Без страха мы мертвы

"Без страха мы мертвы" - сказал сегодня один пациент с резидуально-органическим поражением головного мозга. Чтобы было понятнее не клиницистам - термин "резидуальный" указывает на нарушение высших психических функций как последствие пережитого повреждения головного мозга.

В молодом возрасте паренёк остановился в развитии (в результате внешних воздействий на головной мозг) и сейчас его интеллектуальные способности на уровне 12-13-тилетнего возраста, а то и ниже. Однако, несмотря на все когнитивные нарушения, которые у него имеются, можно восхищаться, как искренне он сказал эту фразу.

Речь пойдет о страхе как об одной из ценностей жизни. Всем известно, что такая базовая эмоция нужна для приспособления организма к среде в ситуации опасности для жизни. Конечно, в современном мире людей опасностью воспринимаются очень многие стимулы, причиняющие физический и психический вред организму. Но для данной темы важно другое. Наши эмоции тесно связаны со зрительными, слуховыми и прочими представлениями об объектах действительности и зафиксированы в памяти. Поэтому различные потребности проявляются не просто в желании "насыщения" или в желании "защиты", но в опредмеченных, достаточно конкретных желаниях: "Хочу съесть яблоко". Так появляются и эмоциональные образы. Страх же является сигналом тревоги, когда та или иная потребность не удовлетворяется или прогностически не будет удовлетворена. Но это не просто сигнал, это и способ "сгладить вероятную утрату".

Что это значит: при эмоциональном состоянии "острого наслаждения" мы испытываем "приятное страдание", находясь в стрессе.

Без страха мы мертвы

Например, когда летим с высоченной горки в аквапарке... Т.е. в этом случае удовлетворение потребностей происходит через страдание, что увеличивает ценность данной потребности и повышает значимость эмоциональных образов в нашей жизни.

Таким образом, страх обладает не только свойствами сигнала и смягчения воздействия какого-либо раздражителя, но и, в определенной степени, "регулятором системы ценностей".

Действительно, чем меньше страх - тем больше внимание концентрируется на "праздных ценностях". В этом смысле страх будет рассматриваться как возможность заботиться о том, что нам дорого, возможность сохранить то, что нам дорого, возможность преумножить то, что нам дорого. Великолепный тому пример Виктор Франкл, который попав в концлагерь посвятил все свое время врачебной деятельности, созданию, творению себя как личности.

Конечно, во многом, страх в данной статье рассматривается с экзистенциальной точки зрения, однако тот страх, который является культиватором и катализатором психологических защит, представляется ничем иным как страхом потери собственной идентичности. А подобный страх потери личностной идентичности смело может рассматриваться наравне со страхом жизни или времени.

Если заглянуть в клинику депрессивных переживаний - присмотреться к апатии, абулии и др., то можно увидеть, что место страхов в ценностной структуре людей пустует. Подобные явления можно отметить и в других нозологических группах.

Когда есть страх - появляется смысл жизни, более интенсивными становятся ценностные переживания, обретается радость жизни.

В завершении статьи приведу пример маленького ресурсного упражнения, которое поможет повысить осмысленность от каждого прожитого дня:

1) Возьмите несколько листов (лучше, если это будут цветные листики бумаги, но не стикеры!), вырежьте из них маленькие кусочки (кстати они могут быть любой формы - творчество приветствуется! А для большего получения удовольствия можно обойтись без ножниц и сделать все руками, ибо больше усилий - больше эмоциональный отклик).

2) На каждом получившемся кусочке напишите короткой фразой (важно! чем короче, тем эффективнее) то, что вам дорого, что наполняет вашу жизнь смыслом, может быть связанного с радостными моментами из вашей жизни, пропитано любовью (не забывайте про любовь к себе), например: "Моя семья", "Каток зимней ночью" и др.

3) Сверните получившиеся кусочки, чтобы не было видно, что там написано. Возьмите какую-нибудь "посудину", лучше стеклянную, и накидайте туда получившиеся "смысловые листочки". Стеклянная посуда прибавит яркости вашим листочкам. Классно подойдет небольшой аквариум.

4) И теперь каждый день утром (или в трудную минуту) можете вытаскивать по 1-ой бумажечке из контейнера с мыслью: "Вот для чего я живу".



Удачи!

 



Просмотров: 110
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь