Исцеление! Какие необходимы условия?

На днях я читала одну из тем на форуме «Так что же делает психолог» и решила написать о том, как я это вижу.

Пересмотрела фильм «Человек без лица» с Мелом Гибсоном и подумала, что отношения мальчика с учителем, представленные в этом фильме, очень наглядно демонстрируют психологический процесс возникновения и развитие терапевтических отношений. Особенно начальный этап взаимодействия пациента и терапевта.

Кратко о содержании фильма: Есть мальчик лет 10, он живет с мамой и двумя сводными сестрами. Отношения между ними не выстроены. Он винит мать, ненавидит старшую сестру и презирает младшую. С папой случилась какая-то непонятная для него история. И, в добавок ко всему, мальчик заторможен, периодически его мучают кошмары. Единственное, что он хочет, это вырваться из этой семьи. Такая возможность ему представится, если он сможет поступить в особенную школу (некий кадетский корпус), но он уже один раз провалил туда экзамен. В своей семье все три женщины (мать и сестры) только насмехаются по этому поводу. У него есть всего несколько месяцев, чтобы попробовать выучить то, что не выучил ранее, и подготовиться к экзамену.

Поехав однажды с друзьями на другой берег гавани, он попадает в дом страшного, обезображенного в аварии человека. И видит в доме кубок, на котором написано что человек – учитель.

Желание поступить в школу, понимание того, что сам он не сможет достаточно хорошо подготовиться, осознание того, что ему важно, чтобы с ним кто-то занимался, пересиливают внутренний страх и отвращение. И мальчик обращается к этому человеку с просьбой научить его и подготовить к экзаменам.

У учителя своя драма: он действительно был очень хорошим учителем, но 10 лет тому назад он попал в аварию, в которой погиб один из его учеников и сам он получил страшные ожоги на теле и лице. Кроме того, его осудили на 3 года за непредумышленное убийство и лишили права преподавать. И последние 7 лет он живет отшельником. Но там, за этой страшной маской, он все тот же Учитель.

Исцеление Какие необходимы условия

И на просьбу мальчика позаниматься с ним, учитель предлагает ему отработать и выкопать яму.

По сути, это проверка мотивации. Учитель понимает, что ученик должен сначала «отдать», перед тем как «взять». Иначе берут плохо, не ценят.

Мальчик заканчивает копать и приходит в дом. Учитель предлагает ему написать эссе. На любую тему. Он же психует и уходит, аргументируя это тем, что на экзамене этого не будет, и он ненавидит писать.

Тут впервые сталкиваемся с тем, что мальчик хочет, чтобы его учили так, как он это видит и понимает. Если провести параллель с психологом, то «Вы вот тут помогите, остальное не трогайте», «ну и что, что чистописание - это одна из основ знаний, я это не люблю…» Пока не пройден этот этап в длительной терапии у клиента может возникать чувства ненужности, чувство, что терапевт его не понимает, копает не там, результатов нет и так далее.



Проходит время, мальчик пишет эссе и возвращается к учителю – тот опять предлагает ему капать яму.

Т.е. заплатить за его труд.

После очередной ямы, передав эссе учителю, мальчик ждет наконец-то нормальной учебы. Учитель же спокойно задает вопросы по эссе и выясняется, что оно чужое. Учитель разворачивает и спокойно уходит. Мальчик опять психует, хочет сбежать, но потом садится и пишет свое собственное сочинение.

Если переводить на психологический процесс: «Хорошо, психолог, ты хочешь что бы я поговорил с тобой о том, о чем я не хочу говорить, я поговорю, но не совсем о том и не совсем так, как ты хочешь.» Это достаточно болезненный процесс, когда клиенту надо довериться и, даже не понимая до конца, зачем нужно делать именно так, пойди туда, куда так не хочется. Пойти в самый центр ситуации и взять на себя ответственность за нее.

И только написав свое собственное эссе, мальчик берет ответственность за свою мечту на себя, преодолевая свое нежелание. Это еще одна базовая точка, на которую он внутренне опирается.

Дальше показано развитие их отношений – мальчик с каждым днем все больше и больше доверяет своему Учителю, чувствует, что ему есть, на кого опереться в сложных для него вопросах.

После того, как клиент взял на себя ответственность, он уже может услышать за переполняющими его эмоциями – «это твоя жизнь, и именно ты в ней принимаешь решения». И тогда, взаимодействуя с психологом, этот клиент день ото дня, от недели к неделе начинает себя лучше видеть, лучше слышать и лучше понимать. Он учится выстраивать границы, воспринимать и принимать. И все сам.

На этом этапе задача психолога прорабатывать вместе с клиентом его прошлое, настоящее и будущее с позиции «я сам отвечаю за свою жизнь». При этом иногда случаются два перекоса: «это не я, а он, психолог, отвечает на вопросы вместо меня», или «я отвечаю за ВСЁ!». Вот эту золотую середину, когда клиент четко понимает «я отвечаю только за себя, свои слова, свои поступки» и именно через эту призму воспринимает себя и окружающих его людей, свои и их поступки, именно этот навык и помогает выработать психолог, общаясь с клиентом в каждой сессии.

Когда ребенок сделал первый шаг, то с одной стороны – он уже умеет ходить, с другой стороны, пройдет достаточно длительное время, перед тем как он будет ходить самостоятельно и хорошо. И даже бегать.

Так как же происходит исцеление при работе с психологом? Каковы необходимые условия успешной терапии, какими должны быть основные «точки опоры», необходимые клиенту для его успешной терапии?

Перечислю комплекс необходимых условий:

  1. Нежелание продолжать оставаться (жить) так же, как это было последнее время; желание изменить ситуацию и состояние, в котором он находится.
  2. Готовность менять себя, но отсутствие понимания как именно это сделать,
  3. Готовность обратиться за помощью к наставнику (психологу),
  4. Сильная внутренняя мотивация совершить изменения,
  5. Принятие ответственности за свои поступки,
  6. Доверие к психологу.
  7. Терпение и понимание, что новый навык не возникает за 2-3 часа общения с интересным человеком, его нужно тренировать и вырабатывать.

 



P.S. Конечно, это необходимые условия, а не достаточные.

P.P.S. Наверное читатели смогут добавить и 8-й, и 9-й пункты. Но отсутствие внутри клиента хотя бы одного из этих 7 условий значительно уменьшает вероятность исцеления.

P.P.P.S. (для читателей, которые не являются специалистами):

Дорогие читатели, особенно те из вас, кто уже попробовал работать с психологами и эта работа была неудачной,  вспомните свой неудачный опыт, посмотрите еще раз на те условия, которые написаны выше, посмотрите внутрь себя, возможно вы сможете увидеть одну из причин вашей неудачной терапии?



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли мальчик любить мальчика
  • Призраки нерождённых 2: Мальчик, который выжил (только для читателей с крепкими нервами!)
  • Мальчик хочет в Тамбов
  • Свет внутри нас: жил-был один мальчик…
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Мальчик. Один на острове.
  • А есть ли мальчик? Или три уровня личности в экзистенциальном анализе
  • Если мальчик поранил пальчик
  • Я больше не твой мальчик, мама.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Как один мальчик превратился в завод. Грустная сказка
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Маленький мальчик и Гитлер. Что происходит с интроектами?
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Как мальчик преодолел страх аттракционов
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Мальчик или девочка? Осознание ребенком своего пола (глава из книги)
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Взять ответственность за свою жизнь на себя
  • Психолог, как учитель, он научит Вас правильно жить.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Что именно и какие условия делает терапию терапией
  • Жил – был мальчик…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь