|
Семейная системная терапия - что это такое?Автор статьи: Арутюнян Анна Юрьевна
Семейная психотерапия – одна из самых молодых психотерапевтических школ. Она возникла после Второй мировой войны и развивалась в теснейшем сотрудничестве с кибернетикой, а точнее с общей теорией систем. Становление семейной системной терапии связано с развитием теории коммуникации и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не внутрипсихические проблемы членов семьи, а способы их взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Основатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир — механистический и организмический. Для механистического, или ньютоно – галилеевского, взгляда на мир характерны, во-первых, элементаризм, то есть разбиение предмета исследования на “атомы” — элементарные и неделимые составляющие; и, во-вторых, линейная причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмический взгляд на мир происходит из биологии и для него характерны, во-первых, холизм (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей) и, во-вторых, взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Использование именно этой теории в психотерапевтической практике больше всего способствовало выделению семейной терапии в качестве самостоятельного терапевтического направления. Для теории систем характерны 2 положения:
Базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это система, имеющая свои свойства и закономерности развития и существования. Клиентом психотерапевта является не отдельный индивид, а семья. Любая семья – это организованный организм, который существует по определенным законам в соответствии со своими явными и скрытыми правилами и последовательностями, взаимодействиями между членами семьи. В каждой семье существуют свои границы, иерархия, степень сплоченности, семейные роли, коалиции и альянсы. Помимо этого, в семье есть свои правила, семейные истории и мифы. Это определённое неосознаваемое соглашение между членами семьи поддерживающее семейное единство, формирующее образ семьи, семейное самосознание, семейную идентичность, регулирующее семейные правила, определяющее характер коммуникаций. Семья, как и всякая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза заставляет семью оставаться такой, как она есть, не меняться. Закон развития, наоборот, говорит о том, что каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же, как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, рождение детей, а также изменения физического возраста людей. Проблемы супругов, недавно вступивших в брак, в целом отличаются от проблем пар, женатых 20 лет. Родители маленьких детей не сталкиваются с теми трудностями, что родители подростков. Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Иногда задача осложняется шлейфом неудачно решенных проблем на предыдущих стадиях. Нет таких семей, которые не испытывали бы трудностей в тот или иной период жизни. Вопрос заключается в том, каким образом семья справляется с трудностями и кризисными состояниями. Показаниями для семейной психотерапии являются следующие факторы:
Нарушения в структуре семьи, нарушения в коммуникациях, нарушения в прохождении жизненных циклов семьи, влияние семейных историй, наличие функциональных симптомов в семейной системе – все это является показаниями для семейной терапии. В заключение хочу привести конкретный пример. Обращается мама с жалобой на то, что ее девятилетний сын плохо учится в школе. В линейной логике причина детского нарушения видится в ребенке. Ребенок плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, и он просто не справляется со школьными требованиями в силу нарушений памяти, внимания, мышления и т. п. Или ребенок плохо учится, потому что у него школьный невроз. Возможно и то, и другое. Психологическая диагностика позволяет проверить и ту, и другую линейную гипотезу. Заметьте, что линейная логика направляется вопросом «Почему?» и предполагает ответ «...потому что». В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными возможными причинами. Сделаем первый шаг к круговой причинности. Расспросив обратившихся, выясняем, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, у ребенка не выработано навыков самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но тем не менее часами делает уроки с ребенком. На этом этапе вопрос «почему» оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос: «Зачем?» Зачем мама делает своего ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что у мамы и папы не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с сыном. Если у сына будет все в порядке, интенсивность скандалов между мамой и папой увеличится просто в силу того, что у мамы будет больше времени задуматься о проблемах своей семьи. Скандалы - угроза стабильности семьи. Их не хочет никто. С помощью семейнного специалиста можно увидеть и понять, что «сломалось» в семейной системе, какие паттерны взаимодействия оказались дисфункциональными и выработать другие навыки общения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|