|
Как утюг влияет на формирование карты мираАвтор статьи: Елена Викторовна Пушкова
Когда моей внучке Машеньке было полтора года, она потрогала пальцем (следуя моему примеру) горячий (не очень) утюг. Результат: слезы, обоженный (не сильно) пальчик, научилась говорить слово "утюг" (первое слово в её жизни), которое звучало так - "интюк".
Опс... вот тебе и установление причинно-следственных связей, выведение закономерностей за счет анализа и последующего обобщения непосредственного практического опыта (взаимодействия с утюгом) и формирование картины мира. Эта история заставила задуматься о том, каким же образом взаимодействие с близким и родным взрослым, влияет на установление причинно-следственных связей и выведение закономерностей и следовательно на формирование карты мира ребенка. Например, когда родители любыми способами стараются оградить своего ребенка от опасностей, оберегают его от действий, которые на их взгляд, травмоопасны. Или, наказывая своего ребенка за испачканную во время прогулки одежду. Или, принуждая ребенка делать то, что полезно ему: одевать шарфик, не есть мороженное на улице, здороваться с этим неприятным дядей и говорить ему спасибо, за его дрянную конфету. Родители, конечно же не сознательно, лишают ребенка возможности увидеть, узнать, понять результат своих действий. Ребенок привыкает игнорировать последствия своих действий, не в состоянии самостоятельно оценить степень адекватности своих действий сложившейся ситуации. Как это происходит. Например: пришел сын или дочь с прогулки грязный (одежда грязная). Мама наказывает его, не пускает гулять. Причина - грязная одежда, следствие - сиди дома. А вот папа пришел с улицы грязный (машину ремонтировал) никто его не наказал, а даже накормили и дали пульт от телевизора. ???? - думает ребенок. А как надо? - спрашивают родители. А вот сами и придумайте - как надо. Дети ваши и жить с ними, и доживать с ними - вам. Или вот такая ситуация: мама или папа, а то и вместе говорят ребенку с кем ему надо здороваться, а если он забывает здороваться, то обязательно напоминают ему об этом: "Что же ты не вежливый такой, не здороваешься." Причина - забыл поздороваться, следствие - мама (папа) напомнили. Закономерность: не нужно здороваться, если мама (папа) не напомнят, не скажут. Или когда родители лишают ребенка возможности самостоятельно решать какие -либо жизненные задачи. Например: ребенок задает вопрос, а мама тут же все по полочкам ему разложит и расскажет. Словом, передаст ему весь СВОЙ жизненный опыт. У ребенка на основе маминого опыта формируется карта мира, разумеется искаженная. Ведь не на основе своего опыта он его формировал. Или когда родители ставят перед своим ребенком задачи, с которыми он не может справится, потому что либо слишком мал для этого (это когда учат 4-летнего читать), либо несвойственно это ему по типу, архетипу т.д. Например заставляют идти в техничесикий ВУЗ, человека с гуманитарным складом. В этом случае действие начинает выглядеть, как лишенное практического результата. И теряется признак (критерий) как результата, так эффективности действий. И вот у ребенка формируется картина мира, не обеспеченная адекватными причинно-следственными связями. Пазл жизни не складывается. Моей внучке сейчас семь лет. Она заканивает первый класс. Но, каждый раз приезжая ко мне в гости, она вспоминает как обожгла пальчик об "интюк". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|