 годам добираются до плюралистической и постепенно осваивают интегральные измерения. Один из ответов на это — разная зрелость нашей сущностной, или причинной части.

В интегральном подходе считается, что в течение жизни человек осваивает в среднем одну стадию развития. Здесь можно считать по-разному и это просто рассуждения, но вот есть такое мнение. С точки зрения трансперсональной психологии та ваша причинная часть, которая приходит в этот мир, она будет осваивать  следующую для себя стадию, и если это интегральная стадия, то вы доберётесь до неё довольно быстро и потом долгое время будете в ней обживаться. А если это мифическая, то вы быстро подберётесь к ней и будете осваивать её.

Почему мы ещё можем тормозить? Почему развитие не происходит легко и спонтанно? Как вы думаете, что нас может тормозить?

С точки зрения психотерапии причина кроется в наших травмах. Мы можем довольно быстро и эффективно развиваться, но в какой-то момент это становится невероятно трудно. Внутренний целитель заставляет нас вернуться назад, к непрожитым страхам, травмам, катастрофам, не только индивидуальным, но и родовым, чтобы интегрировать их и стать легче и проще. Если мы получили травму на какой-то ранней стадии развития и продолжаем расти, то мы растём кособоко, наше здание получает крен, который всё сильнее увеличивается. Поэтому важная часть индивидуального развития — это возвращение назад.

Но это мы всё смотрим на отношения доктрин Уилбера и Грофа. Где здесь Минделл?

Когда Минделл рассказывает о процессуальном подходе, он говорит что меня интересует вот это [беру ручку, отпускаю её, и она падает на пол]. Его интересует вот эта сила, что заставляет ручку двигаться. Его интересует сила, которая заставляет нас двигаться так же, как ручку. Иногда мы похожи на такую ручку, которая падает и думает, что это она сама так двигается.

Так вот, где на этой схеме эта сила, которая заставляет самость двигаться во всех 4-х направлениях? Гроф называет эту силу внутренний целитель, а Минделл делает концепцию шире и называет её дао. Вспомните перевёрнутый стакан Минделла, его три уровня сознания. Общепринятая реальность, где есть чёткое разделение на твёрдое и мягкое, хорошее и плохое, высокое и низкое, боль и наслаждение, где мы чётко идентифицируемся со своими человеческими частями и ролями. Сновидческая реальность, где эти границы размываются, где одно превращается в другое, где мы можем быть и палачом, и жертвой. И уровень основы, или недуальный уровень, в котором дуальности интегрируются и из него рождаются.



Концепция уровней сознания по Арнольду Минделлу

 

Где на решётке Уилбера-Комбса мы могли бы расположить эти три уровня?

Во-первых, мы можем расположить её горизонтально, так как это очевидное указание на три состояния: грубое, тонкое и причинное. Первый вариант как это модифицирует нашу схему — мы видим, что причинное это одна и та же часть на каждом уровне развития.




Мы видим, что где бы ни находился человек, у него есть доступ к горизонтальным состояниям. Именно поэтому такие тонкие методы психотерапии как процессуальная психология работают на самых разных стадиях развития. Контакт с ролями и энергиями в тонком, их разыгрывание, контакт с причинной мудростью помогают исцелять как прошлые травмы, так и получать ключи к дальнейшему развитию, не невротическому развитию когда больше, дальше сильнее, а подлинному, сущностному развитию, к большей открытости, лёгкости и глубине.

Ещё один способ расположить стакан Минделла это расположить его на каждой стадии развития. Так мы укажем на то, что стадии развития — это коллективные маяки. Много тысяч лет множество людей проходило развивалось, протаптывая эти тропинки в коллективном бессознательном и закрепляя эти ступени, или волны.

И это то, чего может не хватать интегральному подходу. Хотя он предлагает отличные схемы, и они, похоже, довольны близки к тому, что происходит, всё-таки лично мне часто не хватает здесь доверия процессу. Того доверия, которое есть у Минделла — доверия глубине, которая мудрее нас, и на самом деле мы ею и являемся и весь процесс это расширение и углубление контакта с ней.

Итак, вот три точки соприкосновения этих трёх невероятных исследователей:

  1. Состояния — это не стадии (критика Уилбером Грофа).
  2. Мы начинаем не совсем в точке 0 (легализация трансперсонального взгляда в рамках психологий развития).
  3. Процесс мудр (Минделловское доверие).

[Вопросы и обсуждение].



Просмотров: 249
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии развития Любви
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития начинающего аналитика.
  • О назальной стадии развития либидо
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Стадии развития женщины и женского Анимуса
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Критерии и стадии развития зависимости: алкоголизм и наркомания
  • Место для шага вперед: стадии развития предприимчивости
  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Стадии развития общества в срезе понятия «индивидуальность»
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь