|
О бессознательном, или хозяин и собакаАвтор статьи: Логина (Варварина) Марина Владимировна
На занятиях с детьми по методике Куклотерапии мы используем театральные этюды, которые разделяются на два вида: так называемые «человеческие этюды» и этюды «хозяин и собака». Авторы методики Медведева И.Я. и Шишова Т.Л. исходят из предположения, что у детей «при невротической конституции, как правило, сочетается богатая, выраженная натура (естество) и слабая, неразвитая, как бы непробужденная личность (что и порождает дисгармонию)». Под натурой здесь понимаются конституциональные свойства темперамента и характера, индивидные свойства: эмоции, мотивация и коммуникативный стиль. Под личностью — высшие её уровни: самосознание, самоконтроль, социальная направленность и иерархия ценностей, морально-нравственные установки. И вот, когда какое-либо качество натуры очень сильно выражено, ребенку тяжело с ним справиться, что приводит к неадекватным поведенческим реакциям и эмоциональным срывам, или подавленности. Медведева И.Я. выделяет патологические доминанты (страхи, тревожность, гиперзастенчивость, стремление к лидерству, демонстративность; чрезмерная медлительность, заторможенность; повышенная возбудимость; душевная хрупкость ранимость; агрессивность; аутистические черты, отстраненность; вязкость, регидность и т. п.). Что соответствует акцентуациям характера или, в зависимости от выраженности, психопатиям в различных классификациях. А иногда это невротическая реакция на ситуацию. Авторы метода Куклотерапии предлагают не ломать природу ребенка, а облагородить недостатки характера, возвысив (элевировав) их до уровня достоинства. Так гиперзастенчивость возвышается до скромности, агрессивность до роли защитника слабых, медлительность — до обстоятельности и т. п. В психокоррекционных театральных этюдах под названием «хозяин и собака» натуру олицетворяет собака, а личность — хозяин. Ребенок играет роль хозяина собаки. Сюжет строится так, что кукла-собака мешает кукле-хозяину жить. И ребенку-хозяину приходиться волей-неволей справляться с собакой, т. е. личность должна научиться укрощать, облагораживать, обуздывать натуру. От имени куклы ребенку гораздо легче говорить и проигрывать свои трудности. Эмоциональному раскрытию и отреагированию также способствует и то, что ребенок покаывает этюд за ширмой кукольного театра, которая служит дополнительной психологической защитой. Так в метафорической форме происходит работа с бессознательным и выстраивание гармоничных отношений между разными уровнями личности ребенка. Происходит укрепление личностной целостности, когда индивидные свойства органично встраиваются в структуру личности и обеспечивают ребенку адаптацию в окружающем мире.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|