|
Анализируем источники Силы. 7. ИскусствоАвтор статьи: Алексей Фисун
Настоящее искусство кажется неумением. Дао Де Дзин
Искусство обладает огромным потенциалом Силы. Собственно говоря – искусство это и есть ноу-хау по управлению Силой. Мы же здесь говорим не про физическую Силу, которая когда есть – «ума не надо». Мы говорим про психологическую Силу, про Силу Духа. Про глубинную жизненную мотивацию, которая заставляет «двигаться горы» и «города берет». И искусство – важнейший ресурс, который открывает внутреннюю Силу. Каким же образом это происходит? Искусство – это компетенция Само слово искусство сообщает нам о том, что речь идет о чем-то, сделанном с высоким уровнем умения. То, что «шито белыми нитками» - не есть искусство, это уровень ремесленника, поденщика. Именно потому Лао Цзы говорит нам о том, что настоящее искусство кажется неумением – потому что это настолько виртуозно сделано, что профану непонятно, что за этим стоит огромная работа, потому что он в этих тонкостях не разбирается. То есть искусный – это сделанный на высшем уровне компетенции. На то, чтобы достичь этого уровня знаний, навыков, умений – уходят годы и годы обучения, и прозрений. Искусство – это сопереживание Все, что управляет глубинными Силами – сложно. Когнитивно сложно. Основная сложность - это так называемое преодоление материала. Точнее говоря, преодоление сопротивления материала. Чтобы быть искусным – надо знать природу того материала, той стихии, с которой работаешь, надо уметь почувствовать ее. А для этого надо быть соприродным, т.е. обладать высокой степенью эмпатии. Ведь сопереживать можно и нужно не только людям, но и природе, а для некоторых видов искусства – только природе. Многие из нас метеозависимы - это означает, что наше настроение зависит от сезона и погоды. Например, прямо сейчас у многих развивается такое состояние, которое называется «осенней депрессией». А, ведь, именно из таких настроений и состояний черпают свое вдохновение целый ряд людей искусства. Потому что искусство – это сопереживание кому-то другому. Значимому другому – природе или людям. Но секрет заключается именно в том, что когда мы работаем с нашим настроением, обрабатываем его как Папа Карло свое полено, преодолевая материал, делая из него Буратино – мы учимся управлять природными силами, постигаем суть процесса, делаем его функциональным. Постигаем природу процесса или продукта через сопереживание, через аналоговые, а не цифровые соподчинения, через «отзеркаливание» и уподобление. Поэтому большинство поэтических метафор построены на передаче настроения через показ природных образов. Мы делаем природу антропоморфной, человекоподобной: Что стоишь качаясь, тонкая рябина? Головой склоняясь до самого тына Картину создает рама, фрейм Работая с природным материалом – мы находим своеобразные «точки входа», но, что еще важнее – «точки выхода». Ведь любое произведение становится таковым только тогда, когда оно закончено. Именно поэтому «дураку полработы не показывают». Мы считаем искусством то, что обладает форматом искусства, т.е. помещено в раму, названо искусством. Огромное количество дискуссий о современном искусстве посвящено вопросу о том, что же считать таковым. И начались эти разговоры, по сути - со знаменитого писсуара Дюшана, размещенного на выставке. Поэтому с точки зрения кураторов современного искусства – это то, что размещено в стенах галереи. Даже если это просто кучи песка и земли, как это показано в одном фильме. На психологическом языке такой процесс называется фреймированием. И это важный процесс, поскольку он лежит в основе определения границ своего Я. И тут мы узнаем еще один секрет управления Силой: нам нужна энергия, чтобы делать дела в пределах того жизненного пространства, которое мы считаем своим. Для всего остального – «есть Мастеркард», как говорится в одной рекламе)). Другими словами – у вас много или мало сил, в зависимости от того – на какой масштаб дел вы претендуете. Напомню, что у маленьких детей иной раз не хватает сил на то, чтобы доесть кашку с тарелки и она вываливается у них прямо изо рта. Потому что они еще маленькие и слабенькие. Но потом некоторые из них вырастают (меньше чем в 4 раза, кстати, если считать по росту) и становятся такими сильными как миллиардеры с их огромными яхтами или даже, страшно сказать – как президенты. Потому что меняются их представления о собственных границах и о границах своих компетенций – то есть мета-представления о том, на что они способны. Напомню, что эти представления живут на мета-когнитивном уровне (Волевом). Таким образом – количество сил, которыми мы располагаем, зависит от наших представлений о том – где начинаются и кончаются границы наших компетенций, т.е. от фреймирования и самопрограммирования. Искусство это преображение и выражение В любом случае искусство – это преображение. То есть своего рода чудо. Создание того, чего раньше не было. Даже если это «всего лишь» новый взгляд на привычные нам вещи. Как писсуар Дюшана, помещенный в пространство выставки. Накладывание рамки, фрейма на реальность – это уже преображение, изменение, форматирование реальности. Именно на поиск своего собственного взгляда на вещи – у художника и уходят основные силы. Потому что на это уходят лучшие ресурсы нашего мозга, т.к. это – самая затратная ментальная работа. Но главное при этом, чтобы найденный собственный взгляд был выразительным. Не понятным, а именно выразительным, т.е. обладающим внутренней силой преображения. Это то, что называется «импритинг» - впечатывание. Когда один раз увидев – уже не сможешь развидеть и не забудешь до конца своих дней. Ну, например – «Мыслитель Родена». Как только вы это прочитали – в мозгу сразу же возникает образ знакомой скульптуры. И его выразительная сила такова, что при этом мало кто может в точности повторить фигуру этого сидящего человека. Потому что это целостный образ большой силы, а то, что у Мыслителя локоть правой руки стоит на левом колене – разве это уж так важно? Вот она преобразующая Сила искусства! Искусство – это послание Выразительную Силу искусства можно еще назвать зашифрованным посланием, месседжем. Левополушарные люди часто пытаются разгадать «секрет» той или иной картины или другого произведения. Будь то «улыбка Джоконды» или наскальные петроглифы. Но попытки эти безуспешны, потому что язык интуиции и вдохновения (т.е. правого полушария ГМ) не переводится на левополушарный язык. Но попытки эти будут делаться всегда потому, что Сила выразительного искусства такова, что многие хотят хотя бы частично приобщиться к этой Силе и научиться преображать окружающую действительность пусть бы и на чуть-чуть. Но этим людям невдомек, что автор произведения силен не сам по себе, а он силен потому, что прокопал свой ход к источнику Вселенской Силы. То есть художник берет у Вселенной Силу преображения как бы напрокат, всего лишь на время своей короткой жизни и платит за нее по самой высокой цене (иногда - безумием или самоубийством). Но за оставленные человечеству образы, т.е. всего лишь проекции картинок из головы - самые большие художники записывают свои имена сразу в Вечность как Властелины Силы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|