|
Закон принадлежности | Зачем гордиться своим родомАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Итак, мы начнем с азбучных истин семейной системы, с законов Берта Хеллингера. Берт для семейной терапии сделал то, что Менделеев сделал для химии. Разрозненные факты и опыт он упаковал в изящную и стройную теорию, применил к «муравейнику законы архитектуры», другими словами - системный подход. Берт показал, что семья – это система. А любая система – это совокупность элементов и отношений, которые эти элементы связывают. Система – это всегда целостность. Частью семьи, элементами семейной системы могут быть как кровные родственники (предки и потомки), так другие члены семьи. Кроме того, в ряде случаев, частью семьи могут быть люди, которые пострадали от семьи, либо сделали важный вклад в ее благополучие, в продолжение жизни рода. Санитарка, которая вынесла тяжелораненого деда из боя и тем самым сохранила ему жизнь, а его потомкам сохранила возможность родиться, может занимать в семье очень важное, почетное место. Как и немцы, которых дед убил в бою. Хеллингер обосновал на практике очень простую и понятную всем вещь – Закон принадлежности, согласно которому: БЛАГОПОЛУЧЕН РОД, В КОТОРОМ ПОМНЯТ ВСЕХ СВОИХ, УВАЖАЮТ ИХ СУДЬБУ, И БЛАГОДАРЯТ ЗА ВКЛАД, КОТОРЫЙ ОНИ СДЕЛАЛИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА. Это становится понятным в сравнении с любой другой системой. Например, если из автомобиля, который является системой узлов и агрегатов, убрать одну из важных составляющих (колесо, двигатель, ключ зажигания) – он не сможет нормальное ездить. Так и в семье. Если кого-то из важных членов рода забыли, не уважают его вклад, не уважают его тяжелую судьбу – кто-то из потомков может начать неосознанно выполнять поручение РОДА – вспоминать забытого, повторяя его судьбу. И это только одно из возможных последствий. ЗАКОН ПРИНАДЛЕЖНОСТИ на первый взгляд выглядит аксиомой. Действительно, с какой стати мы будем забывать кого-то из членов семьи?! Но в действительности все намного серьезнее. В реальной жизни встречаются патологические сценарии развития событий – разного рода нарушения закона принадлежности – ИСКЛЮЧЕНИЯ. Какие могут быть исключения? Перечислю основные, с которыми чаще всего приходится работать в терапевтической практике.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕН?
К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВОДИТ ИСКЛЮЧЕНИЕ? К самым серьезным. Начнем все по порядку. АБОРТЫ В нашей культуре многие не воспринимают абортированных детей как своих детей. Им не дают имена. Их не хоронят на кладбище. И не помнят вовсе. «До двадцати я еще считала, а потом и со счета сбилась…». Но практика системных расстановок со всей убедительностью показывает, что абортированные дети могут очень сильно влиять на живых детей и своих родителей. Многочисленные случаи из опыта работы говорят о том, что женщина не может без ущерба для своего психического состояния и физического здоровья нести больше 2 абортов. Она находится в состоянии траура, как будто она не имеет права радоваться и наслаждаться благами жизни. Она как будто живет на кладбище. Причем все это на бессознательном уровне. Во внешнем поведении это может почти не проявляться. Но как бы такая женщина не хлопотала и не заботилась о муже и живых детях, им кажется, что мамы не хватает, не хватает ее тепла, внимания, любви. Родственникам кажется, что она как бы отсутствует… «Замороженность» женщины, находящейся в таком состоянии, очень внятно показана в фильме-сказке: «Что воля, что неволя - все равно…». Мужчина, даже если он совместно с женой принимал решения об аборте, требовал от нее этого, оплачивал операцию, часто охладевает к жене, сделавшей аборт. Ведь теперь она «убийца его ребенка». Ситуация множества абортов также тяжела для мужчины. Жена - в трауре, он - в трауре. Ему нужна для обмена живая женская энергия, а жена, находящаяся в состоянии длительного траура, не может это обеспечить. Муж имеет тенденцию искать другую женщину или любовницу. Семья может развалиться. Для живых детей тоже не все просто. С одной стороны могут быть бессознательные страхи и агрессия на мать и отца («ведь они могли и меня убить»). С другой стороны, огромное чувство вины перед неродившимися детьми: «Вы не родились, и я тоже не имею права жить». Проявляется это часто в том, что ребенок, имея таланты, способности и другие ресурсы не разрешает себе жить «полной жизнью», придерживается позиции жертвы, запрещает себе успех в делах, счастье в личной жизни, иногда, повторяя судьбу матери, абортирует своих детей, надолго застревает в депрессии. Особенно сильно проявляется эта тенденция в случае, если аборты были до рождения ребенка. Бессознательно он воспринимает себя, как живущего взаймы: «Если бы мой брат или сестра родились, меня рожать, возможно, и не стали бы». Еще раз подчеркну – все эти тенденции бессознательны. И в их основе лежит глубокая любовь к нерожденным детям. РЕШЕНИЕ Но есть и хорошая новость. Если в ходе расстановки, выяснилось, что проблема человека связана с его абортированными детьми, нужно сделать следующее. Нужно вспомнить, сколько именно их было, мальчики это были или девочки, посмотреть на них всех, дать им свои имена, принять их в свое сердце как своих детей и взять на себя свою часть ответственности за то, что они не родились, расставить их в правильном порядке, познакомить их с живыми детьми, обнять всех детей вместе и сказать: «Дорогие детки, вас у меня всего (четверо, семеро и т.п.). И я навсегда ваша мама». Если проблема человека связана с нерожденными братьями и сестрами, он может проделать подобную работу, но ответственность за то, что они не родились, он передает матери и отцу или просит бабушек и дедушек присмотреть за ними. В случае, если ребенок не родился из-за выкидыша, работа ведется в несколько ином ключе. «Дорогой мой ребенок (брат или сестра). Я соглашаюсь с твоим выбором и принимаю эту ситуацию так, как она есть. Знай, что для тебя всегда есть место в моем сердце и в моей памяти, как для моего ребенка (моего брата или сестры)». Как только исключенному (забытому) абортированному ребенку дают правильное место и уважение его судьбе, берут на себя ответственность за произошедшее, искреннее и глубоко скорбят о нем, траур может завершиться, и человек может развернуться навстречу своей радостной жизни во всей ее полноте. Естественно, лучше, когда оба родителя проделают эту работу вместе… Это дает шанс на восстановление отношений, сохранение семьи и на рождение других детей. ЗАБЫТЫЙ ИЛИ ОПОРОЧЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ. Часто при разводе бывшие супруги некорректно завершают отношения и пытаются вовлечь детей в свой конфликт в качестве союзника. Например, дети остались с матерью, и она транслирует свои обиды на мужа, формируя у них негативное восприятие отца. По сути, ее послание детям следующее: ваш отец – недостойный человек, забудьте его, теперь я буду для вас и папой, и мамой. Высказывается это детям иногда в форме жестких ультиматумов, иногда в виде тонких намеков. Если дети маленькие, они не могут фильтровать информацию, принимают все за чистую монету. Таким образом, детей лишают одного из родителей. И это крайне негативно сказывается на их последующей судьбе. Дело в том, что женщина-мать обеспечивает детей женской энергией, дает ощущение безопасности, заботы, уюта, и формирует доверие миру. Мужчина-отец дает детям мужскую энергию действия, активности, достижения целей, способность справляться с трудностями и решать проблемы. Негативный образ одного из родителей перекрывает поток столь необходимой энергии, и ребенок «летит по жизни с одним крылом». Впоследствии, ребенок может отомстить за это немотивированной агрессией, наркоманией, алкоголизмом или повторением судьбы исключенного родителя. РЕШЕНИЕ Чтобы ребенок мог обрести поток энергии одного или обоих родителей, нужно сформировать у него их позитивный образ. В этом смысле очень ценным является опыт социальных служб Швеции. Они обязывают опекунов и приемных родителей поддерживать у приемных детей позитивный образ биологических родителей. «Твой папа – мастер ловить рыбу, а твоя мама – пекла очень вкусные блинчики». В опыте системных расстановок восстановление позитивного образа родителей – одна из самых трудных задач. Часто приходится просить разрешения у матери на восстановление связи с отцом. Иногда стоит напомнить ребенку тот момент, когда у отца и матери отношения только начинались. И когда ребенок видит, как родители были влюблены друг в друга и какой нежностью в тот момент были наполнены их отношения, у него получает принять свою жизнь за ту цену, которую заплатили его родители и он сам. Иногда в системной расстановке всплывают мотивы развода родителей и ребенок. Понимая причины разрыва, ребенок может простить и принять всю ситуацию. Иногда ребенку приходится прощаться с почетной, но изнурительной ролью «спасателя в семье родителей», когда он говорит: «Все, что было и есть в отношениях между вами, дорогие мои родители, я оставляю вам. Это только ваше и меня это не касается. Я только ваш ребенок и буду рад всему, что вы мне будете давать как своему ребенку. И вы оба для меня хорошие, вы подарили мне жизнь. А это бесценный дар. Спасибо вам за все». Когда в сознании человека все на своих местах, в отношениях тоже выстраивается определенный порядок, ему уже незачем тратить силы на заведомо проигрышное дело «спасения родителей», он получает их поддержку, и с новыми силами разворачивается навстречу своей собственной жизни. В некоторых случаях, когда положительный образ родителей создать не удается, ребенок может запросить помощь и поддержку других предков – бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. И это тоже неплохой вариант. ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ
Хорошая новость в том, что вы можете облегчить свою жизнь, исцелить ее от напастей. Инструмент для этого есть. Называется он – системная семейная расстановка. С уважением Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|