Как утюг влияет на формирование карты мира

Когда моей внучке Машеньке было полтора года, она потрогала  пальцем (следуя моему примеру) горячий (не очень) утюг. Результат: слезы, обоженный (не сильно) пальчик, научилась говорить слово "утюг" (первое слово в её жизни), которое звучало так - "интюк".

 
Как утюг влияет на формирование карты мира



Через некоторое время я, с удивлением, обнаружила, что любую незнакомую (а, следовательно - опасную) ситуацию, Маша определяла как : "Интюк". Так и говорила: "Бубуй, интюк" . Что в переврде означает: "Бабуля, утюг."

Опс... вот тебе и установление причинно-следственных связей, выведение закономерностей  за счет анализа и последующего обобщения непосредственного практического опыта (взаимодействия с утюгом) и формирование картины мира. 

Эта история заставила задуматься о том, каким же образом взаимодействие с близким и родным взрослым, влияет на установление причинно-следственных связей и выведение закономерностей и следовательно на формирование карты мира ребенка.

Например, когда родители любыми способами стараются оградить своего ребенка от опасностей, оберегают его от действий, которые на их взгляд, травмоопасны.

Или, наказывая своего ребенка за испачканную во время прогулки одежду.

Или, принуждая ребенка делать то, что полезно ему: одевать шарфик, не есть мороженное на улице, здороваться с этим неприятным дядей и говорить ему спасибо, за его дрянную конфету.

 Родители, конечно же не сознательно, лишают ребенка возможности увидеть, узнать, понять результат своих действий. Ребенок привыкает игнорировать последствия своих действий, не в состоянии самостоятельно оценить степень адекватности своих действий  сложившейся ситуации.

Как это происходит. Например: пришел сын или дочь с прогулки грязный (одежда грязная). Мама наказывает его, не пускает гулять. Причина - грязная одежда, следствие - сиди дома. А вот папа пришел с улицы грязный (машину ремонтировал) никто его не наказал, а даже накормили и дали пульт от телевизора.

???? - думает ребенок.

А как надо? - спрашивают родители. А вот сами и придумайте - как надо. Дети ваши и жить с ними, и доживать с ними - вам.

Или вот такая ситуация: мама или папа, а то и вместе говорят ребенку с кем ему надо здороваться, а если он забывает здороваться, то обязательно напоминают ему об этом: "Что же ты не вежливый такой, не здороваешься."

Причина - забыл поздороваться, следствие - мама (папа) напомнили. Закономерность: не нужно здороваться, если мама (папа) не напомнят, не скажут.

Или когда родители лишают ребенка возможности самостоятельно решать какие -либо жизненные задачи. Например:  ребенок задает вопрос, а мама тут же все по полочкам ему разложит и расскажет. Словом, передаст ему весь СВОЙ жизненный опыт. У ребенка на основе маминого опыта формируется карта мира, разумеется искаженная. Ведь не на основе своего опыта он его формировал.

Или когда родители ставят перед своим ребенком задачи, с которыми он не может справится, потому что либо слишком мал для этого (это когда учат 4-летнего читать), либо несвойственно это ему по типу, архетипу т.д. Например заставляют идти в техничесикий ВУЗ, человека с гуманитарным складом. В этом случае действие начинает выглядеть, как лишенное практического результата. И теряется признак (критерий) как результата, так эффективности действий.

И вот у ребенка формируется картина мира, не обеспеченная адекватными причинно-следственными связями. Пазл жизни не складывается.

Моей внучке сейчас семь лет. Она заканивает первый класс. Но, каждый раз приезжая ко мне в гости, она вспоминает как обожгла пальчик об "интюк".



Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Педагогическое консультирование или "Кого вы растите из своего ребенка?"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Как разговорить ребенка или "Следствие ведёт Котейка"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Почему болеют дети? Или "Мама - лучший доктор, папа - лучший врач".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь