Почему он не делает то, что я хочу?!!

Автор статьи: Иван Варганов

Почему он не делает то что я хочу

Ничтожное количество людей способны существовать автономно, не завися от окружающих. Нам постоянно приходится что-то просить, ожидать, требовать от других людей. Неизбежно сталкиваясь с такой незадачей как нежелание другого нам подсобить. Даже когда срочно надо! Он зевает в ответ, смотрит с безразличием и уходит, оставляя нас наедине с мерзкой обидой, в состоянии беспомощности, с закипающей злостью! 

Поведение человека меняется, когда он желает что-то получить, удовлетвориться обо что-то, или, когда стремится избавиться от переживаний, боли, страдания. Потребность - базовый управитель поведением, который между тем затюкан и давным-давно свергнут более влиятельными структурами. Ведь люди далеко не всегда делают то, что хочется и избегают того, что причиняет боль. Терпят, стиснув зубы, потому как есть в психике более влиятельные особы. 

Эмоции как управитель. 

Одна из функций эмоций – сигнальная. Болезненный сигнал о том, что поведение должно быть скорректировано. Возникнув, эмоция порождает то поведение, которое когда-то в прошлом способствовало разрешению подобного конфликта. 

Виноват? Беги извиняйся, заглаживай вину, накажи себя сам. Стыдно? Ищи виноватых, оправдывайся, отрицай всё. Завидно? Компенсируй, обесценивай, уезжай из страны. Обидно? Виновать, обвиняй, требуй, запрись в ванной. Не даром же говорят, что в гневе человек «не в своём уме». Так и есть, ведь не он, а гнев управляет его поведением. 

Эмоция – это реакция на рассогласование между идеей о том, как должно быть и как есть на самом деле. 

Обидно, когда он ведёт себя не так как должно. Стыдно, когда я являюсь не тем, кем должно. Страшно, когда я предвижу то, что ни в коем случае не должно случиться. В момент, когда я считаю, что мир, в котором я живу неправильный – я эмоционирую. Это меняет моё поведение таким образом, чтобы повлиять на сей беспредел. Вот только несправедливости в мире нет, она содержится лишь в моей голове. Что, между тем, не мешает наводить порядки то тут, то там. 

Эмоция, став хронической, дезориентирует поведение, делая его автоматическим, неподконтрольным. Постепенно превращаясь в черту личности. Так, те, кто часто обижается становится обидчивыми. Те, кто гневается гневливыми. Так наша система ценностей постепенно трансформирует личность. 

"Если не сделаешь это, то будет хуже"

Выходит, рычажком управления поведением являются эмоции. Обвини, запугай, пристыди. Создай эмоцию и в стремлении избавиться от дискомфорта человек изменит собственное поведение. 

Разве не так мы пытаемся повлиять на поведение родных и близких, разве не так, мы пытаемся стать организованнее, добрее, худее и эффективнее? Да, мы запугиваем, обвиняем, виноватим, обижаемся на себя и друг на друга. В попытках скорректировать поведение. 

Загвоздка в том, что, вызывая ту или иную эмоцию, мы порождаем зачастую не желательное поведение, а то, что быстрее всего избавит от оной!!! Так, обзывая себя жирной свиньёй, в надежде заставить себя заниматься спортом, мы и не замечаем, как пожирание пончиков оказывается гораздо более эффективным средством в избавлении от стыда. И… создаём себе замечательную привычку стыдиться и заедать всё это пончиками! Волшебное невежество, правда? 

Или, обвиняя и обижаясь на партнера, мы совершенно упускаем из виду, что ему гораздо проще избавиться от чувства вины, которые мы ему навесили, просто прекратив общение! Зачем тратить массу времени и сил на то, чтобы выяснить, что нам нужно, а потом ещё и пахать в поте лица удовлетворяя наши потребности, когда можно устранить чувство вины уходом, склерозом, глухотой или пивом? 

Избегание в большинстве случаев более эффективно, чем активная деятельность. Потому-то обидчивые люди рано или поздно оказываются одинокими. Не понимая при этом, что переборщили с насильственной парадигмой управления. Основанной на принципе возмездия за неделание. 

Характерные черты насильственной парадигмы управления: 

1. Отрицание свободы выбора. Должен доесть суп, не выбрасывать же! 
2. Сверхценность желательного поведения. Без тебя я не справлюсь! 
3. Нетерпение. Должен был сделать ещё вчера! 
4. Стереотип возмездия. Делай или будет хуже! 
5. Незрелость. Не учитываются индивидуальные особенности, возможности, настроение, потребности, желания и пр. 

Если вы хотите сделать кого-то, в том числе и себя, лучше, добрее, сильнее, богаче и используете насильственную парадигму управления, то будьте готовы к тому, что насилие придётся наращивать. Ведь всё поведение держится лишь на нём! На страхе, стыде, чувстве вины и пр. Убери их и деятельность схлопнется тут же! Поэтому нужно виноватить, стыдить, угрожать и запугивать постоянно. Не это ли происходит в большинстве семей, а? 

Стыд и чувство вины самые удобные рычаги управления поведением, ведь от них очень сложно скрыться, убежать, спрятаться. Именно поэтому невроз вины очень трудно поддаётся психотерапии. Особенно когда основная деятельность человека держится именно на нём. Мы жутко боимся пассивности. 

И тут мы подходим к самому важному. Если для вас другой человек лишь вещь, инструмент, функция, поставщик ресурсов, то дальше можете не читать. Продолжайте принуждать его выполнять ваши указания и наказывайте муками совести. Насильственный подход практикуется в семьях веками! Не заморачивайтесь, особенно если ваш партнер, ребёнок или сотрудник уже хронический виноватик. 

Усилие и насилие

Чтобы выяснить на чём держится поведение другого человека задайте ему простой вопрос: «Тебе это зачем? Зачем ты это делаешь?». Если человек пустится в рассуждения о долге, обязательствах, о том, кто такой настоящий мужчина и женщина, то перед вами раб насильственной парадигмы управления. Его деятельность держится на самоистезании.

Его выдаст то самое нетерпение, раздражительность, возгласы о том, что итак всё понятно. Потому как он боится возмездия за пассивность. Ему будет стыдно, совестно, если он перестанет делать то, что делает. 

Личностного же смысла в его деятельности нет. Потому как, если бы он был, то с него бы начал свой ответ! Когда деятельность содержит смысл, то у человека глазки горят, когда он о ней рассказывает. Если конечно хочешь с вами общаться, не устал и не болеет. Ему нет надобности обосновывать свою мотивацию долгом, обязательствами и пр. Ведь он сам решил заниматься этим, зачем ему костыли в виде принуждения? 

Деятельность не наполненная личностным смыслом может осуществляться только через насилие. Когда мы знаем зачем занимаемся тем или иным делом, какую выгоду оно нам принесёт, то мы с удовольствием совершаем усилия для достижения цели. Нет надобности себя принуждать.

"Если сделаешь это, то тебе будет приятно"

Ненасильственную парадигму управления можно выразить фразой «если сделаешь это, то тебе будет приятно». При такой постановке задачи, нет необходимости бороться с внутренним сопротивлением. Лень, как защитный механизм от принуждения, в таком случае отвалиться за ненадобностью. Человек сам рад двигаться к цели. 

Характерные черты ненасильственной парадигмы управления: 

1. Отсутствие принуждения. Хочешь пойти в кино? 
2. Добровольность. Если хочешь чаю – налей. 
3. Свобода выбора. Ты вправе решать за себя сам. 
4. Цель и смысл определяются самостоятельно. Я хочу красивую улыбку, поэтому иду к стоматологу. 
5. Усилие на основе предвосхищения удовольствия. Если хочешь расслабляющий массаж, то тебе придётся немного промокнуть под ливнем добираясь ко мне в гости. 

Так как же сделать так, чтобы другой вёл себя так как нам нужно? Очень просто в теории, но не просто на практике. Нужно создать предвосхищение удовольствия. Наполнить желаемое поведение смыслом. 

Сравните: 

- Дорогой, если ты не пойдёшь со мной в театр, то я не буду разговаривать с тобой две недели. 
- Дорогой, пойдём в театр, я выбрала комедию, посмеёмся в сласть. 

- Дорогая, ты опять не успела приготовить ужин к моему приходу? Женился на лентяйке! 
- Дорогая, мне очень приятно, когда я прихожу домой, а там меня ждёт горячий ужин. 

Предвосхищение удовольствия создаёт мотив к деятельности. Когда как принуждение провоцирует избегающее поведение. 

Обратите внимание на знакомых. Пары, которые избегают лишних разговоров, пребывают в напряжении, жалуются на холодность и безразличие супруга, скорее всего уже изнасиловали друг друга до такой степени, что жить вместе уже не могут. Тяжело, невыносимо. 

Когда как те партнеры, что пытаются строить совместную деятельность на основе удовольствия очень много общаются, чаще смеются и не пользуются такими словами как долг, обязательства, бытовуха и пр. Им незачем! 

А как вы хотите жить? Чтобы отношения, работа, семья были в радость или как неизбежное зло? Чтобы другие вам уделяли внимание лишь из чувства долга, боясь показаться невежливыми и сухими, страшась ваших обид или потому что им в радость с вами общаться? Сей выбор был всегда, просто вы его не видели. 

Чтобы другой сделал то, что нужно вам, вы можете попробовать запугать его санкциями, штрафами, уходом, проклятиями. А можете показать, что это и в его интересах тоже. Что результат порадует не только вас. Что вам он интересен не как дойная корова, а как равный. Личность со своими потребностями, желаниями и интересами. Что он вам важен, а не то, что он может вам дать...



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь