Привязанность

Автор статьи: Людмила Снитко

Когда ко мне приходят клиенты, с острым желанием быть нужным, быть значимым, принятым, с нарушениями в построении  привязанности, то происходит вот, что:

- Клиент. Я боюсь быть ближе и привязаться к тебе...

- Терапевт. А что произойдет, если ты ко мне привяжешься?

- Клиент. Так я скажу тебе, что ты нужна мне...

- Терапевт. И что тогда произойдет?

- Клиент. Я боюсь, что в какой-то момент привяжусь слишком сильно, а ты оставишь меня... И мне тогда будет очень больно...

Или

- Клиент. Я боюсь, что тебе не захочется быть рядом со мной и мне придется самому разорвать контакт, чтобы не чувствовать твое отвержение...

Привязанность видится мне возможностью установления эмоциональной связи со значимыми близкими людьми. Она является базовым компонентом человеческих отношений, без которого невозможно их развитие.

Мы имеем свой индивидуальный уникальный опыт формирования/не формирования привязанности к родителям, поэтому, взрослея, мы или выстраиваем ее, или избегаем, привязываемся к другому или отдаляемся от него. Для кого-то привязанность - это возможность быть в безопасности, где он будет поддержан, принят, услышан, нужен. У кого-то, наоборот, она вызывает тревогу, порождающую страх отвержения, непринятия, брошенности. Ведь, выстраивая свою привязанность, мы оглядываемся на опыт построения наших детско-родительских отношений.

В моей практике чаще всего встречаются три типа привязанности: безопасная (надежная), амбивалентная (сопротивляющаяся) и избегающая. Поэтому размышлять в данной статье буду про них.

В выстраивании привязанности важным фактором является эмоциональная доступность мамы, ее чувствительность к потребностям ребенка, ее включенность в него: то, как она смотрит и говорит, каким образом выстраивает отношения и расставляет приоритеты. Важно и то, как сама мама доверяет другим и регулирует свое состояние.

При безопасной (надежной) привязанности мама эмоционально доступна и открыта к нуждам и потребностям ребенка, включена в его процесс развития, дает поддержку, когда ребенок в ней нуждается и дает возможность быть самостоятельным, когда он имеет потребность исследовать мир, тем самым, давая возможность ребенку развивать внутри себя устойчивость и опору, верить в свои силы, быть открытым и активным, идти за своими потребностями и слышать себя. Даже в ситуациях, когда мама исчезает из поля ребенка, что влечет за собой его беспокойство, требуя какого-то времени, чтобы принять этот факт, ребенок при ее появлении сразу же бежит к ней, погружаясь в телесный контакт, напитывается, успокаивается и отпускает ее, начиная заниматься своими делами. В таких отношениях родительская фигура является постоянной и доступной, благодаря чему ребенок расслабляется, убеждается в постоянстве безопасной фигуры, погружаясь с интересом в дальнейшее исследование мира.

По мере взросления, полученный опыт таких отношений дает возможность быть свободным в выстраивании близости и отдельности, ощущении внутренней опоры, формировании умения взаимообмена "брать-давать", умения просить и получать поддержку при необходимости, понимать про свои потребности и заявлять о них, выражать свои чувства без страха быть отвергнутыми или покинутыми, благодаря тому, что в этих отношениях безопасно.

Если в отношениях с ребенком мама напряжена и непредсказуема: то вдруг она становится чрезмерно внимательной, то вдруг отстраненной. Это вызывает растерянность у ребенка, ему непонятно будет ли она рядом, если понадобится, поддержит ли она, можно ли к ней приблизиться, когда ему захочется. И даже в ее присутствии он тревожен и не уверен в себе. Когда же она уходит, тревога возрастает, а с ее возвращением превращается в обиду, страх, одиночество и ощущение своей ненужности. Он бежит к маме, радуясь ее приходу, но выражает эту радость в виде отталкивания ее, может ударить или укусить, провоцируя ее из желания получить внимание и быть замеченным. Двойственность их поведения проявляется в стремление добиваться контакта и сопротивляться ему одновременно. Это проявление амбивалентной (сопротивляющейся) привязанности.

Взрослея, люди с таким типом привязанности попадают в ловушку зависимых отношений. Они выстраиваются по типу: быть я с тобой не могу и без тебя не могу. Любая ссора или конфликт вызывают очень много тревоги потери отношений.

Если же по каким-то причинам мама недостаточно эмоциональна в контакте и нечувствительна к потребностям ребенка, скупа на выражение любви и чувств, ребенок пытается отстраниться от нее. Когда мама рядом такие дети демонстрируют ей свою самостоятельность, мало взаимодействуя и сознательно избегая любого контакта с ней, пытаясь забыть о своей потребности в матери, словно отрицая внутри себя какие-либо чувства к ней. Такой ребенок, выстраивает отношения по типу избегающей привязанности, а, взрослея, становится сам недоступным и холодным в контакте, все больше подавляя в себе потребность в близости, потому что она для него связана с отвержением. Вырастая эмоционально недоступным, с недоверием к другим и миру, он встречается с невозможностью установления близких и доверительных отношений, за возможностью выстраивания которых скрывается боль отвержения.

Безопасная привязанность к матери способствует формированию чувства безопасности и доверия к окружающему миру, способствуя развитию в ребенке инициативности, самостоятельности, уверенности и уважения к себе.

Амбивалентная  и избегающая привязанности не дают возможности сформироваться безопасности и доверию, неся за собой пассивность, зависимость от других, противоречивое поведение, требовательность в большем внимании со стороны взрослых, искажение образа "Я".

Взрослому, также как и ребенку, важно чувствовать привязанность к тому, кого он любит или с кем ощущает особую связь, позволяющую ему быть открытым, спонтанным и настоящим.

 

P.S. Буду благодарна за перепост на Facebook)

 



Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • Мама без мужчины и я буду: неразрешение себе быть счастливее мамы
  • Как быть, когда мама против..?
  • Когда не хочешь быть как мама
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Близость с другим как возможность быть Собой
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как перестать быть жертвой, спасти себя и ни для кого не быть палачом?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.
  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Быть или не быть? Обращаться к психологу – когда, а главное зачем?
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь