Скажите, я нормальный?

    В течение всей своей жизни мы встречаемся с  разными людьми. Малый круг этих людей составляют наши родные и близкие. Большой круг это все вокруг: наши соседи, друзья, одноклассники, однокурсники, сослуживцы или случайные попутчики в общественном транспорте. Незаметно для себя, мы постоянно оцениваем этих людей. Глубина нашей оценки зависит от ситуации, уровня общения с этим человеком и от системы собственных ценностей, от того образа, к которому мы стремимся, чтобы быть нормальным или даже идеальным. Часто мы даже не можем себе объяснить, почему нравится или не нравится тот или иной человек.  Одни люди кажутся нам привлекательными и приятными, другие нет. Некоторые, вообще, кажутся ненормальными.

     На консультациях, мои клиенты часто задают одни и те же вопросы: «Скажите, а это нормально?» или «Может быть я не нормальный?» Рассуждая и описывая людей, они тоже используют эти термины: «Мне кажется, это не нормой, это патология какая – то!», «Любой нормальный человек это знает!», «Он считает меня ненормальной!» На самом деле, это не просто эмоциональная оценка, ответы на эти вопросы,  жизненно необходимы человеку! Ведь с помощью определения нормы, человек ориентируется, как ему вести себя в той или иной ситуации, как относиться к окружающим, учится выставлять и соблюдать собственные психологические границы и соответствовать нормам общества, в котором он живет.

    Так откуда же взялась это «НОРМАЛЬНОСТЬ»? Кто ее определил? Понятия нормы и патологии, здоровья и болезни являются основными векторами, определяющими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в психологии. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние психологического здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Для начала, попробуем дифференцировать само понятие «Норма»:

Среднестатистическая норма базируется на «принципе большинства». То, что встречается среди большинства людей, и является привычным, типичным для нас – есть норма.  Например: на улице люди ходят одетые, в смысле «не обнаженные». Нормально? Да! Или: большинство людей не бояться ездить в лифте. Также, нам кажется нормальным, если мужчина влюбляется в женщину. И мы задаем себе вопрос: а это нормально? если мужчина влюбляется в мужчину. Именно потому, что такие факты нарушают принцип большинства.

Функциональная норма была выявлена на основе принципа «вредно – не вредно». В основе этого принципа лежит не только физиологические аспекты, типа «курить, принимать наркотики есть не норма», так как это приносит вред вашему организму и доставляет неудобства окружающим. Но также учитываются аспекты психологического развития. Например: ребенок начинает говорить в возрасте полутора - двух лет. Это норма! Если позже, это говорит об отставании или задержке развития.

 Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу. Эти нормы  тесно связаны с культурой общества, в котором мы живем. Например, в России не принято класть ноги на стол и это норма для нас. Мужчины снимают головные уборы в помещении. У нас также принято здороваться со знакомыми людьми и прощаться при расставании.

Индивидуальная норма, на мой взгляд, одна из важнейших для человека,  в которой происходит сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычновсегда  пребывал раньше и которое соответствует его личным установкам, а не предписанными обществом и социальными установками, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения конкретного человека состояние, учитывающее работоспособность и возможности его самореализации. Если человек всегда был жизнерадостным, целеустремленным, осознающим и понимающим себя, вдруг становится потерянным, депрессивным, нарушается система его ценностей, это говорит о нарушении индивидуальной нормы. Именно нарушение этой нормы приводит человека к специалисту, невропатологу, психологу, психотерапевту с вопросом: Скажите, со мной все нормально?

    Для оценки нормальности (соответствия норме) психологического состояния личности, в зависимости от цели, психологом или психиатром могут применяться любые из перечисленных норм. Т.е. нарушение индивидуальной нормы может содержать в себе скрытое  нарушение и других норм, (среднестатических, функциональных, социальных) и служит «маячком», поводом для обращения к психологу. Иногда эти норма нарушаются в цепном порядке. Представим: Девушка вышла замуж за человека, который считает нормой курить дома. Среднестатистическая норма говорит о том, что большинство людей курят на улице или в специально отведенных местах. Девушка становится пассивным курильщиком, что наносит ей неоспоримый вред ее здоровью и нарушает функциональные нормы ее жизни. Кроме того, она испытывает большие трудности в отношениях с родственниками, ведь для них культурная норма «не курить дома» и ей приходиться не только мириться с новыми правилами, но и доказывать нормальность ее мужа. В итоге, девушка чувствует себя некомфортно дома, несмотря на присутствие любимого мужа, постепенно ее раздражает ее «новое» проживание, у них портятся отношения из за пустяков и девушка идет к психологу с запросом: «Скажите, пожалуйста, я нормальная? Он меня так любит, все для меня делает, а он меня бесит!»

     Конечно это всего лишь утрированное описание нарушений цепочки  норм, но я считаю, очень важно разобрать и разорвать ее, чтобы восстановить индивидуальную норму, которая часто приобретает скрытый политический и подверженный идеологическому влиянию характер, поскольку в конечном итоге критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании индивида или отдельно взятой группы людей. 

Скажите я нормальный

   

 

 

  

 

 

 

 



Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Застенчивость или боязнь других людей. Норма ли?
  • Ты – нормальный? Сексуальная норма или отклонение
  • Родительская Тревожность. Норма. Не норма.
  • Нарушение восприятия. Граница нормы и патологии
  • Психологические границы. Норма и нарушение.
  • Кризисы жизни: норма или патология?..
  • Люди и зеркала - норма и патология любви
  • Перфекционизм: нормальная патология или патологическая норма?
  • Тестируем себя, и понимаем свои сексуальные особенности и пристрастия. Норма и патология в сексе
  • Лечить или адаптировать к жизни. Норма психического здоровья
  • Мужчина тратящий почти все на самого себя, а не на любимую - норма ли это?
  • Желание чувствовать себя хорошо. Норма или болезнь?
  • Чайлдфри. Так норма это или патология
  • Нарциссизм: норма или патология?
  • Сексуальность. Норма и патология
  • Что есть норма?
  • Норма и Патология. Эволюционное преимущество
  • Детская маструбация: норма или патология
  • Жажда статуса, - норма или патология?
  • Жертвовать собой: норма или патология
  • Сиблинговое соперничество: норма или патология?
  • Горе. Норма и патология переживания
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Петь, когда хочется - норма или патология ?
  • О садомазохистских якорях. Сексуальная норма и патология.
  • Асексуальность - дань моде, патология , норма или.. ?
  • Норма и патология: проблемы понимания и дифференциации
  • Норма или патология? (Размышления на примере БДСМ культуры)
  • Диссоциация: виды, норма, патология, континуум-гипотеза, диагностика
  • Невроз как норма жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь