Школьная адаптация.

Второе сентября – не праздник?

Первое сентября - белые банты, букеты, накрахмаленная форма и радостное многоголосье. А дальше? В следующий понедельник мы можем заметить, что ребенок тяжело просыпается, капризничает, отказывается завтракать. Появляются неожиданные вопросы новоявленного ученика: "А надо ли ходить в школу каждый день?", "Можно ли прийти домой и не оставаться в продленке?", "Когда закончатся домашние задания?"

Вслед за праздником приходят будни, меняющие жизнь всей семьи, ведь не только ученик привыкает жить по новому распорядку, его родители тоже. Начинается целый комплекс изменений: меняется основной вид деятельности (с игрового на учебный), ограничение двигательной активности, характер взаимоотношений и со взрослыми, и со сверстниками. Приспособление организма к изменившимся условиям называется адаптацией и происходит постепенно.
Школьная адаптация

Начало школьной адаптации

Невероятно сложны для организма первые две-три недели, они связаны со значительным напряжением всех систем организма, особенно если выбранная родителями учебная программа и нагрузка не соответствует возможностям самого ребенка. В таком случае, снижается работоспособность и учебная активность. В этот же период обостряются все вялотекущие и хронические диагнозы, особенно неврологические и психосоматические. Очень важно поддерживать здоровье ребенка, в том числе медикаментозно.  А также соблюдать режим сна и бодрствования, прогулок на свежем воздухе.

 Только спустя пять-шесть недель нормализуется состояние нервной и сердечнососудистой систем. Легче адаптируются к нагрузкам здоровые, физически развитые дети.

Признаки сложной адаптации

Характерно ли для вашего ребенка вдруг появившееся двигательное возбуждение или заторможенность, головные боли, снижение аппетита, настроения, нежелание идти в школу, нарушения сна, сноговорение, энурез, провокационное поведение, проявление агрессии. В таком случае, обратитесь к неврологу и школьному психологу. Необходимо снизить учебную нагрузку, обеспечить дополнительный отдых, например, брать еще один выходной по средам и проводить его за городом, или, гуляя в парке; избегать посещения шумных, перевозбуждающих мероприятий, просмотра эмоциональных кинофильмов и компьютерных игр. Полезно купание в комфортной, теплой воде с расслабляющими травами, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика.

Как помочь легче адаптироваться к школе

Не менее важный комплекс изменений связан с формированием новой внутренней социальной позиции "Я-ученик" и принятием школьных норм, правил, в том числе правил общения с одноклассниками. Для детей очень важна потребность в любви, осознание себя хорошим и для учителя, и для детей. Положительные эмоции, которые ребенок может получить, общаясь со сверстниками могут облегчить его адаптацию, и наоборот. И здесь важно быть рядом, говорить о чувствах и переживаниях, вселять в него уверенность в собственных силах.


Обязательно обсуждайте школьные проблемы со всей семьей в непринужденной обстановке, например, после ужина. Если ребенку трудно рассказывать, помогайте ему конкретными открытыми вопросами, не предполагающими короткие ответы "да" или "нет".  Не сводите всю беседу к разговору об оценках, чтобы он не подумал, что важен не он сам, а его отметки. Вы, прежде всего, родители, его опора и поддержка. Дом должен оставаться домом, а не судилищем после школы. В таком случае, у ребенка не остается места для отдыха и снятия напряжения.

Вы наверняка предпочтете не говорить дома о рабочих моментах и проблемах? Постарайтесь выяснить, с кем и в какие игры малыш играл, чем занимался на перемене, что запомнилось за день ему больше всего, что понравилось и, обязательно, что не понравилось. Помните, если негативные переживания не выводить вовне, они начинают саднить внутри, раздражать и способствовать проявлению психосоматических симптомов. Самый простой способ извлечь наружу неприятные переживания и рассеять их - поговорить об этом.  А затем, не забудьте обнять и выразить надежду на то, что завтрашний день принесет удачу и вам, и вашему ребенку!

Анастасия Венедиктова, психолог



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если он справшивает - "Почему в таком возрасте и до сих пор одна?"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "33 несчастья", неудачный день или пора выключить "Автопилот"!?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь