|
Сопровождая замещающие семьи - вселяем уверенность, даем поддержку.Автор статьи: Плотникова (Силина) Екатерина Владимировна
Сопровождая замещающие семьи - вселяем уверенность, даем поддержку.
Е.В. Плотникова, педагог-психолог службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей КГКОУ Детский дом №6 г. Хабаровска
Сегодня в Хабаровском крае активное развитие получили разнообразные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. В нашем регионе присутствуют формы приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи, такие как усыновление, опека и попечительство на безвозмездной основе, опека и попечительство на возмездной основе (приемная семья) и семья выходного дня (прием ребенка на каникулярные, праздничные, выходные дни). Прежде чем принять ребенка в семью, потенциальные родители должны пройти подготовку и психологическое обследование в нашей службе. После принятия ребенка в свою семью замещающие семьи сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. В связи с чем, заключают с нами договор о дальнейшем сопровождении их семьи. И такое направление работы с замещающими семьями имеется в нашей службе. Основной принцип сопровождения – организация сотрудничества с семьей в интересах ребенка. Основная цель сопровождения – максимально возможная интеграция семьи и ребенка в социум, поддержка семьи на пути самостоятельного решения проблем. В первую очередь, работа по сопровождению направлена на оказание комплексной помощи тем приемным семьям, которые достаточно ресурсны, чтобы принять на воспитание ребенка с особыми нуждами. Такие дети и такие семьи у нас есть и сейчас – это дети с умственной отсталостью разной степени, последствиями тяжелых психологических травм, дети, подвергшиеся жестокому обращению и пр. В данном случае специалистами службы выстраивается алгоритм целей, задач и форм работы: посещение семей, психологическое консультирование и просвещение, тренинги в сенсорной комнате, оказание психологической поддержки. В зависимости от тяжести положения ситуации в семье, эмоционального напряжения замещающего родителя совместно определяется срок действия договора сопровождения и вид сопровождения (адаптационный, базовый, кризисный, экстренный). Так же есть категории таких семей, в которых воспитываются дети с поведенческими проблемами, семьи с проблемами детско-родительских отношений. В данном случае большое внимание в работе уделяется психологическому обследованию ребенка и родителей, межличностным тренингам по формированию привязанности ребенка и родителя, коррекционным тренингам профилактики негативного поведения, вредных привычек и т.д. Особую категорию семей занимают семьи, дети которых имеют те или иные проблемы в школе, где наша работа достаточно специфична по формам и требует особого внимания. Таких детей зачастую отвергают, не принимают окружающие, их не любят в школе или детсадах, потому что они «плохо себя ведут», с ними не дружат ровесники, да и в своей приемной семье такой ребенок не всегда получает любовь, внимание и заботу, в которых он нуждается. Ребенка подозревают в злом умысле, в том, что он «нарочно», «назло». Такие дети в большей степени попадают и под угрозу возврата, если социум враждебен к семье из-за «плохого» поведения ребенка, а родители не смогли принять его особенности. Педагог-психолог и социальный педагог службы консультирует педагогов школы или детского сада по вопросам развития, психологических особенностей детей-сирот, активно принимают участие в педагогических советах, консилиумах школы. Также педагог-психолог организует и проводит коррекционные занятия, направленные на развитие познавательной сферы. Специфично сопровождение семей с детьми-инвалидами. Специалистам приходится посещать и лечебные учреждения для оказания помощи в получении лекарства, привлечение волонтеров, работа со структурами социальной помощи и защиты наряду с организацией психологического консультирования, просвещения, коррекционных занятий для ребенка. Распространенными причинами обращения семей на сопровождение также являются немотивированные протесты, вспышки гнева, неустойчивость в поведении, тревожность и страх детей на этапе адаптации проживания ребенка в новой семье. Это тоже выстраивает определенную линию работы специалистов: прежде всего это снятие эмоционального напряжения у родителей и детей через релаксационные тренинги, посещение семей с целью беседы, психологической поддержки, консультирования и просвещения. Еще одной интересной причиной обращений замещающих родителей на сопровождение является профессиональная неопределенность подростков, проявления девиантного поведения, непосещение занятий в колледже или училище. Необходимое решение этой проблемы возникает, если эти дети находятся под опекой у своих бабушек, возрастных родственниках. Специалистам приходится работать не только с детьми непосредственно, но и с опекунами. На опыте работы в первую очередь с такими семьями (которые часто обращаются в службу уже в период острого кризиса) и сложились наши основные подходы к сопровождению семьи. В рамках данной стратегии мы и выстроили следующий алгоритм работы с семьей: -первичный запрос семьи (организационный этап); -изучение проблемы семьи (консилиум по выстраиванию алгоритма сопровождения, разработка индивидуальной программы сопровождения); - ведение случая (выполнение мероприятий, согласно индивидуальной программе сопровождения); - закрытия случая (подведение итогов, планы на дальнейшее сопровождение). Практика работы по сопровождению убедила нас, что дети, принятые в замещающие семьи, как раз попадают в группу риска – зачастую родители, отчаявшись справиться с поведением ребенка, начинают искать помощи в психиатрических клиниках, подключают медикаментозную терапию, что имеет влияние и на другие сферы развития ребенка. Не найдя адекватной психолого-педагогической поддержки, ребенка инвалидизируют, «залечивают», считают «ненормальным, больным». Помочь семье с таким ребенком в решении ее проблем возможно только комплексно, работая не только и не столько с ребенком, сколько с семьей, с изменением ее установок, а также с социумом - с ближайшим окружением семьи, с учреждениями, которые посещает ребенок. Приемная семья - особенный мир, который отличается от обычных семей. Ведь приемный ребенок - это человек, который за свою жизнь уже успел пережить расставание с родной семьей, пребывание в приюте, проживание в детском доме. Такое направление в нашей службе, как сопровождение позволит получить семьям бесплатную поддержку квалифицированных специалистов, поможет справиться с трудной ситуацией в семье, даст уверенность в воспитании особенных детей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|