"Невроз доказывает материальность мысли".

Невроз доказывает материальность мысли

Классическое определение невроза – это болезнь, вызванная информацией (действием информации).

 Например, мыслями о лю­бовных или семейных невзгодах, потере близких, крахе надежд, служебных неприятностях, наказании за совер­шенное деяние, угрозе жизни, здоровью или благопо­лучию.

    В классической теории разрушающее действие информации объясняется просто. Она – значимая. Когда информация незначимая, то и повреждение отсутствует.

    Например, в ситуации с двумя предпринимателями, наблюдающими за пожаром на складе их имущества. У первого оно застрахованное, он, естественно, переживает. Но не так драматически, как второй, незастрахованный. Который осознает, что становится нищим. Ну а третий участник – пожарный. Для него пожар – работа. Опасная, трудная, но работа. Он видит тот же огонь, наблюдает ту же картину, тоже эмоционален в этой ситуации, но несколько иначе.

   Однако классическая теория  не толкует понятие "значимость". Оно вроде аксиомы. Должно быть понятно "само по себе". Не требует дополнительных пояснений. А значит - нет материального субстрата значимости. Примите на веру, что это некая сила мысли, сила представления. Но сама идея, как и всякая другая собственно мысль, остается невесомой, не-материальной. Есть идея – сильная и значимая, а есть идея – несильная. Но обе - одинаково нематериальны.

    И вот – иначе не назовешь – это идеологическое препятствие – на корню ограничивает возможности психотерапии невротика.

   На самом деле избегание толкования "значимость" является попыткой замаскировать логическую брешь. Чем больше осмысливаешь концепцию "значимости", тем четче видишь, что она несовместима с "невесомостью" мысли - как масло с водой.

    При материалистическом взгляде на природу мысли у понятия "значимость" возникает объяснение.

     Функциональная магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или фМРТ, позволяет определить активацию определенной области головного мозга во время эмоциональной и интеллектуальной деятельности.

    На сегодняшний день это один из самых активно развивающихся видов нейровизуализации. Сигнал фМРТ лучше в тех областях мозга, где происходит работа.

    Когда человек совершает простую мысленную операцию типа сложения простых числе или представляет цвет, запах – ФМРТ откликается активностью в соответствующей зоне коры мозга. Во многом эта активность соответствует классической карте зон мозга.

    Когда человек совершает более сложные умственные операции – представляет некоторую житейскую ситуацию, вспоминает событие, то многие участки коры работают более активно. Картина активности коры становится более пестрой.

    Самым неожиданным для исследователей было наблюдать на ФМРТ работу мозга во время профессионального синхронного перевода.

    Вся кора без исключения "светилась", была очень активна. Синхронный перевод – это тяжелая умственная работа. Слышать фразу на одном языке, выделять ее смысл, продолжая слушать речь и улавливать смысл, генерировать сообщение на другом языке, озвучивать его.

   Теперь попросим человека, представляющего ситуацию или вспоминающего событие, нагрузить воображаемое конфликтом.

     Конфликт возникает там, где под угрозой оказываются значимые моменты. Когда одно увязывается со втором, с третьим. Обслуживать мысль, связанную с представлением о белом цвете – это не так энергозатратно. Куда энергозатратнее поддерживать мысль, связанную с представлением, которое – в силу эмоциональной и интеллектуальной ассоциации - вызывает за собой другие такие же представления. А также включает контуры "зеркальных нейронов" (об этом в статье "Зеркальные нейроны как топливо для невроза").

    Человек в мыслях создает внутренний диалог, доказывает виртуальному оппоненту спорную истину, оправдывается от несправедливого обвинения, проигрывает одну и ту же ситуацию под разными углами.

     И вот, без всякого синхронного перевода, мы увидим на ФМРТ включение всей коры в процесс. А это очень энергозатратно. Шутка ли, удерживать и проворачивать в своем сознании все эти многосложные конструкции. Вот эта многосложность и является тем, что люди называют "тяжелыми мыслями". Они и вправду тяжелые, они по-настоящему "грузят". Вот в чем заключается значимость – она обслуживается не отдельными функциональными участками коры головного мозга. А всей корой.

     Но человек в невротических размышлениях отличен от синхронистов. Их каждые 15 минут отключают от микрофона и под ручки выводят в тихую комнату, отдохнуть в безмолвии. Выпить сладкого чая, рлддержать энергетику мозга.

    А невротик сам себя отдыхать не выводит. И его внутренний диалог не умолкает. Человек и рад бы его прекратить, но безуспешно. Конфликт никак не утрясается, маховик раскручивается, а мозг начинает работать на износ.

    В результате многократного проворачивания в голове всех этих нелегких взаимосвязанных конструкций и клубков мыслей наступает функциональное повреждение не только мыслительных центров. Мозг - единая конструкция. Регулирующие центры мозга не очень обособлены от коры. Наоборот.

    Слон неумолкающего невротического диалога переминается с ноги на ногу, будучи прочно привязан к полочкам просторной посудной лавки. 

     Вот такое понимание разрушительного влияния невроза на нервную систему и отличает материалистического психотерапевта от классического идеалистического.

   И тот, и другой, одинаково считают невроз болезнью, вызванной действием информации. Значимой информации.

     Но в материалистическом понимании у мысли появляется вес, вещественное выражение "значимости", тогда как в идеалистической парадигме значимость остается условным допущением.

     Отсюда же и разные перспективы психотерапии. При новом подходе понятно, как обходиться без медикаментозного костыля. Нет таблетки от "мучительного диалога". И не будет.

     Грядет "чистая" психотерапия - в виде мыслетерапии, то есть системы правильно разработанных для каждого конкретного случая мысленных упражнений. Они силами самого клиента разбивают мысленные мегаконструкции и освобождают мозг от перегрузки. Сразу вызывают ощутимое мысленное облегчение и чувство завершенности.

     В каком-то смысле любое вмешательство или психическая коррекция, связанные с трансформацией значимости, автоматически облегчат состояние невротика. Будь то байко(сказко)терапия, рациональная терапия, смена вероисповедания или уход в веру, имаджинация, переформатирование культурного кода. 

     Но не только. Вычисление контуров "зеркальных нейронов". Работа с фантомной болью невротика за счет нейтрализации контуров чужой боли..

    Мозг – как совершенная информационная машина – эволюционно не может не иметь эффективных возможностей для самокоррекции. Нужно лишь направить его энергию в правильное русло. За подобной продуманной индивидуальной мыслетерапией - будущее.

    Чтобы Вам лучше понять мой стиль и способ психотерапии, я подготовил цикл статей (раздел Публикации), основанных на реальных ситуациях и консультациях. 
Читайте, думайте, обращайтесь...

Ярослав Филатов, нерациональный психотерпевт
очные и онлайн консультации
г. Санкт-Петербург



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Работа с МАК". Расклад "Начальник или подчиненный"".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Кто о чем, а вшивый о бане" или "Голографичность невроза"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь