|
Арт-терапевтическая техника «слепой художник».Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Данная техника дает возможность понять свои особенности во взаимодействии с другим человеком. Умеете ли вы говорить о своих желаниях? Четко ли излагаете свои мысли? Способны ли вы к конструктивному диалогу? Как чувствуете себя, когда хотите одно, а получаете другое? Вы предпочитаете роль учителя, руководителя или ученика, исполнителя? На эти и многие другие вопросы вы можете получить ответ в процессе выполнения и анализа данного упражнения. Упражнение выполняется в парах. Один участник - «слепой художник». Другой – ученик художника. Инструкция: У «слепого художника» есть замысел картины, которую должен нарисовать второй участник - «ученик». Картина должна быть достаточно простой, чтобы ее смог нарисовать человек, не имеющий навыков рисования. В процессе рисования «слепой художник» не смотрит на картину, но, контролирует процесс рисования, четко давая инструкцию: что и как рисовать. Задача «слепого художника» - максимально понятно донести свой замысел до исполнителя, задача «ученика» - угодить учителю. выполнить задание максимально близко к «оригиналу», представлению «слепого художника». Когда рисунок закончен, «слепой художник» смотрит на рисунок и оценивает результат работы. После этого они меняются местами и упражнение выполняется заново. В статье представлено выполнение упражнения на примере двух участников, работающих в паре.
Первый участник, из роли «слепого художника» смотрит на выполненный для него рисунок: - Рисунок соответствует тому, что я хотела примерно на восемьдесят процентов. Мне очень нравится этот букет, он плотный, ваза в центре пространства, как я и хотела. Букет ярче, больше, чем ваза. - Как вы объясняете успех? - Наверное, важно сразу объяснить, что хочешь, обозначить пропорции рисунка. - Я слышала, что вы просили, чтобы ваза составляла двадцать процентов от высоты рисунка, разве она составляет двадцать процентов? - Нет, примерно сорок. Но, это как-то неважно. - Я слышала, что вы хотели прожилки на листьях. - Прожилок нет, листья просто зелененькие, но, ладно, такие получились. - Получается, вам не важно, чтобы ВСЕ ваши пожелания выполнялись? - Важно, что в целом рисунок получился, а детали не важны. - Вы четко проговорили свои желания, но, часть из них оказались нереализованными? Как вы чувствуете себя? - На самом деле, мне грустно, но, я боюсь об этом сказать, чтобы не обидеть рисовавшего. А еще, я с детства привыкла к тому, что мои желания никому не интересны. Второй участник из роли ученика: - Слепой художник два раза говорил мне о прожилках на листьях, но, я так и не нарисовала их. Попробовала, у меня не получилось, и я не стала их рисовать. - Но, вы даже не сказали об этом слепому художнику. Вы слышали пожелания «слепого художника» о размерах вазы, прожилках на листьях, разноцветных розах. И, даже начали добавлять в розы более яркий цвет, когда «слепой художник» в третий раз повторил, что хочет разноцветные розы, но, остановились. Чем руководствовались? - Собой. Мои желания были для меня важнее. Моя работа связана с творчеством, мне важно, чтобы все решения принимала я сама. Работать под чьим – то руководством у меня желания нет. Обсуждение второго рисунка: Первый участник из роли исполнителя - «ученика». - А я рисовала и рисовала, наслаждалась рисованием. - И не особенно слушали, что вам говорят. - Да? Да… - «Слепой художник» сказал: «Нарисуй водопад», вы стали заполнять голубым цветом практически весь лист, не уточняя расположение, размер водопада и прочие его характеристики. Затем «слепой художник» упомянул горы, и тут же горы заняли все оставшееся на листе место. Озеро, солнце и все остальное пришлось рисовать уже поверх имеющихся образов, произошло смешение цветов. Вы ничего не спрашивали у «слепого художника», рисовали так, как хотели вы сами. - Я подумала, что, если человеку что – то важно, он сам скажет. - В самом начале упражнения, я подчеркнула, что «ученик» может спрашивать, его задача – угодить учителю и выполнить задание максимально близко к «оригиналу», представлению «слепого художника». Это модель ваших отношений с людьми, мы это упражнение делали для того, чтобы вы поняли, как вы взаимодействуете друг с другом. - Получается, что в отношениях с другим человеком, я делаю то, что хочу сама, но, при этом уверена, что этого хочет другой человек. Я приписываю ему свои желания. Я слышу, но, формально, не уточняя, и, все равно делаю по – своему. Второй участник, из роли «слепого художника»: - Рисунок соответствует тому, что я хотела процентов на пятьдесят. Влюбленная пара на рисунке и корабль имеются – для меня это важно, остальное совсем не соответствует тому, что я представляла, но, я, видимо, не смогла передать словами те образы, которые видела. Все, как в жизни. - Как это проявляется в вашей жизни? - Я очень приблизительно доношу до партнера свои желания, а потом еще удивляюсь, почему он меня не понимает. В итоге то, что имею, сильно отличается от того, что я хотела бы иметь. В конце упражнения проводится рефлексия: «Что в результате упражнения вы почувствовали, узнали про себя?» Она позволяет проговорить участникам появившиеся в процессе работы мысли и чувства, осознать и интегрировать в свою жизнь новый опыт. Данную технику можно применять в семейной терапии, как элемент собеседования при приеме на работу, а также в индивидуальной работе с психологом. Статьи о работе с рисунком: Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком. То, на что мы смотрим, увеличивается. Идеальный муж – какой он? Работа с бесплодием с помощью рисунка. Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком. Работа с пластелином Я леплю из пластилина… Автопортрет из пластилина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|