Индивидуальная Работа с Иррациональными Установками: Инструкции и комментарии

Автор статьи: Макс Ильин

Индивидуальная Работа с Иррациональными Установками Инструкции и комментарии

I. Сбор Материала

Стоит завести если не блокнот, то электронный текстовый файл как минимум - что в нём нужно делать:

  1. Даты. Как минимум - недельный период стоит опробовать.
  2. События. Конкретные ситуации повседневности, которые вызывают болезненный или достаточно дискомфортный (чтобы быть нежелательным) эмоциональный отклик. Может быть несколько событий в один день - но я лично рекомендую для начала сфокусироваться на обозначении наиболее демонстративных, "драматичных" и типичных.
  3. Эмоции. К каждому событию - отметить связанную с ним неприятную (как правило, негативную) эмоцию; ясно, что их может быть несколько - но в любом случае в каждой конкретной ситуации одна будет ведущей, "доминантной".
  4. Аспект ситуации, с которым связана эмоция. Как правило - это не просто событие, а его интерпретация, т.е. некий автоматический вывод о смысле происходящего ("бессознательное умозаключение", описанное Г. Гельмгольцом).

Для уточнения - можно ориентироваться на такой стандартный список эмоциональных проблем и приводящих к ним интерпретаций:

  • Страх (тревога, паника и т.п.) - Опасность, угроза, риска
  • Злость (гнев, агрессия, ярость и т.п.) - Нападение, помехи, нарушение границ 
  • Подавленность (тоска, депрессия и т.п.) - Потеря, провал 
  • Стыд - позор, унижение
  • Вина - "преступление", проступок, причинение обид и т.п.
  • Обида - унизительное обращение
  • Жалость - несправедливые беды, лишения и т.п.
  • Ревность - угроза значимым отношениям от 3-го лица
  • Зависть - "несправедливая обделённость" важным ресурсом 

II. Обнаружение Токсичных Установок

Далее - выбираем какую-то ситуацию из списка, и, определив основную проблемную эмоцию и ключевой вывод, применяем технику "Спуска по Цепи" , отталкиваясь от этого вывода:

А. Допустим, что это именно так
Б. Что тогда из этого следует?

Оба шага - важно сделать; даже если сформулированная мысль кажется не совсем корректной или достоверной - мы её не оспариваем, а используем для получения доступа к более глубинным верованиям (которые, в итоге, и определяют - будет ли эмоция "на выходе" проблемной и нездоровой, или же конструктивной и функциональной, хотя и негативной).

Кстати, сильно продвинутые в когнитивной психологии читатели могут заметить - это очень похоже на изоляцию и вербализацию т.н. эвристик, которые детально описаны Даниелем Канеманом (2011) и Гердом Гигеренцером (2015). Согласно их работам - эвристики представляют собой упрощённые до примитивных правила ("Если Х, то Y"; "А, значит Б", "Когда 0, тогда 1" и т.п.) для принятия решений в условиях неопределённости; и именно они в итоге "генерируют" когнитивные ошибки и искажения в выводах (согласно Канеману - Гигеренцер акцентирует их полезные функции в повседневной адаптации).
РЭПТ - полностью поддерживает эту модель, но с опорой на клинический материал и формальную логику, не ссылаясь на специфические исследования Канемана и коллег (и в других терминах, естественно).

До какого момента необходимо повторять этот цикл? Ровно до того, пока не обнаружится (спонтанно, как правило - в качестве очередного следствия) какая-либо из установок ниже:

Бескомпромиссное Требование: "я должен...", "меня должны...", "обязательно...", "необходимо..." и т.п.
"Терроризация": "это - ужасно / чудовищно / пи*дец / конец света / катастрофа" и т.п.*
Нетерпимость: "я это не выдержу", "точно не вынесу", "не переживу" и т.п.
Глобальное Обесценивание: "я г*вно", "я полный м*дак/овца", "никому не нужный", "все бабы твари" и т.п.**

*Естественно, когда речь касается ситуации, представляющей настоящую катастрофу или трагедию - здесь работа будет другой, можно оставить это для работы со специалистом.

**Несмотря на то, что в учебниках и руководствах мы обычно употребляем что-то более нормативное ("Я глупый", "я бесполезная", "все мужики лгут" и т.п.) - все же понимают, что это издержки цензуры, и сами с собой (и с близкими друзьями) мы общаемся примерно вот так, с помощью "крепких" выражений.

III. Оспаривание Проблемных Верований.

На этом этапе - любую или каждую из полученных в итоге шага II установок мы "допрашиваем" с помощью формального метода, разработанного А. Эллисом в 80-х для домашних заданий своим клиентам (что, в общем, делаю сейчас и я). Современную версию, выполненную в виде веб-страницы на английском - можно найти на REBT Network; ниже - соответствующие критические вопросы, адаптированные и дополненные на русском:

  1. Какую разрушительную идею я хочу оспорить и преодолеть?
  2. Почему именно эта идея неверна, вредна и безосновательна?
  3. Можно ли привести серьёзные доводы в поддержку этой идеи?
  4. Если доверять этой идее - что худшее из того, что может со мной случиться?
  5. Что хорошего можно достичь, если никак не верить в эту идею?
  6. Какую рациональную альтернативу этой идее возможно предложить?

И в итоге - скорее всего, сначале почувствуется смутно, а затем явно, что действительно уверенность в этом убеждении как-то пропадает.

  • Если нет, эффект не ощущается - стоит пройтись по списку ещё раз-другой, формируя более убедительные высказывания и добиваясь эффекта "истощения" (когда уже больше ничего "не лезет" в качестве ответа).
  • Важно - для максимального "выхлопа" - давать качественные, хорошо обдуманные и развёрнутые ответы на каждый указанный вопрос, избегая выученных "правил" и банальностей, философских отвлечённых рассуждений и подобного. Конкретные, специфические ответы по существу - то, что приводит к результатам.
  • Также неплохо - аналогично фиксировать, записывать свои результаты выполнения этой техники и сохранять; в итоге, если проработать все ситуации за неделю - наберётся уже серьёзное такое "портфолио" (и никто не мешает продолжать!).
Можно заметить факт, отмеченный авторами по ссылкам выше - что сомневаться, подвергать критическому анализу свои идеи и выводы куда как трудозатратнее и менее комфортно, чем просто принимать на веру. Но в этом и состоит основная задача - эмоциональные реакции происходят в результате автоматической обработки информации; для их изменения необходимо перейти на "ручное управление" и проследить этот процесс достаточно внимательно - у "бессознательной" системы психики критическая способность отсутствует как функция.

IV. Что дальше?

Как правило - у "наивных испытуемых", то есть впервые пользующихся таким системным способом решения эмоциональных проблем, сам простой процесс когнитивного оспаривания вызывает заметное облегчение и переживание "просветления".

Впрочем, это явно далеко не конец работы - это всего лишь теоретический "инсайт", умозрительное интеллектуальное понимание; шаг необходимый-но-недостаточный для реальных изменений.

Дело в том, что говоря об установках - мы подразумеваем примерно то же, что и в термине "привычки": т.е. некоторые типичные и однообразные действия. Здесь тоже самое, просто речь не о явных действиях, а о процессах представления, размышления и рассуждения, скрытых от глаз окружающих, но тем не менее вполне себе настоящих. А никакие стабильные привычки, как известно - "по щелчку пальцев" не исчезают и не изменяются за один день на новые.

Что также влечёт за собой неизбежный период дискомфорта - который является нормальным конструктивным стрессом; если человек учился играть на гитаре 2 года, и выучил совсем неверную постановку рук и пальцев - в процессе переучивания ему будет даже труднее, чем полному новичку. Ясно, почему? А сколько мы себя "натаскивали" в своих иррациональных убеждениях - чаще всего, гораздо дольше, чем пару лет. 

Впрочем, этот период - вполне подъёмный; в среднем около 4-6 недель, и дольше для так называемых "ядерных убеждений", при условии активной проработки. Со временем - "натужность" и чувство неестественности серьёзно снизятся, и новые мысли, чувства и поведение будут столь же спонтанными и машинальными, что и прежние.

В модели РЭПТ это называют эмоциональным/практическим/переживаемым "инсайтом" (т.е. достижение глубокого интутивного понимания "правды" рациональных идей).

Так что далее - стоит себя настроить на довольно продолжительную и энергичную работу, которая включает не только умозрительное исследование и другие "кабинетные" упражнения, но и практическую проверку новых убеждений в реальной деятельности.

Более по существу - этот период "проактивного переобуславливания" включает в себя практическое приложение всех нынче модных (с подачи АСТ и других направлений "третьей волны" КПТ) в психологии конструктов и методов:

  • Осознанное внимание (Mindfulness) к ситуациям, вызывающим нездоровые эмоции, иррациональные убеждения и непродуктивное поведение;
  • Принятие (Acceptance) этих ситуаций как неизбежных и натуральных на данном этапе;
  • Отстранение (Defusion) от иррациональных идей и поведенческих тенденций (т.е. отказ рассматривать деструктивные мысли серьёзно и "вестись" на машинальные привычные импульсы вести себя непродуктивно);
  • Осмысленное поведение (Committed Action) в соответствии с рациональными и гармоничными установками;
  • Намеренность и готовность (Willingness) сознательно переживать продуктивный дискомфорт и испытать необходимый для стабильных изменений стресс.

Имея в виду, что процесс изменений этот - вовсе не гладкий и ровный, и достаточно нелинейный, то временные откаты, провалы и неудачи - вполне себе стоит ожидать, быть к ним готовыми и использовать для скорейшего усвоения новых "способов бытия".

В чём секрет - именно своевременное извлечение опыта из этих временных "обломов" является наилучшим способом профилактики возможных "тяжёлых" рецидивов (т.е. полного возвращения к проблемному состоянию).

Ну и пока что всё - успехов в практике.

P.S.: энтузиастам - можно "догнаться" бесплатной методичкой "Анатомия Эмоций". Кому окажется полезной - оформите "лайки" с репостами, буду признателен.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь