|
Индивидуальная Работа с Иррациональными Установками: Инструкции и комментарииАвтор статьи: Макс Ильин
I. Сбор МатериалаСтоит завести если не блокнот, то электронный текстовый файл как минимум - что в нём нужно делать:
Для уточнения - можно ориентироваться на такой стандартный список эмоциональных проблем и приводящих к ним интерпретаций:
II. Обнаружение Токсичных УстановокДалее - выбираем какую-то ситуацию из списка, и, определив основную проблемную эмоцию и ключевой вывод, применяем технику "Спуска по Цепи" , отталкиваясь от этого вывода: А. Допустим, что это именно так Б. Что тогда из этого следует? Оба шага - важно сделать; даже если сформулированная мысль кажется не совсем корректной или достоверной - мы её не оспариваем, а используем для получения доступа к более глубинным верованиям (которые, в итоге, и определяют - будет ли эмоция "на выходе" проблемной и нездоровой, или же конструктивной и функциональной, хотя и негативной). Кстати, сильно продвинутые в когнитивной психологии читатели могут заметить - это очень похоже на изоляцию и вербализацию т.н. эвристик, которые детально описаны Даниелем Канеманом (2011) и Гердом Гигеренцером (2015). Согласно их работам - эвристики представляют собой упрощённые до примитивных правила ("Если Х, то Y"; "А, значит Б", "Когда 0, тогда 1" и т.п.) для принятия решений в условиях неопределённости; и именно они в итоге "генерируют" когнитивные ошибки и искажения в выводах (согласно Канеману - Гигеренцер акцентирует их полезные функции в повседневной адаптации). РЭПТ - полностью поддерживает эту модель, но с опорой на клинический материал и формальную логику, не ссылаясь на специфические исследования Канемана и коллег (и в других терминах, естественно). До какого момента необходимо повторять этот цикл? Ровно до того, пока не обнаружится (спонтанно, как правило - в качестве очередного следствия) какая-либо из установок ниже: Бескомпромиссное Требование: "я должен...", "меня должны...", "обязательно...", "необходимо..." и т.п. "Терроризация": "это - ужасно / чудовищно / пи*дец / конец света / катастрофа" и т.п.* Нетерпимость: "я это не выдержу", "точно не вынесу", "не переживу" и т.п. Глобальное Обесценивание: "я г*вно", "я полный м*дак/овца", "никому не нужный", "все бабы твари" и т.п.** *Естественно, когда речь касается ситуации, представляющей настоящую катастрофу или трагедию - здесь работа будет другой, можно оставить это для работы со специалистом. **Несмотря на то, что в учебниках и руководствах мы обычно употребляем что-то более нормативное ("Я глупый", "я бесполезная", "все мужики лгут" и т.п.) - все же понимают, что это издержки цензуры, и сами с собой (и с близкими друзьями) мы общаемся примерно вот так, с помощью "крепких" выражений. III. Оспаривание Проблемных Верований.На этом этапе - любую или каждую из полученных в итоге шага II установок мы "допрашиваем" с помощью формального метода, разработанного А. Эллисом в 80-х для домашних заданий своим клиентам (что, в общем, делаю сейчас и я). Современную версию, выполненную в виде веб-страницы на английском - можно найти на REBT Network; ниже - соответствующие критические вопросы, адаптированные и дополненные на русском:
И в итоге - скорее всего, сначале почувствуется смутно, а затем явно, что действительно уверенность в этом убеждении как-то пропадает.
Можно заметить факт, отмеченный авторами по ссылкам выше - что сомневаться, подвергать критическому анализу свои идеи и выводы куда как трудозатратнее и менее комфортно, чем просто принимать на веру. Но в этом и состоит основная задача - эмоциональные реакции происходят в результате автоматической обработки информации; для их изменения необходимо перейти на "ручное управление" и проследить этот процесс достаточно внимательно - у "бессознательной" системы психики критическая способность отсутствует как функция. IV. Что дальше?Как правило - у "наивных испытуемых", то есть впервые пользующихся таким системным способом решения эмоциональных проблем, сам простой процесс когнитивного оспаривания вызывает заметное облегчение и переживание "просветления". Впрочем, это явно далеко не конец работы - это всего лишь теоретический "инсайт", умозрительное интеллектуальное понимание; шаг необходимый-но-недостаточный для реальных изменений. Дело в том, что говоря об установках - мы подразумеваем примерно то же, что и в термине "привычки": т.е. некоторые типичные и однообразные действия. Здесь тоже самое, просто речь не о явных действиях, а о процессах представления, размышления и рассуждения, скрытых от глаз окружающих, но тем не менее вполне себе настоящих. А никакие стабильные привычки, как известно - "по щелчку пальцев" не исчезают и не изменяются за один день на новые. Что также влечёт за собой неизбежный период дискомфорта - который является нормальным конструктивным стрессом; если человек учился играть на гитаре 2 года, и выучил совсем неверную постановку рук и пальцев - в процессе переучивания ему будет даже труднее, чем полному новичку. Ясно, почему? А сколько мы себя "натаскивали" в своих иррациональных убеждениях - чаще всего, гораздо дольше, чем пару лет. Впрочем, этот период - вполне подъёмный; в среднем около 4-6 недель, и дольше для так называемых "ядерных убеждений", при условии активной проработки. Со временем - "натужность" и чувство неестественности серьёзно снизятся, и новые мысли, чувства и поведение будут столь же спонтанными и машинальными, что и прежние. В модели РЭПТ это называют эмоциональным/практическим/переживаемым "инсайтом" (т.е. достижение глубокого интутивного понимания "правды" рациональных идей). Так что далее - стоит себя настроить на довольно продолжительную и энергичную работу, которая включает не только умозрительное исследование и другие "кабинетные" упражнения, но и практическую проверку новых убеждений в реальной деятельности. Более по существу - этот период "проактивного переобуславливания" включает в себя практическое приложение всех нынче модных (с подачи АСТ и других направлений "третьей волны" КПТ) в психологии конструктов и методов:
Имея в виду, что процесс изменений этот - вовсе не гладкий и ровный, и достаточно нелинейный, то временные откаты, провалы и неудачи - вполне себе стоит ожидать, быть к ним готовыми и использовать для скорейшего усвоения новых "способов бытия". В чём секрет - именно своевременное извлечение опыта из этих временных "обломов" является наилучшим способом профилактики возможных "тяжёлых" рецидивов (т.е. полного возвращения к проблемному состоянию). Ну и пока что всё - успехов в практике. P.S.: энтузиастам - можно "догнаться" бесплатной методичкой "Анатомия Эмоций". Кому окажется полезной - оформите "лайки" с репостами, буду признателен. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|