|
Психосоматика у детей. Психологический портрет.Автор статьи: Магомедова Юлия Хаджимурадовна
Продолжая тему «Коррекции психосоматических расстройств у детей и подростков», предлагаю вам посмотреть на психологический портрет ребёнка с психосоматикой. Если внимательно понаблюдать за таким ребёнком мы заметим, что для него характерно: социально-одобряемое поведение (учиться так, чтобы родители были довольны, вести себя в школе так, чтобы учительница похвалила, поступать так, как поступают «хорошие, правильные ребята») высокий уровень нерешительности. Ступор при принятии самостоятельных решений, когда наперёд не известно, как поступать. Стремление привлечь к себе внимание при помощи жалоб на своё здоровье, при этом «отрицательные эмоции» (раздражение, злость, страх, гнев) имеют вегетативное оформление (например, потеют ладони, или сжимаются челюсти, краснеет лицо), но отрицаются. Например, когда ребёнок рассказывает что-то и явно злиться, если его прямо об этом спросить - он ответит, что нет, он не злиться. Нарушение временного восприятия, фиксация на прошлых болезнях. Ребёнок рассказывает о болезни, как будто он болел вчера, хотя прошёл год, полгода. Если дать сюжетные картинки (можно взять классические из патопсихологии) и дать инструкцию «Расскажи, что здесь происходит, с чего всё началось, и чем всё закончиться», мы увидим что сюжет ребёнку простроить сложно, он будет путаться. Не возможность классифицировать и определить эмоции, как у себя, так и у других. Например, показываем ребёнку карточки (прекрасно подойдут карточки «Азбука настроений» Н.Л. Белопольской для детей до 9 лет, а для подростков «Монстрики чувств» Хох-Корона Ютта) с изображением животных (гномиков, любимых героев) с разными эмоциями и задаём вопрос: «На этих картинках изображены животные с разными эмоциями, определи у кого какое? Ребёнок с психосоматическими заболеваниями при определении эмоции чаще ответит «никакое, нормальное, обычное, плохое, хорошее». Общая депрессивная симптоматика. Напрямую ребёнок никогда не скажет, что ему плохо или грустно (ведь он хочет быть «хорошим в глазах окружающих»), в то же время он активно декларирует своё плохое физическое самочувствие. Но если ему дать возможность поразмышлять о жизни другого мальчика или девочки (например, закончи рассказ или сказку, или спросить какое настроение у главного героя на картинке) ребёнок тут же расскажет что этому мальчику или девочке грустно, всё плохо, и сочинённые истории будут носить депрессивный характер. Трудности в установлении социальных контактов. Из-за того, что построение причинно-следственных связей у них нарушено, таким детям сложно спрогнозировать поведение и реакцию других людей. Это усреднённый портрет ребёнка с психосоматикой, и естественно, что у каждого ребёнка будут свои индивидуальные особенности. Что такое психосоматика или психосоматические заболевания можно прочитать в моей предыдущей статье
Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме "сказать спасибо" (чуть ниже)
Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|