Религия глазами психоаналитика

Автор статьи: 404

Все мы являемся свидетелями, а иногда и участниками дискуссий, споров о возникновении веры в Бога, сущности религии и ее значение для человека и общества. В течение многих веков идет обсуждение этих вопросов на всех уровнях - от бытового до научного.

За это время, как утверждает выдающийся философ и психоаналитик Эрих Фромм, "раскрылись интеллектуальные способности человека", "он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину, это хорошо". И все же Э. Фром отрицательно отвечает на вопрос: "приблизился ли человек к своему совершенству?" - "В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности; это - духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, шизофрении".

Опьянев от материального блага, человек перестал считать себя первым объектом заботы - как в жизни, так и в теоретическом исследовании. Не удивительно, что до последнего времени изучением души человека профессионально занимались две категории специалистов: духовенство и психоаналитики (философы и психологи).

Какие взаимосвязи существуют между религией и психоанализом? Для ответа на этот вопрос рассмотрим взгляды на сущность религии крупнейших представителей психоанализа. 

В своей книге "Неудовлетворенность культурой" Зигмунд Фрейд продемонстрировал свое сложное и противоречивое отношение к религии, ее значению в становлении личности и общества в целом. Религиозные чувства интересуют его в двух аспектах: во-первых, с точки зрения своих глубинных источников, как чувство, рождая ощущение вечности, ощущение чего-то "океанического", "беспредельного" ..., и во-вторых, как то, что, "…с завидной полнотой объясняет загадки нашего мира ".

Фрейд говорит о двух событиях, которые сыграли отрицательную роль в развитии человека: 1) победа христианства над язычеством, что привело к обесцениванию земной жизни, 2) уход от культурной свободы человека. Среди первобытных народов, подчеркивает З. Фрейд, отсутствуют неврозы и невротики. Почему? Ответ "отца психоанализа" несомненен: первобытные народы не знают "суммы ограничений", которые на высокоразвитого человека накладывают культура вообще и религия в частности. "Религию в этом случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который подобно соответствующему детскому неврозу, берет начало в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношение к отцу", - пишет Фрейд в работе "Будущее одной иллюзии".

Основополагающий материал для религии содержится в индивидуальном детском опыте человека. Чувствуя угрожающие неуправляемые, непонятные силы в себе и вне себя, человек как бы вспоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал себя под защитой отца, обладающего высшей мудростью. Человек мог получить его любовь и защиту, подчиняясь приказам, стараясь не нарушать запреты. Религия, как считает Фрейд, имеет немалое влияние на физическое и психическое здоровье человека: "...Благочестивый верующий имеет высокую степень защищенности от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего личного невроза". То есть, религия для Фрейда - это коллективный невроз, вызванный условиями подобными тем, что вызывают детский невроз.

В то же время основатель психоанализа считает, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание, братская любовь, облегчение страданий, обретение независимости и ответственности. Эти идеалы - этическое ядро ​​основных религий. Фрейд защищает последнее, одновременно подвергая резкой критике теистические и сверхъестественные явления.

Интересные взгляды на религию ученика Фрейда - Карла Юнга. Он утверждал, что религия - это осторожное соблюдение динамического существования или действия, не вызванного произвольным актом воли. Это действие "захватывает человеческий субъект и управляет им; последний всегда скорее жертва, чем творец". Если вспомнить юнгенианскую теорию архетипов, то станет понятным высказывание К. Юнга о том, что воздействие бессознательного есть "глубокий религиозный феномен". По К. Юнгу, для религиозного опыта характерно особое чувство: подчинение высшей силе. Как эта сила будет называться: Бог или бессознательное - для психоаналитика особого значения не имеет. Свои взгляды на религию К. Юнг аргументировал результатам исследования художественных образов, религиозных обрядов и ритуалов, мифов, символов. Отметим, что мифы и символы являются одной из немногих универсальных языков, связывающие узами понимания все поколения и типы культур, существовавших на Земле.

Традиционный для психоанализа интерес к условиям жизни доисторических народов, их обычаев, фольклора, религиозных ритуалов нашел свое отражение во взглядах Эриксона. Изучая процесс развития личности у представителей разных эпох и культур, ученый сделал вывод, что с момента рождения ребенок не только ориентирован на группу, но и методами воспитания ему жестоко навязывают определенный тип мировосприятия. Формирование же личной идентичности происходит параллельно и у многих индивидов общества остается в зачаточном состоянии. Ученый предложил "эпигенетическую" схему развития человека, которой в каждом возрастном этапе присущи определенные характеристики с учетом специфики "групповой идентичности" и "эго-идентичности" (см. схему).

 

Возрастной этап

Групповая идентичность

(ориентация на группу)

Эго-идентичность (ориентация на внутреннюю сущность)

1.   

Младенец (до 1 года)

Недоверие к миру

Групповое доверие

2.   

Раннее детство

Чувство зависимости

Автономия

3.   

Игровой возраст

Чувств вины

Инициативность

4.   

Школьный возраст

Чувство неполноценности

Предметная деятельность

5.   

Юность

Ощущение идентичности

Идентичность

6.   

Молодость

Изолированность

Интимность и солидарность

7.   

Средний возраст

Застой

Творчество

8.   

Зрелость

Разочарованность

Эго - интеграция

"Эго-интеграция", по Эриксону, является высшей целью жизнедеятельности человека.

Можно возразить, что мы отошли от непосредственно религиозной тематики. Но дело в понимании термина "религия". 

В данном случае автор согласен с Фроммом, который под религией понимал "любую, разделяемую группой систему мышления и действия, которая позволяет индивиду, вести осмысленное существование и предоставляет объект для верного служения". Фромм подчеркивает, что у каждого человека есть потребность в системе ориентации, объекте служения. "Человек может приклоняться перед животными, деревьями, золотыми или каменными идолами, Богом, которого нельзя увидеть, святым или вождями с дьявольскими лицами, он может приклоняться перед предками, нацией, классом или партией, деньгами или успехом, его религия  может способствовать 

разрушению или любви, угнетению или братству людей...". 

То есть психоаналитик считает, что "вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая  человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует".

Если мы согласимся с этими тезисами, то должны признать, что интересы верующего и атеиста совпадают. Это очевидно. Парадокс в том, что мы порой не замечаем такой очевидности.

Список использованных источников:

1. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / / Избранное, - М., 1969

2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / / Сумерки богов. - М., 1989

3. Фромм Э. Психоанализ и религия / / Сумерки богов. - М., 1989

4. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1924

5. Левчук Л.Т. Психоанализ: от бессознательного к усталости от сознания. - К., 1989



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Фрагмент книги "Семья и религия"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь