МАНИПУЛЯЦИЯ ЧУВСТВОМ ВИНЫ И ОБИДЫ
Один из самых верных приемов манипуляции близким человеком.
Образ несчастной жертвы, обиженного человека вызывает у других чувство вины. Манипуляторы часто живут таким способом много лет. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией.
Выход из ситуации: забывать обиды. Не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Не купите обиды. Цивилизованно и корректно проясните ситуацию и договоритесь о правилах взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации.
Обиды записывайте на песке, а радости высекайте на мраморе.
МАНИПУЛЯЦИИ ГНЕВОМ
Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться.
Выход из ситуации: самое худшее — пойти на поводу у такого человека, ведь если его прием сработает, он и в будущем станет так поступать. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если манипулятор продолжает кричать после вашего предупреждения или просьбы прекратить это делать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда он злится, пока гневливый оппонент не научится вести себя с вами рационально.
В отношении собственного гнева, на который вас так же нередко будут провоцировать, стоит заранее выработать осознанную позицию и правила. Помните, что в гневе вы, может быть, даже сможете произнести свою самую лучшую речь. Но велика вероятность того, что позже вы о ней пожалеете и будете жалеть всю жизнь.
МАНИПУЛЯЦИИ МОЛЧАНИЕМ
Рассчитаны на то, чтобы вызвать у вас чувство вины. Молчащий манипулятор пытается показать вам, как он расстроен. Иначе, по его мнению, вы не поймете этого.
Выход из ситуации: постарайтесь воздержаться от подыгрывания молчуну, потому что если это сработает однажды, он будет прибегать к подобному приему постоянно. Ведите себя как обычно, не конфликтуйте и не оправдывайтесь. Подождите пока он сам нарушит молчание. Если у вас возникают дискуссии с молчуном, слушайте его с открытой душой. Дружелюбно и разумно объясните ему, на чем основывается ваша точка зрения. Даже если ваш собеседник будет продолжать дуться и после вашего рассказа, вы будете знать, что сделали все возможное.
МАНИПУЛЯЦИИ ЛЮБОВЬЮ
«Если любишь, то...» Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».
Выход из ситуации: замечая эксплуатацию своих чувств, подумайте насколько нужны вам эти отношения. Любовь - это результат отношения, а не торгов.
МАНИПУЛЯЦИЯ НАДЕЖДОЙ
Все мы помним сказку про Буратино. Сказочные обещания Кота Базилио и Лисы Алисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Буратино. Зачастую баснословные посулы скрывают стремление заполучить сиюминутную выгоду тем, кто обещает золотые горы.
Выход из ситуации: доверяйте фактам, а не мнениям. В принятии решений опирайтесь на реальный опыт, а не на чьи-то истории или предположения.
МАНИПУЛЯЦИЯ ТЩЕСЛАВИЕМ
Раздувает эго. Похвала часто используется в расчете добиться своих целей: «Вы прекрасно составляете отчеты! Наверняка, и с тем, который я хочу вам предложить, никто не справится лучше вас!» Или, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «А слабо?..», «Ты бы, наверное, не смог...»
Выход из ситуации: вспомните о своих планах, планировали ли вы сделать предлагаемое до изложения провокационного предложения? Проверьте соответствие задуманного своим интересам и возможностям.
ИРОНИЯ ИЛИ САРКАЗМ
Манипулятор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывания и замечания, приправленные шутками или провокационными комментариями.
Выход из ситуации: сохраняйте эмоциональное равновесие. Помните, с кем вы имеете дело. Смысла обижаться нет.
МАНИПУЛЯЦИЯ ПОТОКОМ ВОПРОСОВ
В случае данного манипулятивного приема задают сразу несколько разных вопросов по одной теме. В дальнейшем действуют в зависимости от ответа: обвиняют в непонимании сути проблемы или в том, что он не ответил на вопрос полностью, или в стремлении ввести в заблуждение.
Выход из ситуации: озвучьте, что вы полагаете более целесообразным отвечать на вопросы последовательно и по порядку. Концентрируйте собеседника на конкретной теме. В случае агрессивного давления игнорируйте последующие вопросы и продолжайте спокойно отвечать на выбранный вами или держите паузу, пока поток вопросов не иcczrytn/
МАНИПУЛЯЦИЯ ПЕРЕСПРАШИВАНИЕМ И ИСКАЖЕНИЕМ СМЫСЛА
При такой манипуляции эффект достигается за счет того, что манипулятор пытается найти удобный и выгодный для себя смысл в ваших словах. Он многократно переспрашивает вас, однако только частично повторяет сказанное вами, привнося другой смысл. Тем самым искажает информацию, которую вы хотите донести до него.
Выход из ситуации: сохраняйте эмоциональное равновесие. Внимательно слушайте, что спрашивает манипулятор и следите за тем, что вы ответили. Если замечаете подвох, то спокойно повторите смысл того, что вы хотели сказать. Продолжайте спокойно отвечать на вопросы, сохраняя максимально точную формулировку сказанного вами.
МАНИПУЛЯЦИЯ УХОДОМ ИЗ КОНТАКТА
"... С вами невозможно разговаривать...", "...я продолжу общаться только после того, как вы приведете в порядок свои нервы... ", перебивание, повышение тона, демонстративное поведение, показывающие нежелание слушать, перебивание. Подобное манипулятивное действие происходит, чтобы вывести вас из эмоционального равновесия, переходя в перебранку.
Выход из ситуации: сохраняйте эмоциональное спокойствие. Помните, что разгневавшись или затаив обиду, вы проиграете манипулятору. Нет смысла обижаться и злиться на манипулятора, это его беда - неспособность к гармоничному общению. Ваша задача - вовремя заметить манипуляцию и понять, с кем вы имеете дело.
С пожеланиями ясных и открытых отношений, ваш психотерапевт.