Об истории психологического подхода к феномену сектантства

В публикации ранее (http://www.psyoffice.ru/blog/86141/) я коротко рассказал о кризисе социологического подхода к феномену сектантства, основанном на восприятии сект как религиозного явления.

Кроме того, что такой подход не вмещал в себя не религиозные формы сектантства, ученые, продолжая изучать секты и культы, рассматривали их в сравнении с доминирующей конфессией. Среди западных стран это был католицизм, а значит – мимо них распространялись по странам секты восточного толка, ширилась культовая среда, набирали популярность совершенно далёкие от религиозных сфер идеи.

Психологический подход к феномену сектантства появился не как продолжение социологического (как продолжать тупик?), а как самостоятельное направление. Психологи обратили внимание на то, что игнорировалось другими подходами: на тот урон, который наносит существование феномена сектантства как личности отдельного взятого человека, угодившего в секту, так и обществу в целом.

С 70-х годов XX века в западных странах психологический подход становится основным. Один из его представителей, С. Хассен, сам в прошлом являлся участником секты мунитов, в результате чего едва не погиб в автомобильной аварии (пребывание и постоянное напряжение в секте истощили его настолько, что он уснул за рулём).

В России по ряду причин ситуация стала развиваться другим путем. Если к началу XX века феномен сектантства оставалось явлением преимущественно религиозным, и рассматривалось официальной церковью (как у всех), то после революции 1917 на церковь начались гонения со стороны государства, а феномен религиозного сектантства перешел в «ведомство» социологов. Советские социологи практически до конца существования страны секты и культы продолжали рассматривать как религиозное явление. Причем советские социологические работы обходились в этом вопросе без строго понятийного аппарата (который, как уже писалось ранее, вызывал сильнейшую путаницу), только к 50-м годам обращаясь к определениям, в основе которых лежали дореволюционные, церковные положения о сектантстве, что говорит о продолжении работы в дихотомии «церковь-секта» (так, например, «Спутник атеиста» в 1959 году во многом повторяет определение Плотникова 1910-го; «карманный словарь атеиста» 1979-го во многом предвосхищает определение Дворкина 2000-го).

Специфичное внутриполитическое устройство страны привело к сложному взаимоотношению между сектами и государством. Например, секты могли помочь вести идеологическую со старым правительством и пережитками империи, в том числе и религией. Так, в 20-х годах большевиками поддерживался ряд сект, вплоть до освобождения их от воинской службы (декрет до 14.12.1920). Начиная с 30-х (точнее, с постановления «о религиозных объединениях» 1929-го) секты оказались сами подвержены нападкам (мавр может уйти). С началом Второй Мировой войны ситуация снова поменялась на обратную: в условиях военного времени нужны были любые ресурсы, способные мобилизовать людей на борьбу. С приходом к власти Хрущева, религии снова объявились врагом.

Так, 7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», который ознаменовал новые нападки на церковь и секты, но уже 10 ноября того же года, под влиянием критики западных дипломатов выходит новое постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Окончательно гонения на церковь и секты (которые в СССР воспринимались как явления одного ряда) сошли на нет к 80-м.

В 80-е, имея существенную материальную базу, отработанные методы вербовки, организованную структуру, опробованные модели и формы существования в обществе, а также флаги и лозунги перестройки, в Россию хлынули многочисленные западные сектантские образования. Так, например, в 1988 году было официально зарегистрировано Московское общество сознания Кришны.

С распадом государства распался и социологический подход. Сейчас вместо академических подходов к работе с сектами мы  имеем теологический. Современные политические инициативы взять под контроль сферу духовной жизни российского общество прочно сопряжено с влиянием РПЦ, и каких-либо иных организаций, занимающихся противодействием экспансии сект и культов еще не создано. Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАСЦИРС) включает исключительно религиозные организации и вопрос о месте сект и культов в обществе по-прежнему остается под влиянием дихотомии «секта-церковь».

Деформация личности, приобретение ей новых образований и моделей поведения, изменения в мышлении, образе жизни, принимаемых решениях - все то, что представляет собой поле работы психологов, в теологическом подходе заменяется формами религиозных переживаний. Реабилитация, развитие личности, социальная адаптация заменяется сменой организационной структуры, уходит обращение к индивидуальным ценностям.

Логично ожидать, что для становления собственно психологического подхода ему нужно будет снова пройти через формирование кризиса веберовской парадигмы, осознать ее узость и «открыть» множество форм не религиозного сектантства. Хотя кажется возможным перенос на российскую почву западного опыта исследования и профилактики феномена сектантства, уход от теологического подхода является необходимым условием эффективной работы с современной экспансией сект и культов.  

Об истории психологического подхода к феномену сектантства





Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние сектантства на нашу жизнь. Часть II.
  • Архетип Монаха и Монахини - влияние сектантства на нашу жизнь.
  • Манипуляторы и депрограммеры адептов религиозных сект
  • Современная классификация сект и культов, ч.2.
  • Современная классификация сект и культов, ч.3.
  • Современная классификация сект и культов, ч.5.
  • Современная классификация сект и культов, ч.4.
  • Современная классификация сект и культов, ч.6.
  • Секты для подростка
  • Осторожно! Тоталитарные секты!
  • СЕКТЫ: характеристика, методики влияния и манипулирования.
  • Секты. Кто в зоне риска? Как противостоять вовлечению в культ?
  • Последствия воспитания ребенка адептом религиозной секты
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • Зачем психологу знать особенности различных религий/сект и т.п., действующих на территории России?
  • Эксперимент из фильма "Секты и лжепророки. Культ наличности"
  • Родственник в секте. Вывод из сект. (1)
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть вторая. Формы работы.
  • Современная классификация сект, ч.1.
  • Неокульты. Психодинамика сект.
  • О непопулярности темы сект и психокультов
  • Вывод из сект. История и практика.
  • Пойти в церковь или на арт-терапию?
  • К чему снится Церковь
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • Этапы работы работы с симптомом: системный подход
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Случай работы с аллергией в рамках эмоционально-образного подхода.
  • Алгоритм работы с замещающей семьей в рамках когнитивно-поведенческого подхода
  • Церковь, зависимая личность и Содружества "12 Шагов"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь