|
Как поcтроить терапевтическую интервенции на основе феномена-инновации?Автор статьи: Погодин Игорь Александрович
Мы остановились в том месте, которое условно обозначили как старт переживания. Разумеется, что это условное схематичное описание. На самом деле процесс переживания перманентен. Однако в какие-то моменты он блокируется посредством вмешательства в полевой процесс концепций и спустя некоторое время возобновляется заново. Многие люди, дожив до зрелого возраста, практически не имеют опыта переживания своей Жизни, ну или, по крайней мере, забыли о том, когда они предпринимали такие попытки в последний раз. Но даже «условно здоровый» человек переживает свою жизнь не постоянно. В ритме нашей повседневной жизни это практически невозможно. Более того, полагаю, что большую часть нашей жизни (минимум 90-95%) мы привычным образом регулируем динамическими силами self-парадигмы. Концепции делают нашу жизнь более или менее стабильной и предсказуемой. И даже если нам эта стабильность уже давно не нравится, отказываться от нее мы не спешим. И лишь только потому, что появившиеся как следствие симптомы значительно ухудшают качество жизни человека, он обращается за психотерапией. Фокусируя свое внимание на переживании, культивируя его ценность и расширяя область его влияния на жизнь человека хотя бы в пределах нескольких процентов в удельном весе, мы уже можем помочь изменить жизнь наших клиентов и нашу собственную практически до неузнаваемости. Но давайте вернемся к отправному пункту, с которого начинается старт переживания. Насыщенный витальностью феномен, возникший в определенном феноменологическом контексте поля, в результате акта выбора терапевта кладется в основание той или иной терапевтической интервенции. О правилах и способах построения интервенции рассказывать детально в рамках этой работы не представляется возможным. Могу лишь отослать читателя к соответствующим более ранним публикациям. Далее ясно, емко и непротиворечиво сформулированная интервенция размещается в присутственном контакте с клиентом, который выступит проводником переживания. При выполнении этих условий выбранный феномен, лежащий в основе интервенции, бомбардирует сложившийся контекст поля. Он как будто врезается в полевую структуру self-парадигмы, тем самым «высекая» из нее как искру новый феномен-инновацию, который перенимает «эстафету». Способ, которым терапевт может поддержать этот процесс, заключается в усилении осознанности обоих участников терапевтического процесса. Это значит, что фокус внимания для терапевта и клиента смещается в сторону любопытства к появляющимся впечатлениям: «Когда я говорю сейчас о…., что происходит со мной и с клиентом в качестве отклика, как меняется полевой контекст на феноменологическом уровне?» Таким образом в поле рождается новый феномен, который в свою очередь заставляет «родиться немного новому клиенту и обновленному терапевту». Поскольку контекст поля изменился, постольку изменились и участники соответствующего контакта. Новый феномен или несколько новых феноменов, будучи размещенными в обновленном полевом контексте снова на общих основаниях участвуют в «тендере» на право разместиться в основании следующей терапевтической интервенции. Эта ситуация снова разрешается посредством акта свободного выбора терапевта и/или клиента. При этом терапевт может в контакте поддержать либо свой феноменологический отклик на трансформированный полевой контекст, либо отклик клиента в виде того или иного феномена. Во втором случае он может помочь клиенту разместить в присутственном контакте тот или иной феномен по схожему на построение хорошей интервенции принципу: «Скажи это лично мне, пожалуйста». Но самое главное при этом как и прежде – внимательность терапевта и клиента к тому, что будет происходить. Феноменологическая динамика переживания поддерживается за счет такого рода феноменологических цепочек – в каждое мгновение сессии не так важно, что говорит клиент или терапевт, как то, что с происходит с участниками терапевтического процесса при этом. Так связывается цепочка феноменологического потока переживания. Именно таким образом создаются условия для появления нового феномена или комплекса феноменов в поле. А процесс переживания строится на этом материале. Это важно особенно постольку, поскольку феномены-агенты правящей self-парадигмы будут предпринимать настойчивые попытки привычным образом прорваться в контакт. Стремление сохранить статус-кво, возможно, будет постоянным и все более ожесточенным. Время от времени или на протяжении довольно длительного его периода эта борьба вообще может разворачиваться с фактическим перевесом сил в пользу правящей self-парадигмы. При этом феномены-инновации будут вообще редкостью. А если будут появляться, то при попытках с ними обратиться будут разбиваться о стену концепций или попросту выбрасываться через очень короткое время за пределы осознавания. Но, положим, появившемуся в процессе переживания феномену-инновации в компании относящегося к нему контекста все же удалось «прорваться» через концептуальные «бастионы» self-парадигмы. В этом случае процесс продолжается по тем же принципам, которые были описаны выше. И, возможно, мы по-прежнему будем сталкиваться с концептуальным противодействием. Задача терапевта заключается в том, чтобы последовательно поддерживать этот процесс несмотря на трудности, которые будут появляться на этом пути. Апеллируя к витальному усилию Жить, и стремясь слушать «голос поля», терапевт сможет сохранить в этом процессе устойчивость. http://pogodin.kiev.ua/news/kak-poprosit-terapevticheskuyu-intervencii-na-osnove-fenomena-innovacii Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|