Animus (Образный интеллект).

Animus. Прочитав это слово все психологи сразу вспоминают К.Юнга. У него оно означало мужскую часть психики. Или что-то в этом роде. Я решил воспользоваться этим латинским словом для обозначения невербального (несловесного, образного) интеллекта. У Гегеля в его "Философии духа" есть такое понятие - природная душа. Тоже хорошее название для той части психики, которую К.Юнг называл Анимой (Anima), т.е. женской частью психики. Но здесь речь пойдёт не о душе, а о духе, к которому тоже можно присоединить прилагательное "природный".
Итак, природный дух - это сенсорно-перцептивный интеллект. Можно и так, и этак. Если вы склонны больше к философии, вам, наверное, понравится термин "природный дух". Если склонны к современной психологии, то вам, возможно, больше придётся по душе термин "образный интеллект", или "первосигнальная система".

Все психологи на первых курсах изучали общую психологию и её разделы: психология ощущений и восприятия, психология памяти, психология внимания, психология воображения, психология чувств, психология интеллекта, наконец, психология когнитивных процессов. После раздельного изучения всех этих натуральных психических процессов, у нас, у психологов, в голове царил натуральный бардак. У меня - так точно. А вы можете притвориться, что уже тогда всё поняли, всё связали в единую систему, и тому подобное. Теперь я предоставляю вам возможность всё-таки узреть эту единую систему натуральных психических состояний и процессов, имеющих место быть в невербальном интеллекте. Это, конечно, не абсолютная истина, а всего лишь одна из возможных логико-графических моделей. И я буду несказанно рад, если мой вариант сподвигнет вас сочинить что-то получше. Значит, я не зря старался. :)

 

Animus Образный интеллект


Основа невербального интеллекта - отражение. Это не какое-то состояние или какой-то процесс, отдельный от деятельности, это надстройка над деятельностью, это сама деятельность в своей развитой форме - ориентировочно-поисковая деятельность. Отличается она от просто деятельности тем, что оснащена многими развитыми мозговыми аппаратами, за счёт которых далёкие и труднодоступные предметы потребностей становятся ближе и легкодоступней. Вспомним опыт с обезьяной в клетке и банан, до которого она своей волосатой ручищей (ножищей) дотянуться не может. Без образного интеллекта обезьяна не смогла бы сообразить, как использовать палку, чтобы достать банан. Другие виды животных с более низким образным интеллектом вряд ли могут догадаться о возможности применения предметов в окружающей среде в качестве средства для достижения цели. Да у них и ручищ с ножищами нету. Хотя те же птицы используют способность летать, чтобы сбросить с высоты какой-нибудь орех на камень, чтобы расколоть этот орех. Что я говорю! У многих животных есть манипулятивная деятельность посредством своих рабочих органов (клюва, зубов, лап, хвостов) передвигать разные предметы. Остаётся догадаться в каждом отдельном случае - как, каким образом передвигать, куда и зачем? Вот для этого и нужен образный интеллект.

Отражение содержит в себе такие противоположности, как отображение и выражение. Отображение вырастает в сенсорику, в различные ощущения, а выражение, естественно, происходит с помощью моторики, которая помогает ощупывать интересующий предмет, если не тактильно, то ольфакторно, аудиально или визуально. И это активное ощупывание с помощью разных щупалец (лап, носа, ушей или глаз) формирует образ из тех ощущений, которые получает животное посредством действий наощупь - поисковых движений. Тут всё взаимосвязано. Нельзя сказать, что мухи (ощущения) отдельно, а котлеты (образы восприятия) отдельно. Тут мухи увязли в котлетах по самые уши, нос и глаза. Ощущения и восприятия являют собой не отдельные процессы, а континуум, на краях которых то больше ощущений, то больше образов, а посередине этого континуума 50% ощущений и 50% образов. В общем, это получаются ощущаемые образы и образные (обрЕзанные) ощущения.

Всё это, естественно, синтезируется в сенсорно-перцептивный опыт. А он есть внешняя сторона жизни, сенсорно-перцептивное её сопровождение. Подождите, будет ещё и внутренняя сторона жизни - переживание, эмоциональное сопровождение жизни. Но переживание - это внутренний опыт, который происходит в природной душе, в Аниме. Сенсорно-перцептивный опыт - это уже не столько хаотичная ориентировочно-поисковая деятельность, как на уровне отражения, основы всего образного интеллекта. С.-п. опыт - это регулируемая памятью и представлениями памяти ориентировка. Дело в том, что опыт аккумулируется в памяти, в хранилище прошлого опыта. А сенсорно-перцептивная память имеет под собой почву - генетическую память, которую мы рассматривали в прошлой статье, употребляя термин "сохранение". Ощущения и образы, хранимые памятью и воспроизводимые животным внутри себя, становятся представлениями, т.е. более стабильными образами, приобретшими некоторую независимость от формирующихся "здесь-и-теперь" рабочих образов. Как образы восприятия, так и представления можно отнести к опережающему отражению, которое занимается ближайшим или отдалённым будущим. Опережающее отражение, как все прекрасно знают, нужно для прогноза того, что будет, и для программирования своих перемещений.

Для того, чтобы понять переход от представлений к вниманию, нужно обратиться к текстам Л.С.Выготского и Н.Н.Ланге. Не буду, однако углубляться в цитирование. Приведу лишь одну фразу:

"...Не потому представление интенсивно, что оно сосредоточило на себе наше внимание, но внимание и есть не что иное, как выражение интенсивности или интересности представления..." (Н.Н.Ланге, Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.)

Надо сказать, что внимание - это специфическая ориентировка, по сравнению с общей ориентировкой - опытом. Внимание требуется в резко изменяемых ситуациях, когда происходят какие-то события, полные всякой неопределённости, непредсказуемости, опасности или, наоборот, представлением о чём-то очень приятном, что может случиться. Так очень внимательны зрители хоккейного или футбольного матча, в общем какого-либо спортивного соревнования, или бытовой драки. Внимание - это оперативная боеготовность. ("Внимание! На старт! Марш!"). Внимание - это также присутствие "здесь-и-сейчас". Внимание и интерес могут быть в довольно противоречивых отношениях. Можно быть формально внимательным к словам учителя на уроке, но содержательно на уроке не присутствовать, а витать где-то в облаках. Это когда содержание урока неинтересно ученику, или он не может связать преподаваемый материал с тем, что он узнал до этого - отстал, долго болел, запустил, и т.п.

Сенсорная сторона внимания как-то упускается из внимания психологов, но зато не обходится стороной философами. Под сенсорной стороной внимания я понимаю живое созерцание. Ну, а какое ещё может быть созерцание? Ясно, что только живое. Мёртвые не созерцают, т.е. не разглядывают, не рассматривают что-либо пристально, ничего не наблюдают, даже часов. Счастливые. "Живое созерцание" - это такое расхожее выражение у философов. У психологов оно употребляется в качестве наблюдения или, при наличии рефлексии, самонаблюдения. Ещё применяют термин "контроль" - наблюдение с целью проверки, сошёлся ли "Ist-wert" и "Soll-wert", или они разминулись на очень далёкую дистанцию. ("Ist-wert" - то, что есть; "Soll-wert" - то, что должно быть). Созерцание может быть как внешним, созерцанием каких-либо видимых красот, пейзажей, ландшафтов, либо внутренним - созерцанием картин прошлого, сцен из прошлого опыта. Созерцание - образный аналог сознания. Причём многие философы и психологи лепят в один плоский блин разноуровневые процессы: внимания и осознания, созерцания и сознания, воображения и мышления. Осознание, сознание и мышление - психические процессы, функционирующие в словесно-речевом интеллекте, во второй сигнальной системе.

Моторная сторона внимания, как вы уже наверняка догадались, есть воображение. Само внимание за счёт фокусировки на каком-либо фрагменте сенсорно-перцептивного опыта производит разделение воспринимаемого на фигуру и фон. Вокруг фигуры воспринимаемое пространство субъективно сужается, а фон уходит в стороны, на периферию ясного восприятия. Этот эффект психологи назвали эффектом центрации. Или механизмом центрации. Оно и понятно, ведь через сосредоточение внимания мы фиксируемся на каком-либо внешнем предмете или его представлении, и концентрируем вокруг него другие ассоциативно связанные с ним представления. То есть, созерцаемая картина как бы искажается, искривляется. Отсюда возникает явление кажимости. "Всё не то, чем кажется." Обманы зрения, иллюзии и галлюцинации производятся именно этим механизмом. У принявшего дозу наркомана внимание сужается до такой степени, что воспринимаемые предметы очень сильно фрагментируются и распадаются на части, увеличиваясь в одних частях и уменьшаясь в других. Понятно, что им может привидеться чёрт знает что, и даже черти с дьяволом.

А вообще, воображение - это такой динамичный процесс достройки непосредственно созерцаемого по его части. Вот мы смотрим на какое-нибудь толстое "вервие простое" и сразу же в воображении появляется целый слон с хоботом. Здесь, конечно, помогает память, если мы видели слона вживе или на картинке. Но даже если не видели, то можем вообразить себе целого слона по тем его описаниям, которые услышали или прочитали. Кроме этого воображение участвует в мотивообразовании и целеобразовании, формируя образы желаемого будущего. Если мы вообразили нечто, что хотели бы иметь, то это мечта. Если вообразили нечто несбыточное и небывалое, то это фантазия. Если мы спим и видим, то это уже сновидения.

Созерцание и воображение также представляют собой не отдельные процессы, а континуум, краями которого они являются. Мы воображаем себе созерцавшееся ранее, или даже воображаем себе то, что стоит сейчас за созерцаемым, так сказать, смотрим сквозь ("Я вижу вас насквозь!"), прозревая через очевидное нечто тайное, скрытое, сущностное. Собственно, это мы уже перешли к интуиции, к непосредственному усмотрению истины (как нам опять же кажется). Интуиция - такое здоровое, сбалансированное, гармоничное сочетание созерцания и воображения, которое позволяет нам догадываться об очень многом. Интуиция также обобщает, интегрирует ощущения и образы в некие сложные образования - идеи. Обобщение ощущений, как вы видите на схеме, создаёт чувства, отражающие состояние наших потребностей, их удовлетворённость, неудовлетворённость, процесс их удовлетворения, выражающийся в ощущении удовольствия. Как говорил наш горячо любимый Леонид Ильич, "С чувством глубокого удовлетворения..." и т.д. С помощью интуиции мы видим что-то такое, чего раньше никак не замечали. С помощью интуиции, придя в состояние озарения (инсайта), обезьяна узревает способ доставания палкой банана. Описывать подробно весь этот процесс здесь не буду. Сами догадайтесь - почему.

Скажу только что интуицию не зря называют умным чувством или чувствующим умом. Ум помогает нам удовлетворить наши потребности и загасить пылающие чувства недовольства, поменяв их на чувства довольства, комфорта, неги, расслабленности, и прочих позитивных состояний. Мы начинаем шевелить своим умом, т.е. думать, тогда, когда чувства нас к этому зовут. Ум - это сообразительность, умение соображать на определённые темы, соображать, как выбраться из тяжёлых ситуаций, найти выходы из них. Ум и есть умственная способность, смекалистость, находчивость, ловкость, и т.п. А интуиция - это та платформа, та почва, на которой произрастают чувство и ум. Русский эквивалент слова "интуиция" - чутьё, чуйка.  Это когда человек произносит: "Сердцем чую!" Вместо сердца можете подставить любую другую часть тела, которая напрягается, когда вы пользуетесь своей интуицией: подложечное место, попу, место между бровями (третий глаз), и т.д.



А теперь сопоставим одноуровневые триады из двух сфер, соматопсихики и образного интеллекта:

  Интуиция  -    Чувство       -       Ум
Склонность - Потребность - Способность

Внимание - Созерцание - Воображение
  Интерес  -   Влечение   -  Побуждение

 Опыт  -     Память     -  Представление
Жизнь - Сохранение - Воспроизведение

 Отражение    - Ощущение - Восприятие
Деятельность - Состояние -   Процесс

Как говорится, почувствуйте ... сходство. 



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь