Наверное, у каждого из нас были случаи, когда мы хотели поделиться своими чувствами, тревогой, обидами с близкими людьми, но вместо ожидаемого результата (наладить отношения, поделиться радостью, избежать конфликта), получали непонимание или совершенно противоположный эффект.
Попробуем рассмотреть несколько возможных ситуаций: • Родители часто дают нам советы, но порой это может раздражать или даже злить; что мы получим, если скажем об этом в форме «ты меня бесишь!» или «отстань — без тебя плохо!»? Как минимум, родителям, которые искренне хотят помочь, будет не приятно и они могут обидеться, а в худшем случае это может привести к серьёзному конфликту. Но ведь мы совсем не хотим портить отношения с родителями, скорее мы хотим добиться большего понимания. • Девушка или супруга, обижаясь на своего партнёра за то, что он вечерами, приходя с работы, не обращает на неё внимания может сказать «ты совсем не обращаешь на меня внимание, ты меня не любишь!». Как правило, такие ситуации не порождают конфликта сразу, но накапливаются и постоянно вредят отношениям. Не думаю, что, говоря эту фразу, она хотела добиться именно такого эффекта. • Иногда даже без слов мы можем сделать неприятно значимому человеку, если в неловкой для него ситуации улыбнёмся — он может подумать, что мы над ним смеёмся. Возьмём, к примеру, такую ситуацию — молодая пара или даже семья, молодой человек/супруг, наконец, решил помочь по дому и, например, помыть посуду, но по неловкости разбил тарелку, а его девушка/жена растеклась в улыбке или даже посмеялась. Но обязательно ли она именно смеётся над ним? Почему же так происходит? В описанных ситуациях два принципиальных момента, которые препятствуют взаимопониманию. Первый момент — человек не точно формулирует свои эмоции/чувства (либо он не умеет этого делать, либо, что часто бывает, сам не до конца понимает, что чувствует). Второй — используются «ты-высказывания». С чувствами подробно разберёмся в следующих заметках. Что же такое «ты высказывания»? Это высказывания, которые чаще звучат, как обвинения. Вместо того, что бы высказать свои чувства/эмоции/желания/потребности, мы в чём-то обвиняем другого человека. Что бы этого не происходило, иногда их стоит заменить на «Я-высказывания». Давайте рассмотрим, как в тех же ситуациях можно было воспользоваться «я-высказыванием». Ситуация с родителями «Я хочу самостоятельно разобраться с своей проблемой, мне приятна твоя забота, но я злюсь, когда ты настаиваешь на том, что мне нужно делать» или «Мне сейчас очень тяжело и Я хочу побыть наедине с собой». Вторая ситуация: «Мне грустно, когда ты совсем не обращаешь на меня внимания, возвращаясь с работы. Я понимаю, что ты устаёшь, но мне было бы очень приятно, если бы мы вместе отдыхали (смотря фильм, слушая музыку и так далее — у каждого своё». В последней ситуации улыбка или даже смех совсем не обязательно обозначали именно усмешку, вероятно, можно было сказать так: «Я рада и мне приятно, что ты мне помогаешь и ничего страшного, если у тебя что-то вышло не ловко». Согласитесь, что тогда эта улыбка приобретает совсем иное значение — она становится выражением радости, а не усмешкой. Существует алгоритм построения я высказываний: спокойное объяснение ситуации, свои чувства/эмоции в этой ситуации, причина этих чувств и свои пожелания, варианты разрешения ситуации и дополнительная информация. Но любой алгоритм хорош только на бумаге, потому в описанных примерах я строго не придерживался его. Порой лучше сказать коротко и ёмко, чем распинаться 5 минут объясняя ситуацию. Стоит отметить, что часто в «Я-высказываниях» также допускают ошибки, которые так же приводят к конфликту: описание своих чувств с обвинением собеседника, присваивание собеседнику качеств, которых у него нет (навешивание ярлыков), оскорбление собеседника, грубая форма высказывания. Конечно, не получится сразу освоить этот замечательный метод, но со временем он обязательно принесет вам свои плоды.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.