Мудрецы утверждают, что человек только тогда по-настоящему становится человеком, когда начинает задавать себе вопросы: «Кто я такой?», «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?». До этого момента его жизнь мало чем отличается от жизни животного, которое обеспокоенно исключительно пропитанием, защитой, совокуплением и сном. Конечно, в первую очередь подразумевается, что человек должен найти для себя ответы на глубинные философские вопросы о мироздании, о Творце, о природе истинного Я, об основных законах этого творения и иметь четкую осознанную цель жизни. Но многие ли из нас задаются этими вопросами? Мастер спросил ученика: «В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?». «Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы», – ответил ученик. «Нет» – ответил Мастер. «Трагедия заключается в том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы». Начиная с рождения, наша жизнь – это погоня за завтрашним днем: детский сад, школа, институт, работа, семья, дети, внуки... В этой беготне, нам некогда остановиться и задать себе вопрос: «А, для чего это все»? В итоге жизнь проходит, а человек вроде бы и не жил. Кто-то из великих сказал, что на могилах многих людей можно было написать такую эпитафию: «Умер в 30, похоронили в 70». Фактически всю жизнь мы убегаем от себя и боимся в этом признаться. Годами можем проживать чужие, навязанные нам сценарии, сильно ограничивающие и суживающие нашу жизнь. Поэтому вопрос: «В чем смысл моей жизни?» заставляет человека приостановить этот сумасшедший бег и посмотреть на мир под иным углом зрения, а не только с позиции собственных материальных интересов. Это глубокая внутренняя работа, которую, к сожалению, часто подменяют еще в детстве, навязыванием готовых истин, соблюдением правил, обычаев и законов. Вместо того, чтобы действительно размышлять над вопросом о смысле существования, проживая, анализируя и развивая его, человек следует слепому подражанию выполнения ритуалов. Совсем не важно – религиозного ли плана эти рамки с пристрастным выполнением заповедей и ожиданием вознаграждения в будущем, или это светские уговоры жить мирно между собой, – все вышеперечисленное лишь отвлекающие маневры от осознанной, глубокой работы над главным вопросом жизни. Со временем он просто перестает возникать, подавленный «опиумом» или модными светскими течениями. Современное воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы человек каждое мгновенье в течение всей своей жизни чувствовал потребность в аналитической работе, анализируя все происходящее с точки зрения соответствия основным законам природы, задавая вновь и вновь вопрос о смысле. Такое внутреннее напряжение является условием психического здоровья. Напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он еще должен осуществить, между тем, что он есть и тем, чем он должен стать. Даже обычным людям, которые не интересуются глубинными философскими вопросами, а просто хотят быть здоровыми и материально успешными, необходимо иметь цель и ясно понимать, чего они конкретно хотят от жизни. «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как» говорил Ф.Ницше. К сожалению, ребенок, не обученный такой внутренней работе, не меняется на протяжении всей своей жизни, лишь тело его взрослеет, дряхлеет и изнашивается. Скука, алкоголизм, преступность, жажда власти, денег и удовольствий компенсируют часто потребность в поиске смысла. И эти постаревшие дети так и проживают свою жизнь на животном уровне бытия. В нашей стране не очень принято обращаться за помощью к психологам и психотерапевтам. Но вопреки расхожему представлению, психология — это не лечение больной психики, а, скорее, ускоренный образовательный курс, направленный на то, чтобы достичь зрелости, задержавшейся на двадцать, тридцать или больше лет из-за попыток жить с детским отношением к жизни. Работа психолога сродни работе офтальмолога, который расширяет и проясняет поле зрение клиента с тем, чтобы весь спектр смыслов и ценностей стал видимым и осознаваемым им. Только осознанное продвижение к цели можно назвать «человеческим» уровнем. Создать систему собственно выверенных, а не навязанных кем-то ценностей. Осознать свои реальные взрослые возможности. Пройти ступень за ступенью свой собственный уникальный путь — это и есть эволюционное развитие в себе «Человека»!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.