|
"Меня нет. Я хочу появиться!"Автор статьи: Родимов Павел Михайлович
Вопрос: У меня такое ощущение, что меня нет. Павел: Верно. Попробуй прямо сейчас появиться здесь. В.: Хм, как это сделать? П.: Давай, уйдем от технического момента «как». Есть ли у тебя желание появиться? В.: Да. Я очень-очень этого хочу. П.: Вероятно ты уже предпринимал такие попытки. Что ты делал? В.: Много… много делал. П.: Что именно? В.: Ммм, даже не знаю. Но я очень старался. П.: Могу представить. Предполагаю, что ты изо всех сил учился, чтобы получить высокую оценку или ты делал что-то другое, чтобы получить признание и симпатию окружающих: делал карьеру, строил бизнес, из кожи вон лез, чтобы тебе сказали, что ты хороший сын, семьянин, бизнесмен, отец. В.: Да, все верно, так оно и было. Но… я почему-то никак не появлялся. П.: Да, каждый раз твои результаты исчезали, испарялись. Старые награды ничего не значили в новом моменте жизни и приходилось вновь и вновь доказывать, что ты Есть. В.: Да. Я чувствую отчаяние по этому поводу. П.: Очень тебя понимаю. В.: Что же делать!? П.: Появись для себя самого. В.: Как это сделать? П.: Перестань стремиться доказать свое существование с помощью функций. Социальные роли не способны и не должны доказывать твое существование, ведь твое существование начинается не с твоих достижений. В.: А с чего? Если другие не будут видеть мои результаты, то как ещё я буду для них существовать? П.: Постой, давай пока не будем о «других». Речь ведь идет о том, чтобы ты появился для себя самого. В.: Но и я сам хочу видеть свои результаты!? П.: Это нормально, но нужно ли тебе доказывать самому себе, что ты есть. Делать что-то – это и правда очень интересно. Однако, если ты делаешь свою работу, только для того, чтобы доказать свое существование, то это очень изнурительно. В.: И что!? Мне не нужно ничего делать!!!??? Но кому я тогда нужен? П.: Это и правда печально. Печально то, что ты ищешь признания, чтобы стать нужным, чтобы ощутить любовь. А сам себе ты не нужен? Сам себя ты любишь? В.: Ха, за что мне себя любить? Я неудачник. П.: Любовь – это явление безусловное или условное? Ты имеешь право себя любить? В.: Право… мне кажется, да, имею. П.: А чем это право подкреплено? В.: В смысле!? Я не понимаю вопрос. П.: Ну на чем основывается твое право себя любить? В.: Вот и я о том же. Чтобы себя любить я должен иметь достижения и результаты. П.: Откуда взялась такая логика?
Жизнь – это отношения. В буквальном смысле. Мы постоянно находимся в той или иной степени отношений с самим собой, другим человеком и группами людей, с Богом/Миром/Вселенной и с неживыми объектами. И при этом мир отношений человека разворачивается на нескольких уровнях. Есть уровень социальных ролей и функций. На нем все мы – это какой-то набор действий. Муж выполняет функции для жены, а жена для мужа, родители для детей, а дети для родителей, и все что-то делают для других в своей профессиональной функции и т.д. и т.п.. На этом уровне царствуют две ключевых парадигмы: «Надо» и «Что делать?». В свою очередь отношения на этом уровне разворачиваются с позиции взаимных действий, ответственности/обязанности, эффективности и достигнутых результатов/успехов. Соответственно главной валютой в отношениях на этом уровне является признание, похвала, а также деньги. Часто, совершенно нелепым образом (но по совершенно объяснимым причинам), на этом уровне расплачиваться за действия и результаты начинают любовью, а потом ею же и штрафуют, если кто-то вдруг решил чего-то не делать или не сделал так, как это ожидалось. Под миром социальных ролей и функций находится реальность внутреннего мира. Которую еще называют сновидческой реальностью, так как на этом уровне разворачиваются внутренние переживания индивида в виде мыслей (образов, воспоминаний), чувств, ощущений. Важность данного уровня трудно переоценить, так как там разворачивается опыт человека, который в свою очередь может либо игнорироваться и вытесняться и таким образом становиться бессознательным и травматичным, а может быть ассимилирован/распакован, осмыслен и интегрирован в систему восприятия человека, что в последующем позволяет ему конструктивно выстраивать свое будущее (такой опыт становится ресурсным). Именно на этом уровне, в опоре, или без нее, на опыт, осуществляется непрекращающийся выбор, с помощью которого индивид плетет свой уникальный узор судьбы. Третий уровень сущностный или космический, по сути, является местом, где человек осознает себя как неотъемлемую часть всеобщего Бытия/Бога/Вселенной. Переживания на данном уровне довольно сложно передать словами, их называют пиковыми экзистенциальными состояниями (они часто связаны с религиозным опытом или ощущениями во время различных духовных практик). В такие состояния, так или иначе, в той или иной мере, погружается каждый человек. Мы на самом деле испытываем в этом потребность. Прикоснуться к своему Бытию. В этот момент все «суетное», «мирское» отодвигается на задний план, раскрывая человеку самый главный феномен – факт его существования в мире, во вселенной, механизмы возникновения и функционирования которой мы до сих пор не можем постичь в полной мере.
Как развивается «функциональное» отношение самого человека к себе и других к нему? Конечно же, как и многие другие психологические феномены, оно закладывается в детстве, в отношениях с родителями, которые, не имея отношений со своим внутренним миром, не могут вступить в отношения с внутренним миром ребенка. В той же мере они не могут и помочь ребенку сформировать эту значимую связь. Как человеку наладить связь с миром внутренних переживаний, а также осознать себя на уровне Бытия? Если обратиться к опыту предков, то увидим, что они в этом случае эффективно использовали словесное творчество, мифологию, сказки, языческую и религиозную структуру. В жизни людей прошлого существовали прекрасно отточенные системы практик, благодаря которым, человек находил время и место встретиться с самим собой. Однако, формализация религиозных ритуалов, потеря контакта с их содержательной частью, утрата глубокого понимания их символики и смыслов, а также их катастрофическое отставание от реалий современного общества, привело к их угасанию и исчезновению. Церковь, священника, жреца или волхва, а также мудрого устойчивого родителя заменили телевизор, интернет, звезды шоу-бизнеса и сверхбогатые богоподобные фигуры, ориентация на которых приводит к психологическим срывам, кризисам и катастрофам. Отход от систем, поощряющих контакт человека со своим духовным миром, создал вакуум, который социум пытается заполнить различными эзотерическими школами, что в свою очередь часто создает серьезные социальные и индивидуальные проблемы. На этом фоне возрастает актуальность и важность развития сильных психотерапевтических школ. Именно психология, находясь на стыке точных наук, медицины, философии и искусства, должна и могла бы стать преемницей в сфере умножения духовного богатства всего человечества в целом и каждого отдельного взятого человека. В связи с этим, отвечая на вопрос: «Как обрести свое «Я есть»?» - я, рискуя быть похожим на ворчливого консерватора, предложил бы: ходить в оперу и театр, читать классиков и поэзию, слушать классическую музыку и вступать в контакт со своим внутренним миром чувств, мыслей, воспоминаний. Делать это также в контакте с опытным и профессиональным терапевтом. Это тонкая настройка души, которая вместе с тем, не занимает так уж много времени, но при этом значительно обогащает содержание жизни человека, делает его бытие осознанным, а присутствие в своей жизни устойчивым. Речь идет не о том, чтобы человек полностью переместил свою жизнь с социального уровня во внутренний мир, а о том, чтобы усиливая и обогащая внутренний мир, привносил в социум «светлое, доброе, вечное». В текущий момент нанотехнологий, невероятного технического прогресса, сверхбыстрых коммуникаций и сверххитрых политтехнологий этот старый «банальный» призыв начинает играть роль не просто забытой истины, а принципа, используя который, человечество сможет выдержать новые вызовы современности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|