|
Страх собак. Случай из практики с использованием МАКАвтор статьи: Рагулина Анастасия Юрьевна
Несколько месяцев назад у меня была семилетняя девочка на приеме. Запрос: боязнь собак. Хочу описать свою работу, в которой я использовала метафорические ассоциативные карты и работу с мягкой игрушкой. Сначала мы с Алёной (имя заменено) поговорили про ее страх. Были ли в ее жизни ситуации, когда собака ее пугала, кусала, набрасывалась и прочее. Она мне рассказала три истории:
Таким образом, я проверила наличие прошлой травмы, связанной со страхом собак, которая могла бы повлиять на восприятие этих животных. В жизни Алёны не было никакого негативного опыта боли, причиненной от собак. Я ее спросила: чего же именно она боится? Она ответила, что боится, что собака ее поцарапает. Откуда взялось именно «поцарапает», а не набросится, например, или укусит, Алёна ответить не смогла. И тогда я решила достать колоду МАК «Saga» и вместе с ней придумать сказку про девочку, которая боится собак. Сначала мы вместе посмотрели все карты, которые есть в этой колоде и отобрали те, которые нам подходят. И начали придумывать сказку про девочку. Вот что получилось: девочка гуляла по лесу и увидела под деревьями, в корнях чьи-то глаза, которые смотрели на нее. Она испугалась. Но стоило ей присмотреться (я ее направляла и поддерживала в этом), как она увидела, что за корнями прячется маленькая собака. Так ей сначала показалось, но когда девочка продолжала стоять и смотреть на корни дерева, собака набралась смелости и вышла. Это была уже не маленькая собака, но и не большая. Она вышла просто «понюхать» девочку, проявила к ней интерес и была настроена дружелюбно (я опять направляла сказку в нужное русло и поддерживала ее). И тогда Алёна, после того, как собака обнюхала девочку, решила с ней… поиграть. «Во что бы они поиграли?», - спросила я. Алёна ответила, что «лучше пока не играть, а я ей сыграю на дудочке, пусть послушает…». Добавляем еще одну карточку. Спрашиваю ее: «Понравилось ли собаке, как девочка играла на дудочке?». Она отвечает: «Да». Алёна дальше говорит о том, что девочка шла рядом с собакой и ей это нравилось и они гуляли по лесу (добавляем карточку с лесом). Потом стемнело и собака проводила девочку домой. Вот этот расклад в картах: Алёна в сказке, идентифицируя себя с девочкой, подружилась с собакой. Я решила закрепить этот эффект и решила показать ей собаку (мягкую игрушку), которая находилась у меня в кабинете. Эта игрушка надевалась на руку, и мы с ней по очереди смогли проиграть роли. Сначала она была этой собакой и надела ее на руку. Инструкция была такая: рассказать вместе историю, как какая-нибудь девочка подружилась с собакой. «Собака» могла вставать с места, отвечать, перемещаться по кабинету, предлагать игры так же, как девочка, которая с ней хотела бы подружиться. Потом мы поменялись местами и придумали еще одну игру, где уже я была «собакой», а она – «Алёной», то есть самой собой. Это позволило ей переключить внимание на себя, на свои ощущения. В конце нашего занятия я спросила ее про собак. Она ответила, что собак больше не боится, потому что поняла, что с ними можно подружиться. Или они просто «подойдут понюхать» и в этом нет ничего страшного. Конечно, если бы был какой-либо негативный опыт из детства, связанный с болью или испугом, причиненным от собаки, то работа была бы более длительной, с другими методами и техниками (на отработку травмы, на проживание чувств). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|