В каждом из нас множество самых разных проявлений. Чем больше разных типов характера мы в себе можем обнаружить, тем мы здоровее. И если вы обнаружите в себе ниже описанные проявления, не спешите ставить себе диагноз, проявления мазохизма есть в каждом из нас, это нормально)
Жизнь – боль.
Иногда все мы страдаем, испытываем тоску, боль, обиду. Чувствовать и проживать это – нормально. Но, когда страдания становятся стилем жизни, единственным возможным вариантом существования, то принято говорить о мазохистическом характере (мазохистической личности).
Мазохист в бытовом представлении – человек, который получает удовольствие от боли, который любит страдать. На самом деле это не так. Как же выглядит истинный мазохист?
• Его состояние напоминает депрессию – пониженное настроение, чувство вины, пессимистический настрой на настоящее и будущее, негативное восприятие себя, неуверенность. Но, в отличии от депрессивного характера, мазохист способен чувствовать ещё и гнев.
• Выражение гнева чаще всего происходит в виде аутоагрессии (направленной на себя) и пассивных форм агрессии (опоздания, обиды, жалобы). Собственную они подавляют, отрицая её (Нет, я не злюсь), и она находит такие неэкологичные пути выхода.
• Жизнь мазохиста часто полна деятельности (обычно направленной на удовлетворение потребностей других), такая активность становится для мазохиста защитой от депрессивных чувств.
• Мазохист нуждается в близости и изо всех сил стремятся сохранить отношения: старается быть хорошими для других, соответствовать ожиданиям, ориентируется на оценки близких (и не очень) людей. Боится показаться плохим и быть отвергнутым. Часто это делается в ущерб своим желаниям и потребностям, вызывая страдание.
• Могут присутствовать и самоповреждающие действия (например, порезы) или саморазрушающее поведение (трудоголизм, алкоголизм и любые другие формы зависимостей).
• Мазохист страдает сам, чувствуя себя жертвой ситуации, других людей, жизни в целом и мучает своими страданиями других, так проявляется его бессознательное желание мучить наказывать своей болью (изначально родителей, конечно). Как бы говоря: «Смотри, как я страдаю, это всё ты сделал, это ты виноват, ты – плохой».
• Он не защищает свои границы, не меняет жизнь, продолжает страдать, чувствуя своё моральное превосходство. Это механизм компенсации, необходимый для поддержания своей самооценки, самоуважения.
Попробуй помочь – и мне станет хуже
Если ваш друг – мазохист.
- Сначала такой человек может показаться несправедливо страдающим, вызвать сильное сочувствие, желание помочь, поддержать. Но чем больше вы даете поддержку, тем сильнее становятся его саморазрушительные тенденции. Чем больше вы пытаетесь помочь, тем хуже ему становится. В результате это вызывает раздражение и злость.
- «Давай решим проблему!» Как только начинаете предлагать способы решения проблемы, мазохист уходит в сопротивление, находя множество объяснений, почему нет. Ему важно именно ваше внимание и эмоциональная включенность, а не реальная помощь в решении проблемы. Его бессознательная цель - продолжить страдать и обвинять других, а не менять ситуацию.
- «Перестань страдать!» Этот совет самый неработающий из всех возможных. Глубинные установки управляют поведением мазохиста и помогают лелеять надежду на то, что именно после страданий возможно счастье и любовь. Как по-другому жить он не знает, перестань страдать - это практически то же, что и перестать дышать. Поэтому и не работают простые аффирмации, лозунги, мотиваторы, говорящие, как и что нужно делать. Работа здесь глубокая и достаточно длительная, учитывая, что мазохист как никто другой сопротивляется изменениям.
Выстраивать отношения, основанные на уважении границ друг друга (отказывать, если что-то неприемлемо, сообщать о своих потребностях), не давать себя в использование, не поддерживать регрессию (не включаться в игру против злодеев, передавать его долю ответственности).
Если мазохист вы сами
Осознать и проработать негативные установки, видеть и постепенно менять мазохистические модели поведения, осознание выгоды страданий, признание своей агрессии, восстановление контакта со своими потребностями, установление здоровых границ с окружающими – это лишь часть того, с чем вы столкнетесь в психотерапии, начав путь избавления от страданий.
Вклад родителей в формирование мазохистического характера.
Я уже писала о том, что ребенку для выживания необходимы не только еда и сон, но и забота, любовь родителей, их эмоциональное участие в жизни ребёнка. Очень часто мазохистический характер формируется у контролирующих, проявляющих авторитарную позицию родителей. Они нарушают границы личности ребенка, обесценивают и подавляют его потребности, желания и чувства.
Рассмотрим подробнее примеры построения таких отношений:
• Сочувствие и внимание ребенок получает, только когда сильно страдает (болеет, переживает неприятности, горе). Формируется глубинное убеждение о том, что он имеет право на любовь и заботу только когда переживает страдания. Это убеждение реализует во взрослой жизни, бессознательно находя для себя всё новые страдания.
• Внимание ребенок получает только во время наказания (а внимание = любовь для ребенка). Крики и шлепки - это больно и неприятно, но тогда ребенок чувствует свою нужность, и вообще ощущает себя живым. Любовь и насилие переплетены, спутаны. Насилие принимается за любовь и во взрослом возрасте, не давая возможность разорвать разрушительные отношения.
• Поощряется в семье поведение ребенка, когда он отказывается от собственных потребностей, уступает другим. Формируется убеждение «мои потребности не важны, я должен делать так, чтобы другим было хорошо».
• Если один из родителей склонен к мазостическому поведению, то ребенок будет чувствовать вину за страдания родителя (так устроены дети, не могут не брать эту вину). Вина требует наказания и не дает радоваться жизни. Так, мазохистическая модель передается ребенку.
Мазохист ощущает себя недостойным хорошего отношения и любви, виноватым, неполноценным, заслуживающим наказания. То, что родители когда-то показали своим отношением к нему (часто из самых лучших побуждений) продолжает жить внутри. Неудовлетворенная в детстве потребность в любви, принятии продолжает жить внутри, диктуя необходимость выбираться из постоянных неприятностей, терпеть боль, дискомфорт, неудобства, отказываться от своих потребностей, удовольствий, радости жизни, спасать других. Со стороны же выглядит как потребность страдать.
Мазохисты с детства привыкли ожидать опасность, обстановка в семье не была безопасной, родитель в любой момент мог атаковать. Отсюда – постоянное напряжение, недоверие миру, ожидание опасности. Это напряжение неперносимо, поэтому внутри они проделывают с собой это нападение раньше: я накажу себя раньше (самоунижения, страдания, саморазрушительное поведение), чем получу наказание из вне. Он замечает плохое, бездействует, находит тем самым подтверждения своих убеждений о жизни полной страданий. Мазохист ожидает самого плохого и это избавляет от разочарований. Но в душе ещё надеется получить любовь и награду за свои страдания.
Страдание мазохиста, с одной стороны, является привычным, единственным способом существования; с другой - бессознательной местью родителям (посмотрите, я страдаю и вы виноваты в этом), почувствовать победу над ними, триуф, даже если родителя уже нет в живых или отношения с ними давно налажены; с третьей – способ сохранить связь с родителем, не чувствовать вину за отделение.
Освобождение от мазохистичной модели - задача непростая, но вполне выполнимая в психотерапии.