Детская амнезия

Что мы знаем о восприятие реальности ребенком еще до того, как он начинает говорить? Каким он видит Мир, как его мыслит? Казалось бы, что может быть проще - достаточно просто вспомнить. Но большинство людей абсолютно ничего не помнит о своем детстве до трех лет. Это явление известно как детская или инфантильня амнезия. Понятие ввел Зигмунд Фрейд, объяснял он это явление механизмом психологической защиты вытеснения сексуальных переживаний ранних лет в бессознательное функцией сверх-Я. Патришии Бауэр (Patricia Bauer) в своем исследовании впервые эмпирически установила возраст, когда "уходит детство". Выяснилось, что от 5 до 7 лет ребенок сохраняет около 70% своих воспоминаний, а после 7 лет остается всего 35%. Интересно, что хотя первые помнят больше, но восстанавливают подробностей значительно меньше, чем дети старшего возраста, когда рассказать они могут больше, но о меньшем количестве событий и фактов.

Детская амнезия

Сейчас нейронауками утверждается, что забывание происходит из-за недоразвитого гиппокампа, который отвечает за управление памятью. Однако значит ли это, что ребенок действительно забывает информацию, а человек не может помнить всего?

Известный ученый Уайлдер Грейвс Пенфилд, занимаясь лечением эпилепсии, во время электростимуляции различных зон головного мозга обнаружил, что воздействие на некоторые зоны током вызывает воспоминания событий в мельчайших подробностях.

Однако есть люди способные и без электростимуляции вспомнить практически каждый момент своей жизни. Это люди, страдающие гипермнезией. Гипермнезия - патология памяти, в результате который человек ничего не может забыть. Таких людей также называют мнемонистами. Известен американский мнемонист Уильям Бред. Его первые воспоминания относятся к 4-летнему возрасту – именно тогда, в свой день рождения, он впервые связал дату и событие. Обратите внимание - снова возможности воспроизведения воспоминаний встречаются с способностями использования знаковой системы. По просту говоря - речи и последовательного логического мышления, связанного, как известно, с развитием левого полушария.

Для сравнения также хочется привести воспоминания мнемониста отечественного производства. Очень известного в свое время и известного в наше, благодаря великому советскому ученому Александру Лурия. Звали мнемониста Соломон Шерешевский. В книге Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» он цитирует слова Шерешевского: «Мать я воспринимал так: до того, как я начал ее узнавать, — «это хорошо». Нет формы, нет лица, есть что-то, что нагибается и от чего будет хорошо… <…> — это облачко, потом приятное…»

А вот как воспроизводит свои ранние, относящиеся к возрасту чуть больше двух лет, ощущения Андрей Белый в книге «На рубеже двух столетий»: «Представьте ваше сознание <…> несколько расслабленным <…>, но не угасшим вовсе; я <…> переживаю предметную действительность комнаты <…> как рыбка, живущая в аквариуме, поставленном в комнате; представьте себе эту рыбку сознающим себя ребенком, и вы поймете, что действительность ему подана как сквозь толщу воды». Веротяно, на ранних этапах развитияЮ мир воспринимается человеком не в деталях, а размыто, смутно, эмоционально, Мир лишен отчетливых форм, отдельные впчатления малодифференцированы и воспринимаются целостно. Также происходит его запечатлевание свободно от рефлексии и логикии. В результате развития мышления и речи, ребенок научается различать последовательность событий, кодировать образы своей памяти и выстраивать между ячейками своей памяти связи.

Детское сознание не утрачивается с возрастом, а служит основой сознания взрослого человека. Физиолог А.А. Герцен (1890), страдавший обмороками оставил интересное описание поэтапного восстановления сознания: "Первоначально на фоне бессознательного, из "пустоты", возникает неопределенное ощущение Бытия, лишенное отношения к собственному "Я", но и без различения внешнего мира - "безличное сознание". Это чувство может быть приятным, если нет условий для боли или дискомфорта, но в противном случае может быть очень неприятным. Затем постепенно человек начинает видеть и слышать, но ему кажется, что звуки и цвета рождаются внутри. Каждое из ощущений чувствуется изолированно, калейдоскопично. Далее начинает осознаваться собственное "Я" — происходит как бы отделение "Я" от внешнего мира, хотя еще отсутствует понимание ситуации и причинно-следственных отношений. На последнем, четвертом этапе наступает полное восстановление сознания с ясным пониманием личного "Я" и окружающего мира. Можно увидеть удивительное совпадение первых этапов восстановления сознания с описанием жизни сознания ребенка оставленого Шерешевским.

Сознание ребенка структурируется, в процессе усвоения речи и обусловленой ей деятельностью и социальных ценностей, и приобретает в результате формирования понятийного мышления совершенно другие свойства. Возникает личность, самоидентичность и сознание, опирающееся на последовательную обработку информации левым полашрием, организующим деятельность человека в общении и временной перспективе. Функция же правого полушария - параллельная обработка информации - становится фоном деятельности сознания, бессознательной частью личности (Роттенберг). Первые слова ребенка и единицы мышления не являются еще понятиями и подобны отражаемому сознанием ребенка малодифференцированным образам. Пользуясь терминологией Л. С. Выготского, эти слова еще не являются понятиями - это синкреты. Синкреты носят наглядно-образный характер и усваиваются в детском возрасте в спонтанном ассоциативном процессе, который и обеспечивает быстрое усвоение информации и формирование целостных представлений, однако достаточных для выживания, так как связаны с деятельностью лимбической системы, наиболее древними и инстинктивными формами психики (физиология). Известно, что синкретическое мышление совсем не исчезает и формы синкретов в мышлении остаются. Наличие в психике таких форм мышления может находиться в вытесненном состоянии как примитивные подавленные бессознательные образы, в патологическом процессе при шизофрении они снова выходят на первый план, что объясняет природу мышления шизофреника. Таким образом, можно говорить о послойном програмирование образов памяти и сознания человека. Давно известно, что память формируется из слоев различной давности. Так в довольно русском по содержанию эксперименте К. В. Анохина людей, хорошо владевших различными языками, угощали спиртным, после чего, конечно, наблюдалось забывание сначала языков, которые человек усвоил последними, пока они не напивались до такой степени, что более менее членораздельно удавалось говорить только на своем родном русском языке. Мозг и человеческое сознание таким образом адаптируется к нагрузке избавляясь от обеспечения энергией ранние нейроны, несущие соответственно менее значимую для поддержания активности и адаптации человека информацию.

Такую архитектуру сознания можно представить в виде перевернутой пирамиды, на вершине которой находятся первые синкреты, которые в неделимом образе интегрируют все разнообразие явлений. Далее идет новый уровень классификации понятий, более дифференцированный и разнообразный, соответствующий следующему возрасту. С этого уровня уже можно увидеть более сложную реальность. И так далее, следуя за ребенком в процессе усвоения языка и исследования им реальности формируются новые дифференцированные сложно организованные модели мышления. Логические связи между категориями и понятиями взрослого человека, при этом существуют одновременно с ассоциативным полем синкретов. Которое безусловно шире и разнообразнее любой логической последовательной структуры. Являясь частью образа личности ребенка со своим синтаксисом, структурой понятий, классификаторов и т.д., с позиции настоящего сознания (образа личности) не мыслятся и не осознаются. Но примитивное детское сознание символически проявляет себя, к примеру, во снах, неврозах, а также, вероятно, незаметно программирует поведение и судьбу. Информация кодированная синкретами или некодированная вовсе и существующая только в следах чувствуенных впечатлений, носит сложный и противоречивый характер для логического мышления и сформированной самоидентичности личности с ее убеждениями и стереотипами и поэтому затрудняется ее воспроизведение, доступ к этой информации и ее понимание.



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Зоны жизни, или "узники" сознания
  • " + 4 в вашу пользу" или информация из 8-го измерения сознания
  • Вулканический песок. "Несколько секунд без сознания".
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Мысли очень сильны": особенности мышления при ОКР
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто такие "Паразиты сознания?"
  • "Прокрустово ложе" сознания.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Зачарованный мир" сознания
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь