Социальная фобия: ключевые моменты

Социальная фобия (СФ) дословно обозначает «боязнь общества», при этом человек не всегда может понять, что именно его пугает в социальных ситуациях из-за поглощающего страха. Такое непереносимое переживание заставляет человека избегать таких социальных ситуаций и это главное отличие социофобии от социальных страхов.

Социальная фобия изнутри проживается с большим количеством стыда, вины, ощущением несправедливости окружающего мира, отвращения к себе и другим, пассивной агрессии, которая иногда переходит в саморазрушительные действия.

Интерес к феномену социофобии обычно возникает в трех случаях: в подростковом и юношеском возрасте 12- 17 лет, когда человек осознает, что «не вписывается» с сообщество сверстников и испытывает некоторое отвращение к нему; в возрасте 21-27 лет, когда человек осознает, что проявления социальной фобии сильно ограничивают его личную и профессиональную жизнь и становятся «упущенными возможностями»; и реже это родители подростка или молодого человека, которые обнаруживают ,что с их ребенком что-то не так, и он как-то совсем не оправдывает ожиданий в социальном плане и успешности.

В этой статье я кратко обозначу ключевые моменты возникновения и развития социальной фобии в детском и подростковом возрасте, а так же возможные пути решения проблем, связанных с социальной фобией. Материал статьи касается тех проявлений социальной фобии, которые не являются сопутствующими какому-либо психическому заболеванию, т.е. человек изначально психически здоров и его затруднения связаны с областью психологии, а не психиатрии.

Прежде всего хочу отметить, что существует некоторые биологические предпосылки для возникновения СФ, такие как высокая чувствительность и сниженная способность нервной системы переносить длительные нагрузки, однако они не являются определяющими т.к. могут быть учтены при воспитании.

Можно с уверенностью сказать, что социальная фобия у ребенка является отражением проблематики семьи в целом, системы отношений внутри семьи и отношений семьи с обществом. Наблюдаются следующие характерные особенности семьи в которых возможно развитие СФ у ребенка:

  • Семья, где один из родителей химически зависим (обычно отец), а второй родитель часто выполняет функции «мамы» и «папы» с частыми проявлениями агрессии к ребенку.
  • Сочетание тревожная слабая мать, жесткий и трудно предсказуемый отец.
  • В семье культивируется идея, что весь окружавший мир враждебен, мало добрых дружеских отношений с другими семьями.
  • Сочетание высоких требований к ребенку с обесцениванием каких-либо достижений и редкой похвалой за что-либо. Установка, что «главное не перехвалить». 
  • Сочетание требований к самостоятельности и пресечение всякой инициативы, гиперопека.
  • Высокая степень конфликтности, враждебности и непредсказуемости в семейных отношениях в целом.

Ребенку сложно пересказать реакцию взрослых на то или иное собственное действие. Такие особенности семейных отношений с одной стороны формируют образ мира как враждебного, а с другой стороны затрудняют проявление здоровой агрессии ребенка в отстаивании своих интересов, что отрицательно сказывается на социальной успешности. В целом, понимание ребенком себя как личности так же становится размытым и это затрудняет установление хороших отношений с другими людьми.

Первым шагом для решения проблем, связанных с социальной фобией является осознание того, что сама СФ является комплексом защитных механизмов, которые оберегают человека от повторения травматичного опыта отношений (обычно полученных внутри семьи). Это достаточно спорная и не всегда приятая идея, особенно для родителей ребенка, однако часто это действительно так. Само осознание от какого именно опыта защищает СФ может быть достаточно кропотливым поиском в собственной истории, однако процесс идет значительно быстрее при помощи психолога и имеет вполне конкретные результаты – с собственными уязвимостями проще справляться если хорошо по них знать.

В такой ситуации подростку труднее всего – он в большей степени зависим от родителей, не всегда может самостоятельно обратиться за помощью к специалисту и может ощущать сопротивление со стороны семьи, т.к. чаще всего проблемы связанные с СФ расцениваются как «капризы», «слабость», «само пройдет» и «хватит придумывать». Однако у подростка есть некоторая фора по времени и гибкости психики. По этому, если ему удается получить помощь или найти какой-то приятный круг общения в реальной жизни, где ребенок окажется ценным как личность, то проявления социальной фобии будут значительно снижены при небольших усилиях. Стоит отметить, что типичный уход в онлайн игры и виртуальные сообщества в данном случае скорее является убежищем и не способствует развитию и преодолению СФ, хотя и оказывает моральную поддержку.

Относительно подростка человеку в возрасте 21-27 лет требуется значительно больше времени и усилий для работы с проявлениями социальной фобии, т.к. СФ становится привычной и встраивается в представления о себе и стиль жизни. В среднем, качественное изменение жизни (смена работы на более интересную, создание достаточно хороших отношений) можно достичь за 2.5 – 3 года при еженедельной работе с психологом по 1 часу.

Наверно сложнее всего во всей этой истории родителям ребенка с социальной фобией. В какой-то момент становится очевидным, что с ребенком происходит что-то не так и повлиять на него, как раньше, не получается, скорее становится только хуже. Признать, что это «что-то не так» во многом вызвано отношением в семье в целом и собственным отношением с ребенком, очень трудно и не всегда понятно почему – ведь хотели как лучше. Можно решить что ребенок просто «заболел» но то, что обычно предлагают врачи в таком случае помогает только на время, а в целом ситуация не меняется. Здесь есть вариант оставить все как есть, и лет через 10-15 оно может вполне себе «само пройдет», потому что взрослый ребенок сам дойдет до психолога, хотя может и пойти в сторону различных зависимостей например. Есть вариант отправить ребенка к психологу, однако скорее всего у него быстро испортится характер и с ним придется договариваться, а не командовать, учитывать его желания и мнение, в общем он сильно поменяется и, в лучшем случае, станет не таким покладистым и удобным как раньше, однако это и есть показатель нормального взросления. Самый непростой и не всегда очевидный шаг для родителя – не только отправить ребенка к специалисту, но и пойти к психологу самому. В этом случае будет проще разобраться в ситуации, но не всегда легче принять собственную часть ответственности во всем этом. В целом, такой поступок заслуживает уважения.



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • 15 вопросов, помогающих определить вашу совместимость с партнером и функциональность отношений в целом
  • Понять себя: немного социальной психологии
  • Привычка есть на ходу влияет на жизнь в целом.
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Вокруг нас всегда есть ресурсы, а вот всегда ли мы позволяем себе их взять?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Межведомственное взаимодействие в работе психолога Участковой социальной службы
  • Теории личности в социальной психологии
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 2.
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 3.
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 1.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Состояние Височно Нижнечелюстного Сустава - состояние всего тела и психика в целом!!
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Эго во власти Великой матери: динамики в семье и в социальной группе
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь