Песочная психотерапия: sand-play или sand-tray? Есть ли существенные различия?

Песочная психотерапия sand play или sand tray Есть ли существенные различия

Считается, что истоки песочной терапии можно найти в книге известного писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг и с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Ловенфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребёнок, увидевший эти фигурки, перенёс их в песочницу стоящую рядом, и стал играть ими в песке. Именно это, возможно и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Ловенфельд.

Дора Кальфф, прошедшая обучение у К.-Г. Юнга и М. Ловенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики, помочь процессу индивидуации.

Психологи подхватив на вооружение данное практическое направление активно используют возможности песочной терапии с современным клиентом. И кажущая простота применения (что мол, здесь такого, насыпаем песок в ёмкости и расставляем игрушки на полочках) на самом деле вызывает вопросы: все ли манипуляции с песком (и на пляже, и в тазиках и ёмкостях всевозможных форм) являются Песочной Терапией?

Перечитав доступные издания на русском языке, читая Dora Kallf, Barbara Labovitz Boik, E. Anna Goodwin, Estel Veinrib, Barabara A. Turner, знакомясь с материалами сайтов по песочной терапии, пришла к выводу, что не всё назвают Песочной терапией (Sand-play therapy). Так, специалисты Ассоциации Песочной (Sand-play) Tерапии штата Колорадо (CSTA) обозначили такие понятия как Sand-play и Sand-tray.

Далее, предлагаю сравнительный анализ Sand-play и Sand-tray, чтобы более ясно представить себе те и иные различия методических подходов использования в работе с клиентом и наверняка знать каких результатов и изменений можно ожидать в процессе применения Sand-play или Sand-tray приёмов.

 

SAND-PLAY терапия.

1. Теоретическая основа: Дора Кальфф на теоретической основе психоанализа К.-Г. Юнга: процесс индивидуации на основе кристаллизации символического содержания бессознательного, как источника роста и развития; связь между Эго и Самостью. Психоаналитически ориентированный, психодинамический подход. Техника мира М. Ловенфельд, философия, знание символики образов, личного и коллективного бессознательного.

 2.Инструментарий: миниатюрные фигурки подобранные по рекомендуемым классификациям, деревянный лоток («поднос») стандартизированного размера прямоугольной формы (50/70/7 см). Ammann (1991, pp.17-18), обсуждая форму Sand-play песочницы («подноса») пишет: «…Из-за неравенства размеров прямоугольный поднос вызывает психическое напряжение, неусидчивость и желание двигаться и продолжать работу. Квадратное или круглое пространство создаёт равновесие, ощущение покоя и концентрации на центре. Можно сравнить аналитический процесс с постоянным поиском некоего центра в лишённом его пространстве…Клиент словно движется к периферии до тех пор, пока наконец не обнаруживает этот центр, свой личный круг в прямоугольном пространстве песочницы».

 3.Намерения, роль психотерапевта, психолога:

- ориентация на процесс, деятельность клиента;

- создание защищённой безопасной обстановки;

- нет деректив;

- нет интерпретаций и толкований;

- обязательное документирование: фотографирование композиции или рисование эскиза с подробным описанием фигурок и истории рассказанной клиентом;

- аналитическая проработка;

- демонтаж после сессии и ухода клиента.

 4. Предполагаемый результат: разрешение внутриличностных конфликтов, инсайты, символическая коммуникация, развитие Самости, процесса Индивидуации, облегчение психического напряжения через проработку архаических пластов психики.

 

SAND-TRAY терапия.

1.Теоретическая основа: разнообразие игровых подходов, когнитивная и поведенческая психология.

2.Инструментарий: лотки, ёмкости различных размеров, форм и цвета с песком, крупой, бобами и пр. Миниатюрные фигурки, игрушки, тестовые стандартизированные предметы.

 3.Намерения, роль психотерапевта, психолога:

- интервенции, режиссура;

- любое подходящее место, пляж;

- интерпретации, толкования, варианты действий;

- может быть документирование, фотографирование;

- демонтирование в ходе сессии.

 4. Предполагаемый результат: развитие коммуникативных, социальных навыков, эмоциональной сферы, развитие сенсомоторных навыков, развитие речи и пр.

 

Как показывает практика применение техник Sand-play и Sand-tray как основной модальности или как дополняющего инструмента благотворно и продуктивно влияет на процесс работы с клиентом. Но важно и учитывать технические нюансы для прогнозирования результата по запросу клиента.

 

 



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Классификация миниатюрных фигурок, используемых в песочной Sand-play терапии
  • Песочная терапия:«Кинетическая Sand-play картина семьи»
  • SAND PLAY - песочная терапия с детьми
  • СИМВОЛЫ В SAND-PLAY: "БАШНЯ"
  • Песочная терапия в работе психолога–консультанта: метод «Sand-art»
  • Что такое sand-art?
  • Метод Sand-Art
  • Использование метода Sand Art при коррекции эмоциональных нарушений .
  • Фигурки в песочной терапии
  • pet-play в БДСМ 18+
  • Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Волшебство песочницы и песочной терапии
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть I.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Заключение.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть III.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть II.
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Песок в песочной терапии
  • Шестишаговая техника интерпретации песочной композиции
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • В чём особенность кабинета песочной терапии?
  • Волшебство превращений в песке или немного о песочной терапии
  • Чудеса на песке или исцеляющая сила песочной терапии.
  • Работа с детской агрессивностью в песочной терапии
  • Есть ли магия в песочной терапии?
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь