Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

Данная техника дает возможность понять свои особенности во взаимодействии с другим человеком. Умеете ли вы говорить о своих желаниях? Четко ли излагаете свои мысли? Способны ли вы к конструктивному диалогу? Как чувствуете себя, когда хотите одно, а получаете другое? Вы предпочитаете роль учителя, руководителя или ученика, исполнителя? На эти и многие другие вопросы вы можете получить ответ в процессе выполнения и анализа данного упражнения.

Упражнение выполняется в парах. Один участник - «слепой художник». Другой – ученик художника.

Инструкция:

У «слепого художника» есть замысел картины, которую должен нарисовать второй участник - «ученик». Картина должна быть достаточно простой, чтобы ее смог нарисовать человек, не имеющий навыков рисования. В процессе рисования «слепой художник» не смотрит на картину, но, контролирует процесс рисования, четко давая инструкцию: что и как рисовать. Задача «слепого художника» - максимально понятно донести свой замысел до исполнителя, задача «ученика» - угодить учителю. выполнить задание максимально близко к «оригиналу», представлению «слепого художника». Когда рисунок закончен, «слепой художник» смотрит на рисунок и оценивает результат работы. После этого они меняются местами и упражнение выполняется заново.

В статье представлено выполнение упражнения на примере двух участников, работающих в паре.

  1. Дается инструкция, участники группы делятся по парам и выполняется упражнение.
  2. После выполнения упражнения проводится обратная связь от участников, работающих в паре. Насколько процентов из ста возможных рисунок, нарисованный для вас, соответствует тому, что вы хотели?

Первый участник, из роли «слепого художника» смотрит на выполненный для него рисунок:

 Арт терапевтическая техника слепой художник

- Рисунок соответствует тому, что я хотела примерно на восемьдесят процентов. Мне очень нравится этот букет, он плотный, ваза в центре пространства, как я и хотела. Букет ярче, больше, чем ваза.

- Как вы объясняете успех?

- Наверное, важно сразу объяснить, что хочешь, обозначить пропорции рисунка.

- Я слышала, что вы просили, чтобы ваза составляла двадцать процентов от высоты рисунка, разве она составляет двадцать процентов?

- Нет, примерно сорок. Но, это как-то неважно.

- Я слышала, что вы хотели прожилки на листьях.

- Прожилок нет, листья просто зелененькие, но, ладно, такие получились.

- Получается, вам не важно, чтобы ВСЕ ваши пожелания выполнялись?

- Важно, что в целом рисунок получился, а детали не важны.

- Вы четко проговорили свои желания, но, часть из них оказались нереализованными? Как вы чувствуете себя?

- На самом деле, мне грустно, но, я боюсь об этом сказать, чтобы не обидеть рисовавшего. А еще, я с детства привыкла к тому, что мои желания никому не интересны.

Второй участник из роли ученика:

- Слепой художник два раза говорил мне о прожилках на листьях, но, я так и не нарисовала их. Попробовала, у меня не получилось, и я не стала их рисовать.

- Но, вы даже не сказали об этом слепому художнику. Вы слышали пожелания «слепого художника» о размерах вазы, прожилках на листьях, разноцветных розах. И, даже начали добавлять в розы более яркий цвет, когда «слепой художник» в третий раз повторил, что хочет разноцветные розы, но, остановились. Чем руководствовались?

- Собой. Мои желания были для меня важнее. Моя работа связана с творчеством, мне важно, чтобы все решения принимала я сама. Работать под чьим – то руководством у меня желания нет.

Обсуждение второго рисунка:

 

Первый участник из роли исполнителя - «ученика».

- А я рисовала и рисовала, наслаждалась рисованием.

- И не особенно слушали, что вам говорят.

- Да? Да…

- «Слепой художник» сказал: «Нарисуй водопад», вы стали заполнять голубым цветом практически весь лист, не уточняя расположение, размер водопада и прочие его характеристики. Затем «слепой художник» упомянул горы, и тут же горы заняли все оставшееся на листе место. Озеро, солнце и все остальное пришлось рисовать уже поверх имеющихся образов, произошло смешение цветов. Вы ничего не спрашивали у «слепого художника», рисовали так, как хотели вы сами.

- Я подумала, что, если человеку что – то важно, он сам скажет.

-  В самом начале упражнения, я подчеркнула, что «ученик» может спрашивать, его задача – угодить учителю и выполнить задание максимально близко к «оригиналу», представлению «слепого художника». Это модель ваших отношений с людьми, мы это упражнение делали для того, чтобы вы поняли, как вы взаимодействуете друг с другом.

- Получается, что в отношениях с другим человеком, я делаю то, что хочу сама, но, при этом уверена, что этого хочет другой человек. Я приписываю ему свои желания. Я слышу, но, формально, не уточняя, и, все равно делаю по – своему.

Второй участник, из роли «слепого художника»:

- Рисунок соответствует тому, что я хотела процентов на пятьдесят. Влюбленная пара на рисунке и корабль имеются – для меня это важно, остальное совсем не соответствует тому, что я представляла, но, я, видимо, не смогла передать словами те образы, которые видела. Все, как в жизни.

- Как это проявляется в вашей жизни?

- Я очень приблизительно доношу до партнера свои желания, а потом еще удивляюсь, почему он меня не понимает. В итоге то, что имею, сильно отличается от того, что я хотела бы иметь.

В конце упражнения проводится рефлексия: «Что в результате упражнения вы почувствовали, узнали про себя?» Она позволяет проговорить участникам появившиеся в процессе работы мысли и чувства, осознать и интегрировать в свою жизнь новый опыт.

Данную технику можно применять в семейной терапии, как элемент собеседования при приеме на работу, а также в индивидуальной работе с психологом.

Статьи о работе с рисунком: Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Идеальный муж – какой он?

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Работа с пластелином 

Я леплю из пластилина…

Автопортрет из пластилина.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Профессии художника:живописец, художник по текстурам, реставратор
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Как вернуть жажду жить и осознать, что для Вас важно? Полезное упражнение и подборка фильмов.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как сохранить в памяти то, что для меня важно
  • Мои и не мои желания. Что я хочу, а что хочет Другой
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Ты завидуешь тому, во что не веришь для себя? Упражнение
  • Ты завидуешь тому, во что не веришь для себя? Упражнение
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Это все, что останется после меня...
  • Как не пополнить печальную статистику разводов или что важно знать, чтобы сохранить семью?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Почему все так? За что мне это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь