|
Куда катится Колобок. Аналитический подход к сказкеАвтор статьи: Шкадаревич Елена Владиславовна
Колобка знают все, это правда. Интересно другое – многие сказки забываются, но про Колобка не только знают, но и помнят все. А иначе откуда бы возникло столько анекдотов, начиная с вопроса «Пачкаются ли у Колобка глазки?», и заканчивая смелой гипотезой о происхождении Смешариков? Многие взрослые считают, что это сказка «ни о чем». Педагоги по привычке ищут и находят в ней важные жизненные уроки. А маленькие дети просто изо дня в день слушают ее, каждый раз испытывая огромную гамму чувств на последних словах: «А лиса его - гам - и съела!» Я бы рискнула назвать эти чувства священным трепетом, в которым смешаны ужас и восторг, бесконечное горе и одновременно ощущение неизбежности именно такого финала. Ведь любые попытки взрослых изменить конец натыкаются на отчаянное сопротивление ребенка, как будто он знает: нельзя нарушать однажды установленный ход событий. И здесь ребенок совершенно прав. Давайте разбираться, почему. Сказка «Колобок» по своей структуре относится к так называемым кумулятивным, или цепным, сказкам, в которых многократно повторяются одни и те же действия до тех пор, пока цепь не порывается в результате какого-либо события. В.Я Пропп пишет: «Принцип кумуляции ощущается нами как реликтовый. Современный образованный читатель, правда, с удовольствием прочтет или прослушает ряд таких сказок, восхищаясь, главным образом, словесной тканью этих произведений, но эти сказки уже не соответствуют нашим формам сознания и художественного творчества. Они — продукт каких-то более ранних форм сознания». Такое «нанизывание» событий позволяет двигаться в пространстве, перемещаясь от точки к точке, руководствуясь принципом линейности, последовательности. В те далекие времена, где берет начало эта сказка, а точнее, миф, к которому она восходит, причинно- следственные связи между явлениями не были столь очевидными, как на более поздних этапах. И это, безусловно, отражалось в языке. Самые древние сказки описывали, прежде всего, тот порядок, согласно которому функционировал мир, общество, да и сам человек. Какой же «порядок» описывает «Колобок»? Своей формой и цветом колобок напоминает солнце. Тут можно задаться вопросом шар он, или все же блин. Если блин, то вполне можно говорить о том времени, когда люди не имели представления о форме космических тел. Тогда мы можем вспомнить те многие «солнца», которые пекут на Масленицу, прославляя приход весны, новое рождение жизни, расцвет природы. Если же Колобок похож на шар, мы вспомним о клубке, который в сказках ведет героя к цели. Но героя в сказке нет, как нет и цели, ведь мы находимся в древнем пространстве, где целью является само совершение пути. Подумаем о том, что Колобок, как солнце, выходит из рук Великих Творцов – деда и бабы, и начинает свой земной путь. Здесь имеет смысл вспомнить сказку «Три золотых волоса Деда-Всеведа», в которой, в отличие от версии братьев Гримм, три волоса принадлежат вовсе не черту, а Солнцу, которое каждый вечер в образе старика возвращается к своей матери, во сне молодеет, и с утра, превратившись в ребенка, вновь начинает свой путь. В этой сказке содержится объяснение тому, что происходит с солнцем, когда люди его не видят. «Колобок» же – о дневном пути солнца. К.Г. Юнг в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» приводит слова вождя индейского племени пуэбло: «… мы – дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогает нашему Отцу шествовать по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце не будет вставать, и наступит вечная ночь». Заход солнца неминуем, как неминуем и его восход. Но для того, чтобы укрепиться в этом знании, человечеству потребовалось очень много времени, и сказка о Колобке, очевидно, одна из форм передачи этого знания. На эту сказку можно посмотреть еще и как на жизненный путь человека. Колобок проходит через встречу с зайцем – маленьким и пугливым, волком – сильным и кровожадным, медведем – косолапым увальнем. Не напрашивается ли здесь параллель с тремя возрастами человека? Встреча с лисой – норным животным, проводящим часть жизни в подземном мире, становится последней, как и жизнь человека всегда заканчивается смертью. То есть ребенок, многократно слушая эту сказку, приобщается к пониманию конечности жизни вообще. Это происходит не на уровне сознания - в раннем возрасте нет и не может быть реалистичных представлений о смерти, а на совершенно ином, глубинном, бессознательном уровне, при помощи присоединения к памяти предков через текст сказки, остающийся неизменным на протяжении сотен лет. Наверное, поэтому «Колобок» был, есть и останется первым «учебником» жизни для многих и многих детей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|