|
Власть МертвецаАвтор статьи: Эльдар Хагверди
Табу, как показывает Фрейд, аналогично совести современного человека, и выполняет функцию примитивной совести. Но первоначально вина за агрессивные представления проецируясь на покойного, трансформируется в страх. То же самое происходит с детьми, дети дети раннего возраста не испытывают муки вины и угрызения совести. Депрессии раннего детского возраста проявляются в виде вялости, рассеянности, плохой успеваемости в школе. Зато дети испытывают страх.
Человек может даже и не знать покойного при жизни, но, тем не менее, чувствовать смутную вину, такое встречается у людей чрезмерно совестливых, и может быть объяснено переносом этих чувств с другой фигуры. Анимизмом можно называть философское мировоззрение, парадигму, основанную на концепции одухотворения всего сущего, населении мира бесконечным количеством сущностей- духов. Ядром же анимизма можно считать допустимость магии. Магия есть не что иное как метафора самого процесса мышления, который, в свою очередь основан на метафоре и метонимии. Другими словами это метафора метафоры. Духи, собственно говоря, являются более или менее емкими метафорами той или иной психической данности (страхи, опасения, вина, забота, любовь ), деятельности человека (сексуальная жизнь, профессия, социальные роли), животных, растений, стихий. Из всех существовавших парадигм анимистическая (мифологическая) наиболее целостна, она не имеет концептуальных изъянов, не имеет противоречий внутри самой системы, дана в измерении синхронии (все дано одномоментно). Религия, как последующая парадигма, не столь целостна. Она имеет изъян в виде, самотождественности Бога: «Я есть то, что я есть». В анимизме же ничто не является тем чем является, духи – божества меняются местами, сливаются, разделяются в зависимости от ситуации. Парадокс аутореференции в религии приводит в дальнейшем к ее распаду, и появлению картезианского субъекта, который несет на себе божественный изъян «Я- мыслю = Я- существую». Научная парадигма, отрицая, правильнее сказать, убивая мертвого бога, тем не менее, сохраняет всю парадоксальность религии, но теперь спроецированную на «человека», «личность», которыми она и занимается, и которые психоанализ ставит под вопрос. Психоанализ низводит, децентрирует субъекта, в итоге показывая невозможность его самотождественности. Таким образом, анимизм структурирован очень хорошо, как хорошо структурированный бред. В психиатрии такую «мифологическую»структуру называют образным бредом, в отличии от систематизированного (такую структуру имеет религия и наука). В анимизме душа индивида может бродить во время сна, общаться с другими душами и божествами, после смерти реинкарнироваться в другие тела- новорожденных, животных, растений; душа сама может стать божеством, или страдать в мрачном царстве Аида и т. д. Например, Нарцисс или Гиацинт могут являться как юношами, так и цветками, причем всеми экземплярами этих цветков одновременно. Анимизм напоминает сон, потому что там царит первичный процесс в виде сгущения и смещения. Первичный процесс ответственен за разделение магии на контагиозную и симпатическую. В первом случае это нечто похожее на передачу от соприкосновения (метонимия), во втором- на подобии (метафора). Оба вида магии, таким образом, соответствуют базовым бессознательным процессам мышления, и допустимость магии основана на предположении о возможности переноса механизмов мышления на реальность. Мышление проецируется, распространяется на окружающий мир, и подчиняет его своим законам, но само оно оказывается в итоге рекурсивно включенным в сконструированную им же языковую реальность. Язык становится своим собственным заложником, и только так мышление и может состояться:
-гениальная фраза З. Фрейда. Мышление было бы невозможным, если бы оно не проецировало себя вовне, создавая этим актом разделение на внешнее и внутреннее- а это и есть реальное всемогущество мысли. Но дикарь считает, что его мысли могут воздействовать на реальность, так же считает и ребенок
Ассоциативный процесс подвергается сильнейшей переоценке. Всемогущество мыслей очень явно при неврозе навязчивости, но и при других неврозах оно (всемогущество) так или иначе подразумевается.
Таким образом, находит свое объяснение табу на сексуальные отношения с женщиной, принадлежащей тотему и запрет на убийство самого тотема. Фрейд объясняет эти запреты как реактивное расширение Эдипова комплекса. Очень интересен обряд тотемистической трапезы, в котором тотем умерщвляется и поедается сырым.
Сразу после оплакивания, члены клана устраивают праздник- оргию, где запреты на некоторое время снимаются. Тотемистические мотивы легко обнаруживаются и в монотеистических религиях, например в христианском обряде причащения (хлебопреломления), где «братьями во Христе» поедается «плоть» и выпивается «кровь» Христова. Причем в ортодоксальном католичестве хлеб и вино во время священного таинства воспринимаются не символически, а как буквальное изменение «сущности» этой материи. Для создания собственного концепта Фрейд привлекает идеи Дарвина о первичной орде, где ревнивый отец-тиран оставляет себе всех самок, и изгоняет сыновей. Он создает миф, в котором изгнанные братья объединяются между собой и убивают, а затем съедают первоотца.
В поедании отца происходит идентификация с ним сыновей. Совершившие это преступление сыновья испытали вину, раскаяние,
. Из-за этого раскаяния сыновья с целью «отмены» сделанного решают отказаться как от убийств «заместителей» отца, так и от освободившихся женщин. В итоге, вместо ожидаемой вседозволенности они получили еще более строгие ограничения, налагаемые теперь мертвецом, с которым они отожествились. Таким образом, миф об убийстве праотца объединяет схожесть психологии «дикаря», «невротика» и ребенка. У трех этих фигур действия заменяют мысли.
К дикарю в этом примыкает ребенок, невротик же поступая противоположным образом внешне, в сущности же он так же отожествляет их, иначе зачем ему казнить себя лишь за мысли так, как будто это поступки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|