Сопровождая замещающие семьи - вселяем уверенность, даем поддержку.

Сопровождая замещающие семьи - вселяем уверенность, даем поддержку.

 

Е.В. Плотникова, педагог-психолог

службы по подбору, подготовке и

сопровождению замещающих семей

КГКОУ Детский дом №6

г. Хабаровска

 

Сегодня в Хабаровском крае активное развитие получили разнообразные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. В нашем регионе присутствуют формы приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи, такие как усыновление, опека и попечительство на безвозмездной основе, опека и попечительство на возмездной основе (приемная семья) и семья выходного дня (прием ребенка на каникулярные, праздничные, выходные дни).

Прежде чем принять ребенка в семью, потенциальные родители должны пройти подготовку и психологическое обследование в нашей службе. После принятия ребенка в свою семью замещающие семьи сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. В связи с чем, заключают с нами договор о дальнейшем сопровождении их семьи. И такое направление работы с замещающими семьями имеется в нашей службе. Основной принцип сопровождения – организация сотрудничества с семьей в интересах ребенка. Основная цель сопровождения – максимально возможная интеграция семьи и ребенка в социум, поддержка семьи на пути самостоятельного решения проблем.

В первую очередь, работа по сопровождению  направлена на оказание комплексной помощи тем приемным семьям, которые достаточно  ресурсны, чтобы принять на воспитание ребенка с особыми нуждами. Такие дети и такие семьи у нас есть и сейчас – это дети с умственной отсталостью разной степени, последствиями тяжелых психологических травм, дети, подвергшиеся жестокому обращению и пр. В данном случае специалистами службы выстраивается алгоритм целей, задач и форм работы: посещение семей, психологическое консультирование и просвещение, тренинги в сенсорной комнате, оказание психологической поддержки. В зависимости от

тяжести положения ситуации в семье, эмоционального напряжения замещающего родителя совместно определяется срок действия договора сопровождения и вид сопровождения (адаптационный, базовый, кризисный, экстренный).

Так же есть категории таких семей, в которых воспитываются дети с поведенческими проблемами, семьи с проблемами детско-родительских отношений. В данном случае большое внимание в работе уделяется психологическому обследованию ребенка и родителей, межличностным тренингам по формированию привязанности ребенка и родителя,  коррекционным тренингам профилактики негативного поведения, вредных привычек и т.д.

         Особую категорию семей занимают семьи,  дети которых имеют те или иные проблемы в школе, где наша работа достаточно специфична по формам и требует особого внимания. Таких детей зачастую отвергают, не принимают окружающие,  их не любят в школе или детсадах, потому что они «плохо себя ведут», с ними не дружат ровесники, да и в своей приемной семье такой ребенок не всегда получает любовь, внимание и заботу, в которых он нуждается. Ребенка подозревают в злом умысле, в том, что он «нарочно», «назло». Такие дети в большей степени попадают и под угрозу возврата, если социум враждебен к семье из-за «плохого» поведения ребенка, а родители не смогли принять его особенности. Педагог-психолог и социальный педагог службы консультирует педагогов школы или детского сада по вопросам развития, психологических особенностей детей-сирот, активно принимают участие в педагогических советах, консилиумах  школы. Также педагог-психолог организует и проводит коррекционные занятия, направленные на развитие познавательной сферы.

Специфично сопровождение семей с детьми-инвалидами. Специалистам приходится посещать и лечебные учреждения для оказания помощи в получении лекарства, привлечение волонтеров, работа со структурами социальной помощи и защиты наряду с организацией психологического консультирования, просвещения, коррекционных занятий для ребенка.

Распространенными причинами обращения семей на сопровождение также являются немотивированные протесты, вспышки гнева, неустойчивость в поведении, тревожность и страх детей на этапе адаптации проживания ребенка в новой семье. Это тоже  выстраивает определенную линию работы специалистов: прежде всего это снятие эмоционального напряжения у родителей и детей через релаксационные тренинги, посещение семей с целью беседы, психологической поддержки, консультирования и просвещения.

Еще одной интересной причиной обращений замещающих родителей на сопровождение является профессиональная неопределенность подростков, проявления девиантного поведения, непосещение занятий в колледже или училище. Необходимое решение этой проблемы возникает, если эти дети находятся под опекой у своих бабушек, возрастных родственниках. Специалистам приходится работать не только с детьми непосредственно, но и с опекунами.

На опыте работы в первую очередь с такими семьями (которые часто обращаются в службу уже в период острого кризиса) и сложились наши основные подходы к сопровождению семьи. В рамках данной стратегии мы и выстроили следующий алгоритм работы с семьей:

-первичный запрос семьи (организационный этап);

-изучение проблемы семьи (консилиум по выстраиванию алгоритма сопровождения, разработка индивидуальной программы сопровождения);

- ведение случая (выполнение мероприятий, согласно индивидуальной программе сопровождения);

- закрытия случая (подведение итогов, планы на дальнейшее сопровождение).

Практика работы по сопровождению убедила нас, что дети, принятые в замещающие семьи, как раз попадают в группу риска – зачастую родители, отчаявшись справиться с поведением ребенка, начинают искать помощи в психиатрических клиниках, подключают медикаментозную терапию, что имеет влияние и на другие сферы развития ребенка. Не найдя адекватной психолого-педагогической поддержки, ребенка инвалидизируют, «залечивают», считают «ненормальным, больным». Помочь семье с таким ребенком в решении ее проблем возможно только комплексно, работая не только и не столько с ребенком, сколько с семьей, с изменением ее установок, а также с социумом - с ближайшим окружением семьи, с учреждениями, которые посещает ребенок.

Приемная семья - особенный мир, который отличается от обычных семей. Ведь приемный ребенок - это человек, который за свою жизнь уже успел пережить расставание с родной семьей, пребывание в приюте, проживание в детском доме. Такое направление в нашей службе, как сопровождение позволит получить семьям бесплатную поддержку квалифицированных специалистов, поможет справиться с трудной ситуацией в семье, даст уверенность в воспитании особенных детей.

 

 

 

 

 



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Особенности начального этапа психологического сопровождения семьи
  • Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Социально-психологическое сопровождение приемной семьи как условие профилактики ненормативных кризисов
  • Методические аспекты работы с горем в процессе сопровождения опекунских семей
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Ждете ребенка? Пора подстилать соломку! Рецепты сохранения семьи.
  • Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь