|
Родовспоможение: быть беспомощной или... свободной?Автор статьи: Куроедова Татьяна Николаевна
ПОГОВОРИМ О…
истории родовспоможения и о том, что мы выбираем сегодня: быть беспомощными или … свободными? "Опыт - учитель, очень дорого берущий за свои уроки, но зато никто не учит лучше его" Т. Карлейль Технический прогресс в медицинской практике достиг огромных высот. Однако вместе с этим произошло и понимание того, что технологическое совершенствование, к сожалению, не привело ни к сокращению перинатальной патологии и увеличению потенциала здоровья нации, ни к усилению привязанности матери к ребенку. А проблемы "отказных" детей, абортов, дурного обращения с детьми также не находят своего разрешения. Стало также понятным, что истоки человеческой личности находятся в пренатальном (внутриутробном) опыте и влияние со стороны матери в процессе вынашивания и собственно в самих родах является самым весомым фактором формирования будущего человека. И сегодня вновь становится актуальным вопрос: Что делать? И как же вернуть главенствующую роль в родах самой женщине? И это непростая задача, ведь, по сути, вся история акушерства - в большой степени история постепенного лишения роженицы главной роли в драме родов. Обратимся к самой истории развития акушерства и технологий ведения беременности и родов В примитивных и традиционных культурах роды были сугубо женским делом, к участию в котором мужчины не допускались. Более того, у некоторых народов уже на этапе беременности практиковалось раздельное проживание беременной в специально отведенных для этого местах. Такие традиции существовали, например, в древней Спарте, в Китае, Индии. У аборигенов Австралии и на островах Полинезии женщины рожали в одиночестве, и никто не имел права к ним приближаться. В славянской культуре предписывалось, чтобы рядом с беременной и роженицей находилась повитуха, зрелая женщина, имеющая собственных детей и получившая свое умение по наследству от матери к дочери. Повивальное искусство не было оформлено как знание. Это было именно искусство, опыт совместного проживания, Со – бытия. По мере развития медицины акушерство постепенно стало превращаться в знание, которому было возможно научить. Современное акушерство обрело начало во Франции семнадцатого века, когда мужчина-врач впервые вошел в родильную комнату и присвоил себе роль, традиционно исполнявшуюся до этого акушерками. Тогда впервые женщин стали класть на спину во время родов, чтобы врачам легче было накладывать акушерские щипцы. Считается, что все началось с Луи XIV, который хотел лучше рассмотреть, спрятавшись за занавеской, как родится его ребенок, для чего его любовницу во время родов положили на спину. С тех пор врач-акушер и стоит, держа в руках инструменты, весь внимание, перед пассивной, уложенной на спину роженицей (интересно, что английское слово "obstetric", обозначающее "акушерский", происходит от латинских "ob" + "stare", что значит "стоять перед"). С тех пор положение на спине и вызванная этим положением вынужденная пассивность роженицы стала повсеместной практикой во всех развитых странах. Согласно классификации американских терапевтов Уильяма и Марты Серз с первой трети двадцатого столетия и до наших дней в практике евроамериканского родовспоможения можно проследить три основных, последовательно сменяющих друг друга этапа. В 30-40 годах во избежание риска для матери и ребенка роды переносятся в больницу. Вследствие того, что роды связаны с кровью, нередко – с наложением швов, и связанной с этим последующей реабилитацией женщины, их начинают рассматривать как хирургическую операцию. Это и был тот самый ключевой момент, который и стал психологической и тактической ошибкой в медицинской концепции родовспоможения, который в конечном итоге привел к определенным результатам: роженица стала рассматриваться как «больная», и в связи с этим в первую очередь нуждается в помощи хирурга и анестезиолога, а не в человеческой поддержке. Два последующих десятилетия стали пиком применения медикаментозных методов обезболивания, приводящих наряду с облегчением боли к торможению сократительной деятельности матки. Одурманенную анестезией и успокоительными средствами роженицу, не способную контролировать работу своего тела, клали на жесткий стол ( вредность которого для матери и ребенка сегодня уже не вызывает сомнений), где женщина часто вообще засыпала, а ее ноги фиксировались в «стременах». Поскольку мать, не владеющая своим телом, была не в состоянии родить, появление ребенка на свет обеспечивалось врачом, и нередко с помощью щипцов. Такое «активное управление» родами надолго стало считаться признаком высокого профессионализма. Женщине же отводилась лишь пассивная роль обездвиженного пациента. Акушерская наука предписывала вмешательство на всех стадиях: начиная с обязательного выбривания лобка и столь же обязательной клизмы, и кончая прокалыванием околоплодного пузыря, введением окситоцина, а также использованием электронных датчиков и лекарств. Все это приводило к изменениям химического состава организма женщины, а также уменьшало поступление кислорода к плоду, отчего вместо маленького любопытного исследователя мира с широко раскрытыми глазами, рождался безвольный сонный комочек с головной болью. Женщина как личность со своими ценностями, желаниями и мыслями не присутствовала в процессе деторождения. Она – лишь тело, и чаще всего была отчуждена от результата своих усилий. Новорожденного ребенка сразу уносили от матери, чтобы взвесить, измерить, пронаблюдать работу его систем и органов. Складывается впечатление, что основной целью системы было разлучить ребенка и мать в третьем периоде родов и раннем послеродовом периоде. Торжество техногенного подхода и рациональности: цивилизация, полностью технологизировав момент рождения человека, не позаботилась лишь о самом главном: о комфорте человеческой души!
70-х годов двадцатого столетия стал понятным кризис в медицинской модели родовспоможения. На Западе активно создавались и практиковались альтернативные модели сопровождения беременных и проведения родов. Также стало понятным, что решение данной проблемы во многом зависит от усилий представителей человековедческих наук и конкретных практических предложений научных открытий в данной области, могущих изменить технологию ведения беременности, родовспоможения, а также психотерапевтическую практику работы не только с самими беременными, но и всей семьей, ожидающей ребенка. Наконец, сегодня эти изменения в практике родовспоможения пришли и к нам. В чем же их суть? Современные психологические исследования свидетельствуют о том, что женщины, независимо от психологического склада и интеллектуального уровня в одинаковой мере испытывают тревогу перед посещением больницы, как таковой. И если для тех из них, кому это еще незнакомо, необходимость пребывания в больничных стенах окрашена страхом перед неизвестным, то у подавляющего большинства женщин, отправляющихся туда не впервые, на сознательном и бессознательном уровнях также явно прослеживается установка на неизбежность психотравмирующих ситуаций.В этой связи практикуется традиция переноса родов из операционного зала в палату, где все приближено к домашним условиям, и где женщина может чувствовать себя защищенной и свободной в своем поведении. Сами роды могут проходить на кровати или кушетке в удобной для нее позе. И самое главное, они естественны! То есть происходят спонтанно, а не планируются и жестко контролируются врачами! «Если женщина осознана, свободна и окружена заботой в это важное для нее время, она совсем не беспомощна, не потеряна и следит за тем, что происходит внутри нее. Она действуют сознательно, спонтанно, ищет и легко находит наиболее удобные положения, и оказывается, что эти положения наиболее выгодны физиологически. Никем не обучаемые, женщины сами знают, как держать и кормить ребенка сразу после рождения, а ребенок знает, как найти сосок матери. Это в одинаковой степени верно для женщин разных культур и разных социальных групп. Я убедился в том, что в поведении матери и новорожденного есть универсальный компонент, и что в правильно организованных условиях родов, когда женщина чувствует себя свободной и ничем не сдерживаемой, она может естественным образом достичь того уровня реакции, который заложен в ней глубже, чем индивидуальность, воспитание и культура», - так пишет о родах Мишель Оден, выдающийся врач акушер-гинеколог, широко известный во всем мире, благодаря своим научным открытиям и практическим инновациям в области родовспоможения. «Древнейшая часть мозга женщины высвобождает гормоны: окситоцин, эндорфины и пролактин, - те же самые, что и у всех млекопитающихдействуют как естественные обезболивающие. В период схваток и собственно рождения малыша в организме женщины срабатывает инстинктивный механизм самозащиты. Во время эффективных схваток она словно отключена от мира - она «отсутствует». Любая ситуация, когда происходит мощный выброс окситоцина - будь то роды, наступление оргазма или приток молока - требует, чтобы женщина ощущала себя в безопасности. Любое явление сексуальной жизни - а роды, конечно, являются событием сексуальной жизни - может подвергнуться подавлению. Как невозможно иметь интимных отношений, когда чувствуешь себя небезопасно, точно так же и женщина не может "раскрыться" и родить в окружении, где она не ощущает защищенности и комфорта». Поэтому, прежде всего и больше всего женщине в родах необходимо чувствовать себя защищенной! А далее важным моментом является встреча матери с ребенком сразу после рождения. Для этого ребенок должен остаться у мамы на руках надолго после родов, а не побыть там несколько минут в обстановке родзала только ради прикладывания к груди - а потом его забирают. Смысл не в этом! Если эти первые минуты после родов будут прожиты отдельно, то все духовное предназначение процесса будет потеряно. Ведь первый час после родов - очень важное время для матери и малыша. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность. Даже хорошие идеи - становятся абсурдными, когда неясна их суть. Об этом важно помнить, говоря обо всех новшествах и изменениях в процессе родовспоможения сегодня. Поэтому, на мой взгляд, необходимо как можно больше освещать этот вопрос в психологической и медицинской практике, а также в прессе. А также помнить, что жизнь не стоит на месте – она все время движется вперед, к новым открытиям и достижениям. А нам остается только мудро ими распорядиться. В заключение, хочется отметить что, неоднократно прикасаясь к этой трепетной теме в своей научной работе, в написании статей и в практике психотерапевтических встреч с беременными женщинами, я не перестаю восхищаться мудрости Мира и нас, женщин в Великой миссии дарить любовь в этом важном процессе под названием Жизнь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|