Семейная системная терапия - что это такое?

Семейная психотерапия – одна из самых молодых психотерапевтических школ. Она возникла после Второй мировой войны и развивалась в теснейшем сотрудничестве с кибернетикой, а точнее с общей теорией систем. Становление семейной системной терапии связано с развитием теории коммуникации и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не внутрипсихические проблемы членов семьи, а способы их  взаимодействий, устройство и процессы самой семьи.

Основатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир — механистический и организмический. Для механистического, или ньютоно – галилеевского, взгляда на мир характерны, во-первых, элементаризм, то есть разбиение предмета исследования на “атомы” — элементарные и неделимые составляющие; и, во-вторых, линейная причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмический взгляд на мир происходит из биологии и для него характерны, во-первых, холизм (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей) и, во-вторых, взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Использование именно этой теории в психотерапевтической практике больше всего способствовало выделению семейной терапии в качестве самостоятельного терапевтического направления.

Для теории систем характерны 2 положения:

  1. целое больше, чем сумма его частей. Это означает, что семья гораздо больше, чем простое сложение ее членов.
  2. все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это система,  имеющая свои свойства и закономерности развития и существования. Клиентом психотерапевта является не отдельный индивид, а семья.

Любая семья – это организованный организм, который существует по определенным законам в соответствии со своими явными и скрытыми правилами и последовательностями, взаимодействиями между членами семьи. В каждой семье существуют свои границы, иерархия, степень сплоченности, семейные роли, коалиции и альянсы. Помимо этого, в семье есть свои правила, семейные истории и мифы. Это определённое неосознаваемое соглашение между членами семьи поддерживающее семейное единство, формирующее образ семьи, семейное самосознание, семейную идентичность, регулирующее семейные правила, определяющее характер коммуникаций.

Семья, как и всякая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза заставляет семью оставаться такой, как она есть, не меняться. Закон развития, наоборот, говорит о том, что каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же, как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, рождение детей, а также изменения физического возраста людей. Проблемы супругов, недавно вступивших в брак, в целом отличаются от проблем пар, женатых 20 лет. Родители маленьких детей не сталкиваются с теми трудностями, что родители подростков. Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Иногда задача осложняется шлейфом неудачно решенных проблем на предыдущих стадиях.

Нет таких семей, которые не испытывали бы трудностей в тот или иной период жизни. Вопрос заключается в том, каким образом семья справляется с трудностями и кризисными состояниями.

Показаниями для семейной психотерапии являются следующие факторы:

  • Центральное место принадлежит межличностным проблемам в семье.
  • Проблемы ребенка прямо связаны с плохим функционированием семьи, имеющей много трудностей.
  • Проблемы ребенка закрепляются семьей.

Нарушения в структуре семьи, нарушения в коммуникациях, нарушения в прохождении жизненных циклов семьи, влияние семейных историй, наличие функциональных симптомов в семейной системе – все это является показаниями для семейной терапии.

В заключение хочу привести конкретный пример. Обращается мама с жалобой на то, что ее девятилетний сын плохо учится в школе. В линейной логике причина детского нарушения видится в ребенке. Ребенок плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, и он просто не справляется со школьными требованиями в силу нарушений памяти, внимания, мышления и т. п. Или ребенок плохо учится, потому что у него школьный невроз. Возможно и то, и другое. Психологическая диагностика позволяет проверить и ту, и другую линейную гипотезу. Заметьте, что линейная логика направляется вопросом «Почему?» и предполагает ответ «...потому что». В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными возможными причинами. Сделаем первый шаг к круговой причинности. Расспросив обратившихся, выясняем, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, у ребенка не выработано навыков самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но тем не менее часами делает уроки с ребенком. На этом этапе вопрос «почему» оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос: «Зачем?» Зачем мама делает своего ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что у мамы и папы не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с сыном. Если у сына будет все в порядке, интенсивность скандалов между мамой и папой увеличится просто в силу того, что у мамы будет больше времени задуматься о проблемах своей семьи. Скандалы - угроза стабильности семьи. Их не хочет никто. 
Итак, круг замкнулся. Чем хуже мальчик учится в школе, тем больше времени мама и сын проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья. Понятно, что эту круговую зависимость видит в начале терапии только психолог. Постепенно эту зависимость начинают видеть все. Как только это произошло, в семье становятся возможными перемены, семья становится доступной для психотерапевтического воздействия. Психотерапевт, работая индивидуально с ребенком, может наладить учебу ребенка в школе либо на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения, которое будет стабилизатором семейной системы вместо неуспеваемости. В худшем случае успех ребенка приведет к распаду семьи.

С помощью семейнного специалиста можно увидеть и понять, что «сломалось» в семейной системе, какие паттерны взаимодействия  оказались дисфункциональными  и выработать другие навыки общения.



Просмотров: 589
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Почему все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Семья . Смысл создания семьи - притча.
  • Готовимся к семейной жизни: границы вашей семьи
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Источник проблемы, как найти? Папа, мама и я как-бы дружная семья
  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • 6 кризисов, через которые должна пройти каждая семья
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Что влияет на «жизненный цикл» семьи?
  • Закон Гомеостаза семейной системы.
  • Закон развития семейной системы. №2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь