|
Семья или карьера? Как совместить две стихии, не потеряв себяАвтор статьи: Шашкова Ирина Тимофеевна
Содержание статьи: "Семья или карьера? Как совместить две стихии, не потеряв себя"
Что важнее: семья или карьера? Такой вопрос ставит в тупик. Он рано или поздно возникает практически у каждого человека. Но все же чаще у женщин, особенно, когда возраст приближается к тридцати и нужно делать какой-то выбор. Если опираться на традицию, что для мужчины, конечно же, важнее карьера, а для женщины — «дети, церковь, кухня», то вопрос приоритета снялся бы сам собой. Так было раньше, но в наше время не все однозначно. Моя статья «Семья или карьера? Как совместить две стихии, не потеряв себя» посвящена как раз вам, девушки, стоящим на пороге 30-40-летия, которые либо только начали размышлять над этим выбором, либо уже создали семью, но душа рвется в бой и требует самореализации за пределами домашнего очага.
Каждый из выборов я по своему уважаю. Всегда есть те, которые найдут себя или только в семье, или только в карьере, и будут по-своему счастливы. Я хотела бы осветить лишь один из выборов, а именно: совмещение семейной жизни и карьерной самореализации. И рассмотреть, какие психологические трудности могут встречаться на пути девушек, выбравших слить эти две стихии воедино. А также, дам практические рекомендации для преодоления этих трудностей. Семья или карьера: перфекционизм в обеих ролях Стремление к совершенству само по себе похвально и приветствуется нашим обществом. «Будь на высоте!», «Если что-то делаешь, то делай хорошо», «Учись только на 5» и т.д. От кого вы слышали это в своем детстве? Наверно от тех, кто желал вам добра и хотел, чтобы вы выросли хорошим человеком. И это объяснимо: стремясь к идеалу, можно достигнуть отличных результатов. Но, помимо этого, стремление к идеалу может превратиться в гонку за недостижимым, которая уже не продвигает человека вперед, а загоняет в угол. В частности, эту гонку я наблюдаю у молодых женщин, которые отчаянно пытаются быть «идеальной мамой» и «идеальным работником» в одночасье. Как писал Максим Горький: «Любовь к идеалу — чувство деятельное и страстно склонное к жертве». И женщина жертвует. Своими силами, временем и здоровьем ради того, чтобы воплотить в жизнь образ «идеальной себя». Может быть потому, что когда-то она себе пообещала, что если случиться ей стать женой, мамой, коллегой, то непременно самой лучшей! Если для образа идеальной мамы обязательны совместные ужины всей семьей, а для образа идеального сотрудника — работа сверхурочно, тогда эти две сферы будут физически несовместимы. Хотя бы потому, что сверхурочная работа и семейные вечерние досуги потребуют от женщины быть в двух разных местах одновременно. Опасность этой позиции в том, что иллюзии идеальных ролей рано или поздно рушатся, а вместе с ней и уверенность в себе, своих силах, своей «хорошести». Потому что «трудно быть богом», а в двух сферах одновременно — просто нереалистично. Выход:
2) Расставить приоритеты, выделить самые важные задачи в семье и на работе (лучше на бумаге), и критически посмотреть на то, чем можно пренебречь или что может подождать, высвободив время для наиболее главного. Позиция «Я все сама» Бывают обстоятельства, когда женщине (особенно без мужа, а порой и в браке), приходится совмещать семью и работу ради того, чтобы члены семьи были накормлены и одеты. Но я встречаю женщин, которые взваливают на себя и работу на полную ставку, и все основные обязанности по хозяйству и воспитанию детей по собственному желанию, даже если есть возможность привлечь помощников. Иногда финансовая ситуация в семье позволяет кому-то поручить некоторые заботы. Основной мотив совершать подвиги каждый день — гордость, что «зато я всё сама». Но вместе с тем, часто приходит сожаление о подорванном здоровье, постоянную нехватку времени и сил на всё, а главное — на себя. Откуда берется потребность в «я все сама», а главное — зачем? Во многих случаях потребность доказать себе и/или окружающим, что я сильная, я смогу, я справлюсь. А что лежит гораздо глубже за этой потребностью, вы можете попробовать разобраться, самостоятельно или с психологом, чтобы найти способы, как реализоваться более безопасным для своего здоровья способом. Выход: 1) Если Вы узнали себя в этом пункте, подумайте что или кто Вас мотивирует, чтобы быть «человеком-оркестром»? А также, какие неблагоприятные последствия от этого испытываете? 2) Определите, какие скрытые выгоды получаете конкретно Вы, решив справляться со всем самостоятельно.
После того, как вы найдете свои вторичные выгоды, вам будет легче увидеть альтернативные пути для более сбалансированной позиции. Часть обязанностей по хозяйству и уходу за ребенком возможно распределить между членами семьи, если вы живете не одни, и/или по-возможности нанять помощника. Одним из злосчастных спутников позиции «Я сама» является неумение делегировать. За неумением делегировать обычно стоит: 1) Убеждение, что «никто не сможет сделать это лучше меня» (Возвращает нас к пункту про перфекционизм). Никто, лучше меня не уложит спать моего ребенка, не сменит ему подгузник, не помоет посуду, не приготовит поесть… Список можно продолжить долго, так как и правда, есть много вещей, которые лучше вас не сделают ни муж, ни няня, ни уборщица. Но значит ли это, что теперь все обязанности лучше выполнять вам? Или в вопросе: семья или карьера? — выбрать что-то одно? 2) Страх попросить о помощи До сих пор живет стереотип, что если человек просит о помощи, значит он слаб и не справляется. А если посмотреть на это под другим углом? С точки зрения управления ситуацией: если человек реально оценивает, что ему нужна поддержка и помощь третьих лиц, чтобы сохранить свое здоровье (физическое и психологическое) и работоспособность в дальнейшем, он целенаправленно ищет этой помощи. Это может стать важным шагом не только навстречу себе, но и своей семье. Такой естественный механизм самосохранения. Потому что гармоничная семья начинается со здоровой и спокойной женщины. Много ли вы сможете дать своим близким, если сами истощены? Вряд ли. А если вы опасаетесь, что вам откажут в помощи, то может стоит позволить это решить другому человеку, прежде спросив его? Возможно, то, как вы разрываетесь от забот — неочевидно, и окружающие не догадываются, насколько их помощь может быть весома для вас сейчас. Этот принцип к помощи применим и на работе в отношениях с коллегами. 3) Недоверие: к другим людям и к себе Я понимаю многих женщин, которые с сомнением подходят к вопросу о привлечении посторонней помощи: дома или на работе. Вспомните, возможно вы задавались именно такими вопросами:
Или же:
Похожие мысли могут возникать при делегировании дел коллегам на работе:
Иногда легче, но в дальней перспективе все мелкие дела складываются в одну большую массу забот, которая ложится на одни плечи. Чтобы позаботиться о себе, нужно часть дел уметь доверить другим. Но что, если доверять другому человеку крайне сложно? Недоверие к другому, как ни странно, легко спутать с недоверием к самому себе: Смогу ли я доверять своему чутью, интуиции, способности отличить надежного человека? Если сомнительными кажутся все окружающие люди, то, возможно, вопрос доверия у вас лежит гораздо глубже: могу ли я доверять этому миру вообще? Выход: 1) Постепенно учиться доверять себе и другим. Признать право другого человека на мелкие ошибки. Быть готовым сначала вложить время и усилия на поиск подходящего человека и введения его в курс дела. Никто не сможет сделать вашу работу в точности так, как вы, но это не значит, что она будет выполнена плохо. 2) Определить для себя (лучше письменно), какие дела вы были бы готовы доверить другому человеку: мужу, бабушке, подруге, няне, уборщице и др. Сейчас существует много сервисов и приложений, где люди готовы выполнить различные работы за небольшие деньги. Ваше доверие тоже должно быть на чем-то основано: выделите для себя самые главные критерии, по которым вы были бы удовлетворены работой другого человека. Сделайте себе чек-лист вопросов, которые вы хотели бы задать и говорите с разными работниками, отбирайте тех, кто вызвал у вас доверие, встречайтесь с ними и разговаривайте лично, до тех пор, пока не будете уверены, что попробовать стоит. Чувство вины. «Ничего не успеваю» Знакомо ли вам чувство, когда разрываешься на два фронта и ничего не успеваешь? Когда и в семье, и на работе вас как-будто мало, и с одной стороны: члены семьи укоряюще смотрят, когда вы дома заняты работой, а в рабочее время: мысли о домашних заботах не дают полностью сконцентрироваться на завершении проекта? Мне такое знакомо, в том числе и из личного опыта. Ядовитое чувство вины приходит, также, если что-то не успеваешь из запланированного. Варианта два: а) продолжать себя винить в том, что вы не всемогущи или б) посмотреть на это чувство более пристально и понять, для чего оно к вам пришло. Вина выполняет роль агрессии, направленной на себя, досады, что вы не всесильны и не можете сделать все, что хочется. Чувство вины не приходит просто так, как ответная реакция на ситуацию, а всегда — для чего-то, с определенной целью для человеческого организма. Возможно, для того, чтобы вы пересмотрели свои планы и дела и расставили более четкие приоритеты, пока вы не успели потерять себя и свое здоровье в лавине забот. Выход: 1) Рассмотрите свое чувство вины более внимательно: возможно, она возникает как компенсация реальных действий по взятию ситуации в свои руки, то есть вместо того, чтобы всерьез разобраться с жизненным коллапсом, легче просто чувствовать себя виноватым. 2) Оставьте иллюзию того, что в сутках больше 24 часов или же что вы всемогущая (это возможно только на весьма короткое время!). Взгляните на время и свои силы глазами не желаемого, а реального положения дел. Заведите себе план на неделю и каждый день. С радостью вычеркивайте выполненные дела, давайте себе передышки для восстановления сил и вписывайте в план время для себя, на отдых и на общение с семьей. Тщательно оцените свой график с позиции дел и времени на их исполнение, возможно, вы увидите, что какие-то дела отнимают гораздо больше времени, чем вы думали. Соответственно, нужно скорректировать остальные планы или отбросить неважное. В сутках 24 часа, и их недостаточно, чтобы сделать все, но вполне достаточно, чтобы сделать главное. Описанные трудности, конечно, на этом не заканчиваются, как не заканчиваются и счастливые моменты, которые приносит интересная насыщенная жизнь, где есть место и семье, и карьере. И способы по-новому взглянуть и преодолеть эти трудности могут быть гораздо разнообразнее, чем описанные в этой статье. Если вы захотите найти истинные причины, по которым вы сейчас испытываете затруднения, я рекомендую индивидуальную работу с психологом, и буду рада предложить свою помощь. Вместе мы смогли бы найти решение, которое будет работать конкретно для вашей семейной и профессиональной ситуации. Тогда вопрос: «семья или карьера, что важнее?», превратится в ответ: «совмещение», без серьезных потерь для себя. Помните, что обращение за помощью — это не слабость, а проявление жизненной силы, направленной на сохранение психологического здоровья: собственного и своей семьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|