Как Получить Максимум из Письменных Консультаций

Автор статьи: Макс Ильин

Как Получить Максимум из Письменных Консультаций

Итак - консультации по переписке. Что мы о них знаем? :) Повторю то, что отмечал ранее - именно психотерапия (интенсивная психокоррекция) в таком формате, по большому счёту, невозможна. По разным причинам, основной из которых - отсутствие прямого (визуального, звукового и т.п.) личного контакта между участниками.

При всём этом - психологическая помощь и поддержка к терапии расстройств не сводится. Да-да, это так. С помощью переписки - вполне можно разбирать множество проблем. Будь они эмоциональными (по сути, конечно - "мировоззренческими"), межличностными или практическими по своему содержанию.

Как это сделать с максимально полезным результатом? Из личного и не только опыта - могу дать несколько рекомендаций в этом плане, и ниже сделаю именно это. Конечно, эти принципы - выведены субъективно, и никакими "железными" догмами не являются. Но и тем не менее - почти уверен, польза начинающим "переписчикам" в них определённо есть.

Профиль "идеального клиента" для письменного консультирования

Да, письменные консультации (как, в общем-то, и всё - кроме там еды, воды и кислорода) - не для всех. Умение писать и читать - навык хотя и необходимый, но явно недостаточный для того, чтобы считать письменную работу достаточно эффективной в индивидуальном случае.

"Показания" для качественной работы в формате переписки - стоит упомянуть следующие:

1. Способность ясно (минимально грамотно и понятно) выражаться в письме. 

Само собой напрашивается. Многие клиенты отмечают, что не обладают достаточными навыками "писательства" для того, чтобы свои переживания и мысли выразить достаточно отчётливо с помощью текста. Если это актуально для кого-то - то стоит рассмотреть иные варианты (аудио-видео или очная работа).

1,5. Отсутствие трудностей с восприятием письменного текста. Здесь могут играть роль и особенности консультанта, который употребляет избыточно специальную и неясную клиенту терминологию. Но это уже другой вопрос, конечно.

2. Оптимально высокая мотивация к самостоятельной работе. 

Дело в том, что в переписке всё, что психолог-консультант может делать - это комментировать, задавать вопросы и выдавать рекомендации. И здесь куда в большей степени, чем в иных форматах - ответственность за результат остаётся за клиентом. Готов ли он реально осмысливать свою ситуацию, применять полученные инструкции без дополнительной стимуляции? Очень здорово, если да.

3. Отсутствие тяжёлых и/или острых психиатрических симптомов и "сопротивления".

Если речь о том, что необходима интенсивная, сфокусированная и регулярная психотерапия, то клиенту (уже пациенту, в общем-то) работа по переписке противопоказана. Разве что в качестве поддержки основных сеансов, тогда да, подойдёт.

Насчёт сопротивления - как оно влияет? Множеством способов: если речь об умеренном сопротивлении устоявшихся привычек и взглядов, то с данными вопросами можно работать и через письмо. Очень просто - разбирая возражения и улаживая трудности с пониманием.

Но как тут быть, если сопротивление - "тяжёлое", как это часто и бывает при серьёзной психиатрии и расстройствах личности? Почти никак. Один из типичных паттернов этого сопротивления - отстранение и отчуждение. Никак ты клиента не "вынудишь" переписываться, если уж он не хочет это делать, причём "бессознательно".

Рекомендации для наиболее продуктивной письменной работы

А теперь - что клиенту, которому подходит переписка, стоит делать для максимального эффекта от этого формата.

1. Составить перечень проблем, требующих вмешательства.

Это, вообще говоря, и для любых других форматов очень полезно. Но в данном случае - письменная речь предоставляет возможность структурировать беседу нагляднее, что большой плюс.

Кстати, для наглядности - могу предложить один из вариантов такого списка, авторский:


Можно отмечать прямо по категориям. Стоит учитывать, что все проблемы, как правило - взаимосвязаны, т.е. эмоциональные трудности характерны в контексте отношений или каких-то практических вопросов.

Но тем не менее - приоритет именно в преодолении эмоционального расстройства в первую очередь. Иначе данный тип проблем будет сильно препятствовать успешной работе с другими затруднениями.

2. В оном списке - определить приоритетность вопросов.

Как минимум - все заявленные проблемы стоит "категорично" разделить на:

А) Вопросы первостепенной важности, требующие действий прямо сейчас;

Б) Вопросы вторичные, "побочные" или просто не столь тревожающие;

Понятно, что в первую очередь необходимо разбираться с наиболее существенным. Более детально - на "рейтинг" приоритетности влияют следующие параметры:

  • Тяжесть и/или "Острость" Проблемы. Иными словами - степень беспокойств, которые это затруднение доставляет в текущий момент.
  • Готовность к Решению. Тоже понятно - из всех важных вопросов какие-то решать хочется уже сейчас, а иные - пока что нет. Конечно, это не всегда уместный критерий, но тем не менее. 
  • Мотивирующий Потенциал.  Проблемы с "мотивирующим потенциалом" расцениваются как некий "вызов", интересная задача для решения. Успешное решение такой проблемы - порождает надёжду, чувство уверенности в своих силах (само-эффективность) и готовность работать с оставшимися вопросами.

3. Оптимально - работать с одной выбранной проблемой до её разрешения (или, как минимум - достаточного ослабления).

Логичное продолжение начатого. Почему важно работать именно с единичной проблемой до приемлемого результата? Разумных доводов тому несколько:

  • "За двумя зайцами". Простая концентрация усилий - часто то самое, что оказывается наиболее эффективным. Пытаясь решать свои проблемы, "жонглируя" ими и постоянно переводя фокус с одной на другую - велика вероятность просто истощиться, не добившись ничего.
  • Предотвращение путаницы и замешательства. Неискушённым может казаться, что "иметь в виду всю ситуацию" более продуктивно. Ну, как бы за счёт "масштаба". Как показывает опыт (и я советую проверить, для надёжности) - это не так. Чаще всего, итог такой "всеохватности" - всё большая путаница и дезорганизация в мыслях и в действиях. 
  • Возможность массивного вмешательства в "критические точки". Где упомянутая "всеохватность" полезна и приемлема, так это в работе над одной задачей.  Фокусируясь на одной "мишени" - можно использовать множество разнообразных, подкрепляющих друг друга приёмов и техник решения, бьющих "в одну точку". Что, закономерно, серьёзно повышает вероятность этого самого решения оптимальным образом.

Можно ли, всё же, переключаться с одной проблемы на другую? Естественно, да, можно. Это ведь никакой не "вселенский закон" или "божья заповедь". Всего лишь рекомендация ради эффективности.

Есть два основных варианта, когда о текущей целевой проблеме стоит ненадолго забыть. И уделить внимание иному вопросу. Оба они - связаны с тем, что продуктивная работа над целевой проблемой невозможна:

  • Объективные препятствия к работе над проблемой в данный момент.  Ну ради примера - у клиента боязнь змей. И, для успешного продолжения работы, необходимо "выйти на контакт" с живой змеёй и выполнить подвержение. А их в ближайшей округе просто нет. Пример не самый удачный, впрочем: как известно, в США, например, пациенту никогда не диагностируют "фобию китов", если он не проживает в регионе, где с китами приходится регулярно сталкиваться.
  • Возникновение в процессе работы более актуальной мета-проблемы (которая требует немедленного вмешательства)Так, например - во время обсуждения гнева и вспыльчивости может проявиться нездоровое чувство вины (или стыда). Нередко эти "мета-расстройства" причиняют мощный и разрушительный стресс, укрепляя "невроз". Естественно, так как при этом продуктивно работать невозможно с первичной проблемой - то стоит сместить фокус на возникающие трудности.

4. Любая избранная для проработки проблема сопровождается конкретным, типичным и демонстративным примером.

Вообще это очень важно в переписке - способность выражаться конкретно, в специфике и точных терминах. Как, впрочем, и умение абстрагироваться "вверх", к более общим понятиям, но сейчас не о том.

Годный "рабочий контекст", оптимально наглядный пример - можно выбрать с помощью следующих критериев:

  • Временная близость (недавний, либо "неизбежно надвигающийся" случай). С некоторыми проблемами можно работать прямо в "здесь-и-сейчас", те же привычки в общении или социальная тревожность. Но в переписке это почти невозможно. Поэтому лучше пользоваться доступными воспоминаниями или ожиданиями клиента.
  • Значительный эмоциональный резонансРаз уж работаем с эмоциональными проблемами, то необходимы достаточно сильные и ощутимые переживания этих самых эмоций. Хотя по извечной человеческой склонности к избеганию дискомфорта тянет выбрать нечто более "нейтральное" - в данном случае это контр-продуктивно. А "острота" переживаний - вовсе наоборот, то, что нужно. 
  • Типичность и демонстративность. Помимо всего выше - выбранный пример должен быть достаточно "усреднённым" прототипом той проблемы, о которой речь. Если выбирать нечто, случающееся совсем нечасто - то и эффект будет соответственно только в этом контексте.

5. Во время письменной работы - стоит подробно выражать специалисту все свои сомнения, возражения, недопонимания ("обратная связь").

Аналогично - если этого не делать, то консультант, в подавляющем большинстве случаев, просто не заметит и не уделит им внимания. Напоминаю, психолог - совсем не экстрасенс; если что-то непонятно или вызывает подозрения - опишите их подробно. Это позволит и уладить беспокойство, и продвинуть решение проблемы.

"P.S." для специалистов: кстати, не так давно "открыл" следующее. Оказывается, одна из лучших (по эффекту на терапевтическом сотрудничестве, хотя бы) вступительных процедур в консультации - это обсудить с клиентом все его "мифические" представления о психологии, психологах и психологической помощи. Имеется в виду - не дожидаясь того, как об это "споткнёмся" в процессе. Тактика несложная и "люто" эффективная, рекомендую :)

6. По возможности - относиться к письменным сессиям как к нормальным сеансам.

Т.е. выделять определённое время для беседы по переписке, не "растягивая" обсуждение на обмен комментариями "как придётся".

Это - тот же вопрос концентрации и фокуса внимания. "Размазанная" на весь день или несколько переписка в 2-3-5 комментариев - может быть ограниченно полезна (особенно если соблюдаете условия выше). Но, как правило - не настолько, как работа сеансами по предварительной договорённости.

* * *

На первый взгляд - рекомендаций и инструкций для письменной работы "слишком много". Однако, разобравшись - нетрудно заметить, что по своей сути они просты и логически оправданы, в чём и выгода их использования. Пока что у меня всё, спасибо за внимание, консультируйтесь (и консультируйте) на здоровье :)



Просмотров: 237
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь