Как строить эффективную терапевтическую интервенцию


Предлагаю начать с описания феноменологических принципов построения терапевтических интервенций. Поскольку феноменологический метод пронизывает не только теорию, но и практику диалогово-феноменологической психотерапии, я попытаюсь представить здесь ее своеобразие. Учитывая тот факт, что и о феноменологическом методе в психотерапии, фокусированной на переживании, и об общих принципах построения терапевтических интервенций в этой психотерапевтической модели я уже писал ранее, в рамках данной работы я ограничусь лишь краткими тезисами, содержащими специфические комментарии частного свойства. 



Важность мотива терапевтической интервенции. При построении интервенции терапевту нужно понимать, что в этом процессе следует учитывать примат мотива интервенции над ее содержанием. Иначе говоря, интервенцию формирует мотив. Одна и та же интервенция, осуществленная исходя из разных мотивов, производит совершенно разный эффект. Обучая будущих терапевтов давать обратную связь, я рекомендую им быть чувствительным к ее мотивам. Если я хочу сказать нечто для того, чтобы это помогло клиенту, то, скорее всего я мотивирован некой концепцией, и пользы от этой интервенции будет немного. Интервенцию стоит делать в некотором смысле для себя – потому, что ее невозможно не делать. Потому что мне – терапевту – это очень важно. Однако здесь важно отдавать себе отчет в том, что когда я произношу словосочетание «мне как терапевту важно», я учитываю полевые представления о субъектах контакта. Другими словами, я рассматриваю терапевта как агента поля. Опираясь на свою чувствительность, терапевт своими мотивами отражает текущее состояние поля.

Интервенция должна быть ёмкой. Интервенция не должна быть длинной. Если в основе интервенции лежит феномен, который питает ее, то его интенсивность и сила будут пропорционально растрачены на все слова, содержащиеся в интервенции. Сила интервенции чаще всего равномерно распределяется по ее содержанию. Таким образом, чем больше слов в интервенции, тем слабее терапевтическая нагрузка на каждое из них. По ходу сокращения предложения интервенция становится все сильнее и подталкивает человека к переживанию. Чем короче фраза, тем сильнее она звучит.

Основанием феноменологической интервенции выступает контекст.Несколько слов о технической стороне процесса построения интервенций в диалогово-феноменологической психотерапии. Интервенция строится не на феномене, как можно было бы подумать, а на целостном контексте поля, состоящем минимум из нескольких феноменов.  В интервенцию встраивается именно контекст. Почему? Потому что сам по себе феномен не обладает смыслом. Смыслом обладает целостный контекст, т.е. несколько феноменов, соотнесенных друг с другом. Говоря словами теории поля, значением обладает только фигура на фоне. В текущем контексте поля, лежащем в основании интервенции, по закону прегнантности, один из феноменов выделяется  в качестве фигуры. Его витальность при этом оказывается наибольшей, поскольку именно он выбран полем. Феномены же, составляющие вместе с ним текущий контекст, придают ему смысл. Поэтому интервенция, опирающаяся лишь на один феномен, по определению бессмысленна. Интервенция, в формулировке которой отражается весь контекст, несет с собой определенное значение, насыщено витальностью и оказывается значительно более стабильной. 

В центре же такой интервенции, разумеется, находится один феномен. Другие феномены контекста как будто передают ему свои свойства. Одно и то же чувство, например, стыд или страх, по-разному вибрирует в воздухе в зависимости от того, в контексте каких феноменов оно находится.  Например, сообщение о своей злости на фоне благодарности звучит иначе, чем на фоне отвращения или вины. Феноменологическая динамика предполагает не только факт появления нового феномена в поле, но и обращение сознания к уже существующему элементу феноменологического поля в новой прегнантной конфигурации. Один и тот же элемент феноменологического поля на ином фоне порой выглядит совершенно новым феноменом. 

http://pogodin.kiev.ua/news/kak-stroit-effektivnuyu-terapevticheskuyu-intervenciyu




Просмотров: 325
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Как поcтроить терапевтическую интервенции на основе феномена-инновации?
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из "Что сейчас происходит?"
  • Терапевтические интервенции в гештальт психотерапии
  • КБ терапевтические интервенции при генерализованном тревожном расстройстве
  • Кризис идентичности и структура психотерапевтической интервенции
  • Расстановка. Эффективные интервенции для достижения результата
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Полезные терапевтические интервенции.
  • Эффективные психотерапевтические интервенции
  • Бихевиористские интервенции: от мирного до военного использования
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Кто автор мыслей? И какова природа гениев? Мысль как феномен поля.
  • Юмор, как интервенция терапевта (ч.1)
  • Интервенция или как замотивировать зависимого на лечение
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что такое считывание информации с поля?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Сексуальный контекст - это важно!
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Интервенция театротерапией
  • Мотивационная интервенция (МИ)
  • Кризисная интервенция.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Главный принцип построения эффективных интервенций в психотерапии
  • Границы . Защита . Интервенция.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь