О бессознательном, или хозяин и собака

 

На занятиях с детьми по методике Куклотерапии мы используем театральные этюды, которые разделяются на два вида: так называемые «человеческие этюды» и этюды «хозяин и собака».

Авторы методики Медведева И.Я. и Шишова Т.Л. исходят из предположения, что у детей «при невротической конституции, как правило, сочетается богатая, выраженная натура (естество) и слабая, неразвитая, как бы непробужденная личность (что и порождает дисгармонию)».

Под натурой здесь понимаются конституциональные свойства темперамента и характера, индивидные свойства: эмоции, мотивация и коммуникативный стиль. Под личностью — высшие её уровни: самосознание, самоконтроль, социальная направленность и иерархия ценностей, морально-нравственные установки.

И вот, когда какое-либо качество натуры очень сильно выражено, ребенку тяжело с ним справиться, что приводит к неадекватным поведенческим реакциям и эмоциональным срывам, или подавленности.

Медведева И.Я. выделяет патологические доминанты (страхи, тревожность, гиперзастенчивость, стремление к лидерству, демонстративность; чрезмерная медлительность, заторможенность; повышенная возбудимость; душевная хрупкость ранимость; агрессивность; аутистические черты, отстраненность; вязкость, регидность и т. п.).

Что соответствует акцентуациям характера или, в зависимости от выраженности, психопатиям в различных классификациях. А иногда это невротическая реакция на ситуацию.

Авторы метода Куклотерапии предлагают не ломать природу ребенка, а облагородить недостатки характера, возвысив (элевировав) их до уровня достоинства. Так гиперзастенчивость возвышается до скромности, агрессивность до роли защитника слабых, медлительность — до обстоятельности и т. п.

В психокоррекционных театральных этюдах под названием «хозяин и собака» натуру олицетворяет собака, а личность — хозяин. Ребенок играет роль хозяина собаки. Сюжет строится так, что кукла-собака мешает кукле-хозяину жить. И ребенку-хозяину приходиться волей-неволей справляться с собакой, т. е. личность должна научиться укрощать, облагораживать, обуздывать натуру.

От имени куклы ребенку гораздо легче говорить и проигрывать свои трудности. Эмоциональному раскрытию и отреагированию также способствует и то, что ребенок покаывает этюд за ширмой кукольного театра, которая служит дополнительной психологической защитой.

Так в метафорической форме происходит работа с бессознательным и выстраивание гармоничных отношений между разными уровнями личности ребенка. Происходит укрепление личностной целостности, когда индивидные свойства органично встраиваются в структуру личности и обеспечивают ребенку адаптацию в окружающем мире.

 



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда собака - это просто собака или Прививка от универсальных рецептов в вопросах воспитания
  • Собака-психотерапевт VS собака психотерапевта/психолога
  • Манипуляция - Собака снизу-Собака сверху.
  • Моя собака Идиот
  • Собака на сене...
  • Кошка или Собака?!
  • Собака на сене
  • Моя собака психотерапевт
  • Кот и собака. Чему я у них учусь.
  • Собака и чувство вины
  • Осторожно! Злая собака
  • Я большая больная собака
  • Осторожно: злая собака!
  • Собака - друг человека?!
  • Волшебная собака: две истории об одном и том же.
  • 10 аргументов почему собака лучше психолога
  • Собака съела паспорт или как я стал предпринимателем
  • Собака лает, а караван идет своей дорогой!
  • Профилактика детских страхов или дети, мамы и собака
  • Утренние мысли или «Собака лает – караван идет!»
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 8 (Кто в доме хозяин)
  • "Собака лает, ветер носит"
  • Целебные свойства кризиса личности.
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Нет сильных и слабых мужчин и женщин,есть сильная или слабая личность.
  • Как тревожность мешает ребенку учиться!
  • Особенности характера ребенка в зависимости от порядка рождения
  • Как помочь своему ребенку научиться справляться с тревогой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь