|
Аутизм от теории к практикеАвтор статьи: Згама Елена Евгеньевна
Аутизм – от теории к практике
На сегодняшний день мною написаны уже две статьи по теоретическим размышлениям относительно природы и развития РАС. В данной работе, я постараюсь максимально подробно объяснить, то, что я смогла отследить, проанализировать и к каким выводам пришла. Многие не верят в то, что аутизм лечится, и уже совершенно отчаялись, опустили руки, многие ищут варианты и возможности. Я же считаю, что аутизм – это «консервирование» психических процессов, с целью сохранения первичного Я. Я не могу сказать, что аутизм лечится, так как это не заболевание, а демонстрация того, насколько психика пластична и насколько природа максимально старается сохранить базовые структуры личности от тотального разрушения. Так же, я не могу сказать, что ребенок станет абсолютно здоровым психически, так как «консервация» Я – проходит через время, которое действительно может быть совершенно упущено. Однако, результаты, которые я получаю, и выводы к которым прихожу, намного радужнее чем, могут показаться в самом начале. В своей работе я опираюсь на психоаналитическую теорию, поэтому буду использовать ряд терминов и понятий, которые можно найти с легкостью в словарях, но постараюсь писать максимально не терминологически. Рождаясь, ребенок обладает двумя энергетическими потоками – либидинозным (как альтернатива сексуальным) и агрессивным. В норме развитие и осваивание этих энергий происходит параллельно и синхронно. Если ребенок, с помощью матери не обучается управлять этими двумя энергиями, то происходит ряд нарушений, причем различного вида, которые могут вызвать задержку речевого развития, регрессивное поведение, и множество других последствий, но не могут вызвать «консервацию» Я ребенка. Ряд защитных процессов, которые я описала в статьях ранее, достаточно сильны, но в случае с детьми с РАС они работают постоянно. Это не просто реакция на стресс, это постоянно действующая защита, и работает она до тех пор, пока не будет убрано то, что ее провоцирует. Существует «агрессивный пучок», который нужно найти и «разрядить», параллельно с этим можно начинать и психологическую работу с ребенком. Что входит в этот «агрессивный пучок»? С одной стороны – это внешние агрессивные стимулы. Ранее я описывала, что для ребенка совершенно не имеет значение, агрессия это направлена на мать, на него, от матери к самой себе, от отца к матери, от бабушки к матери и так далее. Смысл в ее концентрации вблизи матери. С другой стороны – это агрессивный импульс самого ребенка. Он не управляем, и не может быть переработан матерью, так как существует концентрация агрессии ее собственного мира и присутствуют сложности с процессом контейнирования чувств вообще. И с третьей стороны – это соматический агрессор. Вот тут прячется «невидимый» но часто самый опасный источник агрессии. Ребенку, в возрасте полутора лет, не важно, будь то бактерия, инфекция, или еще чего-то – это травит его изнутри и это такой же агрессор. Совокупность всех факторов дает нам «консервацию» развивающегося Я ребенка. Что касается соматического агрессора, то тут большая сложность, так как часто - это не один источник, а целая совокупность таковых. Я описала короткий диагностический план, относительно того, что нужно искать, работая с детьми с РАС. Хочу обратить внимание, что я не зря написала «агрессивный пучок», так как все факторы проявляются только в совокупности, каждый сам по себе он не может «законсервировать» Я. Следующий важный момент, заключается в том, что даже если вы нашли и разоружили этот пучок, то вы увидите явное улучшение в состоянии, и это говорит о том, что становится безопасно и развитие уже может восстановиться. Но все не так просто. Тут мы сталкиваемся с тем, что защиты уменьшают свою активность, но из-за ряда процессов, они остаются как основные. Не совсем правильное слово, но достаточно точно характеризует происходящее – нам нужно «включить» процесс развития. Что бы вывести ребенка их этого состояния – замороженных чувств/эмоций/переживаний, нам нужно обладать рядом личных качеств. Первое – это способность к контейнированию любых чувств ребенка и матери, для того, что бы справиться с агрессивными всплесками ребенка и научить мать удерживать и перерабатывать эти импульсы. Второе – это опыт без речевого общения, для того, что бы помочь распределить либидинозный поток, и перевести его из сексуального в психический, т.е. из телесного в мыслительный и чувственный. Когда вы начинаете работу с ребенком вы сталкиваетесь с очень сложной системой, в которой нарушен контакт двух энергетических потоков. Либидо полностью загружено в тело. Так как возраст, в котором ребенок «консервируется» это период симбиоза с материнским объектом, то он так и остается в этом симбиотическом состоянии. И получается, что либидо гуляет по телу, не имея возможности к развитию. Но вполне подчиняется матери. От физиологического развития организма, зависит состояние либидинозной активности. Если ребенок в совсем раннем возрасте то оральные зоны будут максимально активны, если ребенку уже от трех до пяти вы можете наблюдать повышенную мастурбационную активность. Все с чем остается внешнее развитие ребенка – это убранный из себя агрессивный импульс, постоянная защита от мира и от своих же разрушающих импульсов. Мир хаоса чувств, который мы с вами и будем структурировать. Мир аутичного ребенка разделяется на частное и общее, это мир частичных-полезных объектов и мир фона. Что же касается практической работы психолога с детьми с РАС, то ее не так много как обычно везде пишут и рекомендуют. Проблема, скорее в том, что бы правильно определить агрессивные пучки, и создать безопасное поле для развития ребенка. По сути, работа психолога скорее заключается в сопровождении, нежели в коррекции. Со временем, я постараюсь создать видео, в котором смогу более подробно объяснить весь процесс, так как на словах – это понять проблематично. И, тем не менее, самая сложная задача, это удержать агрессивный импульс. Более подробно, я рассказывала об этом в статье «работа с истерикой». Так как истерика – это и есть сильнейший агрессивный импульс, которым ребенок управляет миром, только усиливая хаос. Так вот, смысл в том, что бы удержаться в пространстве одного кабинета и удержать запрет – словом нет. Не переключаем на другие задачи, а просто удерживаем «Нет», потому что агрессия не управляет миром, а управляет им мама (если это работа то психолог). А мама управляет им точно не агрессией. Любить ребенка во время вспышки агрессии тоже нельзя, тут в помощь только сила контейнирования. После трех-четырех встреч по удерживанию агрессии, ребенок уже обретает структуру взамен хаосу, и далее можно перейти к работе по распределению либидо. Т.е. переходим на без речевой уровень. Молчим 30 мин, пока ребенок в кабинете, ходим за ним, не мешаем его игре, но становимся частью его игры. В конце первых 30 минут вы уже сможете заметить, что вы не фон, вы частный эпизод мира ребенка. В процессе дальнейших занятий, вы медленно, будете разгружать его либидинозный поток, тем самым запуская механизм развития. Со временем вы перестаете активно молчать, а начинаете называть по одному предмету, цвету, форме, и всему тому, чего хотите научить. Вы становитесь объектом загрузки либидо и уже управляете процессом развития. И параллельно обучаете мать, управлять агрессией и распределять либидо.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|