«Хочу домой!» или Почему дети не адаптируются в лагере?
Нередко приходится слышать от родителей, а также наблюдать воочию, что детям трудно адаптироваться в детских оздоровительных лагерях. Там может быть совершенно замечательно в плане организации времени, выбора кружков, питания и отношений с воспитателем и ребятами в отряде, но.. Регулярно приходится наблюдать, как наступает «час Х» , детям выдаются телефоны для созвона с родителями и вся радость от пережитого за день, блеск в глазах, новый опыт – превращаются в кучу мусора, на которой восседает торжествующий родитель, а у подножия этого импровизированного трона топчется ребенок и невнятно бормочет воспитателям, вожатому, психологу лагеря: «Хочу домой..» . И раз за разом это «хочу домой» становится все истеричнее и громче. Никаких внятных аргументов ребенок привести не может, разве что неубедительное «скучаю». Потому что ты видишь, как он резвится на мероприятиях, дружно со всеми играет в спортивные игры, смеется-влюбляется-набирается опыта. Но каждый вечер это превращается в ничто вопросами, потоком льющимися из телефонной трубки: «А вас там хорошо кормят?.. А воспитатели с тобой как разговаривают?. .А ребята у тебя из тумбочки не воруют?.. А почему тебе не дали главную роль?.. А почему у тебя голос грустный?..» и прочая, и прочая.
Пытаясь изобразить каким-то невидимым зрителям неподдельную любовь к ребенку, родители засыпают его многочисленными деструктивными вопросами, подрывая авторитет воспитателей, обесценивая дела в отряде, критикуя содержание работы кружков и уровень праздников в лагере. Навязчивый поиск дефектов, недостатков, недоработок «приводит к успеху» - в какой-то момент до ребенка доходит, что в лагерь-то его отправили, а вот справки с двенадцатью печатями на право радоваться В ОТСУТСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ – не выдали. А значит, он ДОЛЖЕН хотеть домой, вячески это демонстрировать, потому что смена всего три недели, а с родителями еще жить и жить, и надо быть лояльным к их предписанию: Не смей быть счастливым без нас!!!
Что мы имеем:
Ребенка, которого раздирают противоречия: при всем благополучии среды и ее доброжелательности – он просто не может взять это и присвоить. Т.е. дезадаптируется. Живет в постоянном дискомфорте, раздрае и необходимости выбрать: вопреки воле родителей, быть счастливым, обрастать новыми друзьями и опытом отношений или – во имя любви родителей – быть несчастным с любыми, самыми классными и интересными людьми, только чтобы подтвердить растревожившимся маме, папе и бабушке, что они – самые значимые люди в его жизни, и только они имеют право регулировать, когда он может быть счастлив и с кем. Подавляющее большинство детей выбирают быть несчастными, но верными родительской семье. А значит, во всех других группах – в садике, школе, секции, в институте, в семье и в трудовом коллективе – быть неприкаянными, не на своем месте, внутренне одинокими и зависимыми от мнения своих родителей.
Родителей и бабулю, упивающихся своим всемогуществом, правотой и властью над чувствами и жизнью ребенка. Эти штуки будут регулярно проверяться. Дитятко даже сводят к психологу, но вылечиться от зависимости не дадут. Потому что: Нельзя! Кому сказано – нельзя быть без нас счастливым! Мы без этого потеряем свою значимость, власть и авторитет, которых у нас больше нигде нету! Так что мы тебя породили, а ты нас обслуживай!
В перспективе – целое поколение детей, которые, вырастая, будут иметь огромные проблемы с тем, чтобы строить отношения кем-то, помимо собственных родителей. Обреченных быть везде и всюду – глубоко несчастными. И от контекста это никак не зависит.
Что полезно делать:
- начать себе признаваться, хотя бы по чуть-чуть, что власть над ребенком – очень сладка
- прочитать книгу Ф. Дольто «На стороне ребенка»
- решиться на психотерапию (свою, разумеется)
PS: мальчики, по моим наблюдениям, страдают от этого больше, чем девочки. Ну, или как-то более явно и раньше проявляют симптомы..
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.