Куда катится Колобок. Аналитический подход к сказке

Колобка знают все, это правда. Интересно другое – многие сказки забываются, но про Колобка не только знают, но и помнят все. А иначе откуда бы возникло столько анекдотов, начиная с вопроса «Пачкаются ли у Колобка глазки?», и заканчивая смелой гипотезой о происхождении Смешариков?  Многие взрослые считают, что это сказка «ни о чем». Педагоги по привычке  ищут и находят в ней важные жизненные уроки. А маленькие дети просто изо дня в день слушают ее, каждый раз испытывая огромную гамму чувств на последних словах: «А лиса его - гам - и съела!» Я бы рискнула назвать эти чувства священным трепетом, в которым смешаны ужас и восторг, бесконечное горе и одновременно ощущение неизбежности именно такого финала. Ведь любые попытки взрослых изменить конец натыкаются на отчаянное сопротивление ребенка, как будто он знает: нельзя нарушать однажды установленный ход событий.

И здесь ребенок совершенно прав. Давайте разбираться, почему. Сказка «Колобок» по своей структуре относится к так называемым кумулятивным, или цепным, сказкам,  в которых многократно повторяются одни и те же действия до тех пор, пока цепь не порывается в результате какого-либо события. В.Я Пропп пишет: «Принцип кумуляции ощущается нами как реликтовый. Современный образованный читатель, правда, с удовольствием прочтет или прослушает ряд таких сказок, восхищаясь, главным образом, словесной тканью этих произведений, но эти сказки уже не соответствуют нашим формам сознания и художественного творчества. Они — продукт каких-то более ранних форм сознания». Такое «нанизывание» событий позволяет  двигаться в пространстве, перемещаясь от точки к точке, руководствуясь принципом линейности, последовательности. В те далекие времена, где берет начало эта сказка, а точнее, миф, к которому она восходит,  причинно- следственные связи между явлениями не были столь очевидными, как на более поздних этапах. И это, безусловно, отражалось в языке. 

Самые древние сказки описывали, прежде всего, тот порядок, согласно которому функционировал мир, общество, да и сам человек. Какой же «порядок» описывает «Колобок»?

Своей формой и цветом колобок напоминает солнце. Тут можно задаться вопросом шар он, или все же блин.  Если блин, то вполне можно говорить о том времени, когда люди не имели представления о форме космических тел. Тогда мы можем вспомнить те многие «солнца», которые пекут на Масленицу, прославляя приход весны, новое рождение жизни, расцвет природы.  Если же Колобок похож на шар, мы вспомним о клубке, который в сказках ведет героя к цели. Но героя в сказке нет, как нет и цели, ведь мы находимся в древнем пространстве, где целью является само совершение пути.

Подумаем о том, что Колобок, как солнце, выходит из рук Великих Творцов – деда и бабы, и начинает свой земной путь.  Здесь имеет смысл вспомнить сказку «Три золотых волоса Деда-Всеведа», в которой, в отличие от версии братьев Гримм, три волоса принадлежат вовсе не черту, а Солнцу, которое каждый вечер в образе старика возвращается к своей матери, во сне молодеет, и с утра, превратившись в ребенка, вновь начинает свой путь. В этой сказке содержится объяснение тому, что происходит с солнцем, когда люди его не видят.   

«Колобок» же – о дневном пути солнца. К.Г. Юнг в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» приводит слова вождя индейского племени пуэбло: «… мы – дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогает нашему Отцу шествовать по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце не будет вставать, и наступит вечная ночь». Заход солнца неминуем, как неминуем и его восход. Но для того, чтобы укрепиться в этом знании, человечеству потребовалось очень много времени, и сказка о Колобке, очевидно, одна из форм передачи этого знания.

На эту сказку можно посмотреть еще и как на жизненный путь человека. Колобок проходит через встречу с зайцем – маленьким и пугливым, волком – сильным и кровожадным, медведем – косолапым увальнем. Не напрашивается ли здесь параллель с тремя возрастами человека? Встреча с лисой – норным животным, проводящим часть жизни в подземном мире, становится последней, как и жизнь человека всегда заканчивается смертью. То есть ребенок, многократно слушая эту сказку, приобщается к пониманию конечности жизни вообще. Это происходит не на уровне сознания - в раннем возрасте нет и не может быть реалистичных представлений о смерти, а на совершенно ином, глубинном, бессознательном уровне, при помощи присоединения к памяти предков через текст сказки, остающийся неизменным на протяжении сотен лет.

Наверное, поэтому «Колобок» был, есть и останется первым «учебником» жизни для многих и многих детей.

 

 

 



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Колобок смысл жизни искал (психологический апгрейд любимой сказки)
  • Колобок, колобок, я тебя... опишу
  • КОЛОБОК (по мотивам одноименной сказки)
  • «Сказка ложь да в ней намек…». Часть вторая – Колобок румяный бок.
  • Мультик. Колобок или Возрастные кризисы взрослого человека
  • Между Жизнью и Смертью: Всадник без головы или Колобок
  • Почему погиб Колобок? Ребенок и незнакомый человек.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Колобок, или иррациональный выбор смерти
  • Колобок для радости
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Решительность (Колобок-2)
  • Мужчина-колобок
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Зрелый и незрелый колобок. Кто я?
  • Провал миссии Колобок( Ошибки ХСР)
  • До чего докатился Колобок! 4 базовых этапа развития.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Несколько простых правил писательства. Для всех. И "Колобок"
  • А можно передышку?! Где конец усталости на пути к цели и как выжить в бешеной гонке жизни.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Ребенок ведь не плюшевый мишка, он не игрушка – это же все знают.
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • Был ли в самом деле я или Как многие знания превращаются в многие печали?
  • Как медитировать , если у вас совсем нет на это времени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь