|
Грани жестокостиАвтор статьи: Ирина Пожарская
Россияне наконец-то вошли в эру осознанного родительства. Каждый под этим термином понимает конечно же абсолютно разное, а иногда и диаметрально противоположное. Для кого-то это воспитание гения; для кого-то жизнь, положенная за счастье ребенка; для одного совместные семейные прогулки и домашние задания, сделанные вместе с детьми; а для другого воспитание самостоятельного и ответственного человека; для кого-то поздние роды, когда мать и отец сполна нагуляются; а кому-то принципиально важно, чтобы физиологический процесс родов происходил «естественно, осознанно и красиво». Но все эти люди, сходятся в одном, - во всяком случае, большинство, - нельзя поднять руку на ребенка. Слава Богу, избиение ребенка все же начало считаться насилием, а не необходимыми и эффективными воспитательными мерами.
А дело в том, что есть множество манипулятивных стратегий воспитания, которые по сути являются насильственными. К ним относится так называемое вербальное и невербальное насилие. Как пишет американский публицист Peg Streep: «Слова, произнесенные ровным голосом, или молчание близкого человека порой могут ранить сильнее, чем крик. Тяжелее всего перенести, когда нас игнорируют, не замечают, как будто мы невидимки. Такое поведение – не что иное, как насилие». Действительно, когда я (или другие психологи) говорю о вербальном насилии, я не имею в виду краснолицего орущего человека, в гневе исторгающего тонны ругательств и оскорблений. Невербальное насилие может быть тихим, а подчас и совсем бессловесным. Главное, какой посыл оно в себе несет: издевки, унижения, презрения. Давайте перечислим эти негативные методы воспитания, чтобы заботливые родители могли поймать себя на ошибочной стратегии и изменить ее. 1. Игнорирование «Мать задает мне вопросы, например, голоден ли я, и что я бы хотел на ужин. Но вне зависимости от моих ответов, я либо продолжаю голодный ждать еды, либо вынужден впихивать в себя полноценный обед, будучи абсолютно сытым», - объясняет Сергей. «Она не спрашивала моего мнения, даже не пыталась притворяться, что оно ей интересно. Наоборот, она говорила, что я не имею права на мнение, так как полностью от нее завишу. И пока я ем ее хлеб, я — никто», - признается с некоторым стыдом Анна. Чем плох этот стиль общения? Дитя, страдающее от тихого вербального насилия, испытывает противоречивые чувства. Когда ребенка хвалят, или когда его ругают, он получает эмоциональный отклик. Эмоции родителя, вне зависимости от знака дают ему чувство значимости, если хотите - важности. Они как бы подтверждают: ты есть, я тебя вижу, я с тобой считаюсь. Отсутствие гнева на фоне отсутствия похвалы вызывает чувство растерянности и неопределенности: что же скрывается за многозначительным молчанием? Какие же негативные последствия у игнорирования? • Низкая самооценка Информацию об окружающем мире, как и о себе, ребенок получает опосредованно, посредством общения со значимым взрослым, в первую очередь, матерью. Заботливая мать не только удовлетворяет физиологические потребности ребенка, но позволяет ему понять собственную значимость, закладывая основы здоровой самооценки. Ее любовь дает ему силы для исследования большого мира. • Травмирующие психологические защиты Процесс формирования паттернов поведения начинается буквально с рождения, когда еще грудной ребенок начинает общаться с мамой, реагируя на ее улыбку, жесты и слова, посредством мимики. Значимость включенного внимания матери была доказана еще 40 лет назад Эдвардом Троником путем эксперимента под названием «Бесстрастное лицо», проводившимся над грудничками. В случае отсутствия контакта со стороны матери (она не смотрит на него, отвернулась или сидит с бесстрастным выражением лица), ребенок начинает плакать, привлекая внимания, а потом, не в силах справится с собственным бессилием, отворачивается. Регулярное игнорирование ведет к выработке дезадаптивных психологических защит. У ребенка формируется тревожный или избегающий вид привязанности. Эти стратегии взаимодействия часто применяются и во взрослой жизни, неся разрушительные последствия для семейного счастья. 2. Гробовое молчание Этот способ воздействия на ребенка близок к игнорированию, разве что вызывает в ребенке иные эмоциональные реакции, такие как отчаяние, чувство вины, а также злость и гнев на "молчуна". Последствия Ребенок, которому не отвечают, чьи вопросы не замечают, никак не может защитить себя. Его самооценка стремится к нулю, так как он кажется сам себе пустым местом. 3. Травля Презрение, насмешки, выраженные без повышения голоса лишь мимикой, обидными смешками, ухмылками, издевательскими шутками, закатыванием глаз, жестами, способны привести к не менее негативным последствиям. Этот инструмент позволяет хорошо контролировать семейную систему, но токсичен для всех ее участников. Почему это плохо? Постоянный стресс негативно влияет на созревание мозговых структур ребенка, приводя к задержкам в развитии, формированию заниженной самооценки со склонностью к самобичеванию, повышенной тревожности и нерешительности. 4. Неконструктивная критика Родители считают своим долгом указать даже на мельчайшие оплошности ребенка и заставить его их исправить. Обычно это диктуется заботой о будущем благе ребенка. Однако стоит разграничивать конструктивную критику от мелких необоснованных придирок, основной целью которых служит желание показать собственную значимость и поставить ребенка ниже себя. Так как такое общение ведется спокойным тоном с подключением логических умозаключений, ребенок начинает считать, что он действительно плохой, неумелый, глупый и вообще недостоин их любви. Последствия для будущего взрослого могут вылиться в синдром самозванца, нарциссизм (в научном его понимании), излишнюю тревожность, неспособность брать ответственность, принимать решения, неуверенность в себе, страх оценки, неумение строить здоровые отношения. 5. Тотальная нелюбовь Ребенку важно знать, что его любят, и что он достоин любви и внимания. Как ему это понять, если он не слышит ни похвалы, ни слов поддержки? Все это ведет к заниженной самооценке, когда человек винит себя во всех бедах и, можно сказать, считает, их справедливым наказанием за собственное несовершенство. Во взрослом возрасте это может вести к поведению вечной жертвы, к попыткам добиться любви и внимания ближнего, даже в ущерб своему физическому здоровью. 6. Обман сознания или газлайтинг. Это способ убедить другого в его неадекватном восприятии реальности. Например, что какого-то события не было или что он его понял неправильно, а значит его чувства неуместны. «Да ничего такого я тебе не сказала», «это все ты выдумываешь» - в ответ на жалобы ребенка, попытку поговорить по душам. Последствия газлайтинга Я видела не раз результаты такого типа общения в своем кабинете, когда взрослый человек всерьез считает себя ненормальным, когда он не доверяет своим чувствам и даже не способен отделить свое мнение от мнения окружающих. И тогда он идет за тем, кто за него решает, что ему чувствовать, изменяя свои решения как флюгер под дуновением ветра, в зависимости от мнения окружающих. Вы хотите такого для своего ребенка? Я перечислила основные манипулятивные стратегии воспитания, которые часто применяют на самом деле любящие родители. Я очень надеюсь, что осознав всю тяжесть травматизации ребенка в результате их применения, любящие мамы и папы изменят свой стиль взаимодействия с собственными детьми. И в этом деле я готова помочь, обучив навыкам эффективного общения с детьми. Оригинал этой статьи взят с моего сайта, там же вы найдете основные виды оказываемых услуг, цены, информацию о скидках, контакты, а так же сможете записаться на консультацию.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|