|
Как Получить Максимум из Письменных КонсультацийАвтор статьи: Макс Ильин
Итак - консультации по переписке. Что мы о них знаем? :) Повторю то, что отмечал ранее - именно психотерапия (интенсивная психокоррекция) в таком формате, по большому счёту, невозможна. По разным причинам, основной из которых - отсутствие прямого (визуального, звукового и т.п.) личного контакта между участниками. При всём этом - психологическая помощь и поддержка к терапии расстройств не сводится. Да-да, это так. С помощью переписки - вполне можно разбирать множество проблем. Будь они эмоциональными (по сути, конечно - "мировоззренческими"), межличностными или практическими по своему содержанию. Как это сделать с максимально полезным результатом? Из личного и не только опыта - могу дать несколько рекомендаций в этом плане, и ниже сделаю именно это. Конечно, эти принципы - выведены субъективно, и никакими "железными" догмами не являются. Но и тем не менее - почти уверен, польза начинающим "переписчикам" в них определённо есть. Профиль "идеального клиента" для письменного консультированияДа, письменные консультации (как, в общем-то, и всё - кроме там еды, воды и кислорода) - не для всех. Умение писать и читать - навык хотя и необходимый, но явно недостаточный для того, чтобы считать письменную работу достаточно эффективной в индивидуальном случае. "Показания" для качественной работы в формате переписки - стоит упомянуть следующие: 1. Способность ясно (минимально грамотно и понятно) выражаться в письме. Само собой напрашивается. Многие клиенты отмечают, что не обладают достаточными навыками "писательства" для того, чтобы свои переживания и мысли выразить достаточно отчётливо с помощью текста. Если это актуально для кого-то - то стоит рассмотреть иные варианты (аудио-видео или очная работа). 1,5. Отсутствие трудностей с восприятием письменного текста. Здесь могут играть роль и особенности консультанта, который употребляет избыточно специальную и неясную клиенту терминологию. Но это уже другой вопрос, конечно. 2. Оптимально высокая мотивация к самостоятельной работе. Дело в том, что в переписке всё, что психолог-консультант может делать - это комментировать, задавать вопросы и выдавать рекомендации. И здесь куда в большей степени, чем в иных форматах - ответственность за результат остаётся за клиентом. Готов ли он реально осмысливать свою ситуацию, применять полученные инструкции без дополнительной стимуляции? Очень здорово, если да. 3. Отсутствие тяжёлых и/или острых психиатрических симптомов и "сопротивления". Если речь о том, что необходима интенсивная, сфокусированная и регулярная психотерапия, то клиенту (уже пациенту, в общем-то) работа по переписке противопоказана. Разве что в качестве поддержки основных сеансов, тогда да, подойдёт. Насчёт сопротивления - как оно влияет? Множеством способов: если речь об умеренном сопротивлении устоявшихся привычек и взглядов, то с данными вопросами можно работать и через письмо. Очень просто - разбирая возражения и улаживая трудности с пониманием. Но как тут быть, если сопротивление - "тяжёлое", как это часто и бывает при серьёзной психиатрии и расстройствах личности? Почти никак. Один из типичных паттернов этого сопротивления - отстранение и отчуждение. Никак ты клиента не "вынудишь" переписываться, если уж он не хочет это делать, причём "бессознательно". Рекомендации для наиболее продуктивной письменной работыА теперь - что клиенту, которому подходит переписка, стоит делать для максимального эффекта от этого формата. 1. Составить перечень проблем, требующих вмешательства. Это, вообще говоря, и для любых других форматов очень полезно. Но в данном случае - письменная речь предоставляет возможность структурировать беседу нагляднее, что большой плюс. Кстати, для наглядности - могу предложить один из вариантов такого списка, авторский:
Но тем не менее - приоритет именно в преодолении эмоционального расстройства в первую очередь. Иначе данный тип проблем будет сильно препятствовать успешной работе с другими затруднениями. 2. В оном списке - определить приоритетность вопросов. Как минимум - все заявленные проблемы стоит "категорично" разделить на: А) Вопросы первостепенной важности, требующие действий прямо сейчас; Б) Вопросы вторичные, "побочные" или просто не столь тревожающие; Понятно, что в первую очередь необходимо разбираться с наиболее существенным. Более детально - на "рейтинг" приоритетности влияют следующие параметры:
3. Оптимально - работать с одной выбранной проблемой до её разрешения (или, как минимум - достаточного ослабления). Логичное продолжение начатого. Почему важно работать именно с единичной проблемой до приемлемого результата? Разумных доводов тому несколько:
Можно ли, всё же, переключаться с одной проблемы на другую? Естественно, да, можно. Это ведь никакой не "вселенский закон" или "божья заповедь". Всего лишь рекомендация ради эффективности. Есть два основных варианта, когда о текущей целевой проблеме стоит ненадолго забыть. И уделить внимание иному вопросу. Оба они - связаны с тем, что продуктивная работа над целевой проблемой невозможна:
4. Любая избранная для проработки проблема сопровождается конкретным, типичным и демонстративным примером. Вообще это очень важно в переписке - способность выражаться конкретно, в специфике и точных терминах. Как, впрочем, и умение абстрагироваться "вверх", к более общим понятиям, но сейчас не о том. Годный "рабочий контекст", оптимально наглядный пример - можно выбрать с помощью следующих критериев:
5. Во время письменной работы - стоит подробно выражать специалисту все свои сомнения, возражения, недопонимания ("обратная связь"). Аналогично - если этого не делать, то консультант, в подавляющем большинстве случаев, просто не заметит и не уделит им внимания. Напоминаю, психолог - совсем не экстрасенс; если что-то непонятно или вызывает подозрения - опишите их подробно. Это позволит и уладить беспокойство, и продвинуть решение проблемы. "P.S." для специалистов: кстати, не так давно "открыл" следующее. Оказывается, одна из лучших (по эффекту на терапевтическом сотрудничестве, хотя бы) вступительных процедур в консультации - это обсудить с клиентом все его "мифические" представления о психологии, психологах и психологической помощи. Имеется в виду - не дожидаясь того, как об это "споткнёмся" в процессе. Тактика несложная и "люто" эффективная, рекомендую :) 6. По возможности - относиться к письменным сессиям как к нормальным сеансам. Т.е. выделять определённое время для беседы по переписке, не "растягивая" обсуждение на обмен комментариями "как придётся". Это - тот же вопрос концентрации и фокуса внимания. "Размазанная" на весь день или несколько переписка в 2-3-5 комментариев - может быть ограниченно полезна (особенно если соблюдаете условия выше). Но, как правило - не настолько, как работа сеансами по предварительной договорённости. * * * На первый взгляд - рекомендаций и инструкций для письменной работы "слишком много". Однако, разобравшись - нетрудно заметить, что по своей сути они просты и логически оправданы, в чём и выгода их использования. Пока что у меня всё, спасибо за внимание, консультируйтесь (и консультируйте) на здоровье :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|