Существует три основных уровня психических нарушений: невротический, пограничный и психотический.
Под психотическим уровнем понимается весь спектр психических заболеваний: шизофрения, биполярное расстройство, различного вида психопатии, расстройства аутистического спектра. Наркоманию и алкоголизм отнесем сюда же, так как часто в основе зависимости лежит психопатия.
В основном психотерапия применяется для невротических и пограничных нарушений. С психотиками тоже применяют психотерапию, но неизменно подключая медикаменты, и занимаются этим по преимуществу люди с медицинским образованием и специальностью "доктор-психотерапевт".
Почему я про это рассказываю. Как психолог, я не работаю напрямую с людьми, имеющими психические заболевания. Но очень часто получается так, что мои клиенты - это люди из семей, где то или иное нарушение присутствует сейчас или было в прошлом. И то, что с ними происходит и с чем они приходят в терапию, напрямую связано с этим фактом.
В таких семьях формируется определенный тип взаимодействия. В книге, посвященной взаимодействию в психотических семьях, его называют шизофреническим, безотносительно того, присутствует в семье именно шизофрения или нет. (Сельвини М. Палаццоли, Босколо Л., Чеккин Д.,Прата Д."Парадокс и контрпарадокс. Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие").
Чем характеризуется такой тип взаимодействия.
1. Противоречащие друг другу сообщения. Когда любой член такой семьи пытается как-то ответить на получаемое сообщение, он обнаруживает, что его ответы всегда ошибочны. Шанса дать правильный ответ просто нет, соответственно, нет возможности подтвердить себя и свою позицию. Результат - постоянная неудовлетворенность или отчаяние.
"Если один член семьи говорит что-то, всегда найдется другой член семьи, который даст ему понять, что то, что он говорит, не совсем то, что он должен был сказать, что ему следовало бы сказать это иначе. Если он пытается кому-то помочь, то получает сообщение, что он делает это недостаточно часто или недостаточно хорошо, другими словами, что он вообще никак не помог. Если он выдвигает какое-то предложение, то кто-то другой немедленно выражает сомнение в его праве делать это. В то же время, если он не высказывает предложений, ему тут же дают понять, что у него нет права полагаться на решения других людей.
Иными словами, каждый в такой семье всегда переживает, что он ни разу не сделал что-то правильно, при том что ему никогда не было открыто сказано, что ему следует делать, чтобы его действие было правильным."
2. Постоянная дисквалификация сообщений. Общий смысл дисквалификации - дать собеседнику понять, что его слова либо не совсем верны, либо он сам не вполне хорош, либо ситуация общения не хороша. Это как бы постоянное выражение недовольства и недоверия, но в то же время уход от прямого контакта. Собеседник, как правило, остается в недоумении, а сам контакт не происходит. Сюда же подходит слово "обесценивание". Чувства, возникающие у собеседника - подавленность, растерянность, раздражение.
"Члены семьи с шизофреническими взаимоотношениями склонны дисквалифицировать все компоненты сообщения: автора, получателя, содержание и даже контекст, в котором оно было передано".
3. Невозможность определенной и ясной коммуникации: уход в сторону от основной проблемы, изменение предмета разговора, непоследовательность, и наконец, в качестве высшего пилотажа — «неподтверждение».
Неподтверждение, по сути, не является ни подтверждением, ни отрицанием. Смысл неподтверждения сводится к следующему: «Я не замечаю тебя. Ты не здесь. Ты не существуешь». Возможен еще более изощренный способ неподтверждения, когда сам автор сообщения квалифицирует себя как несуществующего, говоря примерно следующее: «Я на самом деле не здесь, я не существую для тебя». Это неадекватный и загадочный стиль общения, при котором ясная коммуникация опять же невозможна.
Если в перечисленных особенностях вы узнали то, что происходило в вашей семье, то скорее всего, стиль взаимодействия в ней был нездоровым, психотическим.
В результате этого вы можете сталкиваться с различными трудностями в своей взрослой жизни. Построение отношений с другими людьми и с детьми может быть в разной степени непонятным, трудным или неприятным.
С чем мы сталкиваемся на терапии с клиентами, у которых в анамнезе присутствует такой стиль семейного взаимодействия.
1. Уход от контакта, или «как бы контакт». Это когда реальное присутствие терапевта словно бы игнорируется. Фигура терапевта словно используется для разговора с кем-то еще, кто не присутствует в этой комнате. В этом случае фраза терапевта о том, что я здесь, я могу отвечать, мне можно задать вопрос может быть неожиданной для клиента. Здесь может начаться путь клиента к реальному контактированию с окружающими.
2. Активная защита от дисквалификации. В этом случае клиент стоит общение так, чтобы быть максимально закрытым, неуязвимым. Фигура терапевта видится опасной и вызывающей недоверие. Сам процесс терапии рассматривается как «лечебная процедура», которую можно пройти, не вовлекаясь эмоционально и личностно. В этом случае терапия, если она продолжается, может быть долгой и медленной. В этом нет ничьей вины или «плохости», просто иным способом для клиента контактировать невозможно.
3. Может быть постоянное проваливание в детскую позицию, причем это позиция не просто детская, а позиция ребенка, который боится быть ребенком. «Я слаб, несовершенен и уязвим, значит, я плохой». Здесь мы можем говорить о дефицитах, существовавших в детстве клиента и об источниках поддержки в настоящее время.
Возвращаясь к цели написания этой статьи, хочется сказать следующее.
Все перечисленные выше особенности взаимодействия в психотических семьях вызывают у меня смешанные чувства. С одной стороны, я не могу не переживать сочувствие к моим клиентам, горечь и гнев по отношению к их родителям, но эти чувства уступают место печали, когда понимаешь, что родители просто не могли иначе, потому что у них была своя история.
Мы живем и воспитываем детей так, как можем. А еще мы можем что-то менять в своей жизни, чтобы не передавать патологические способы взаимодействия дальше по цепочке поколений.
В отношениях предпочтительнее ясность и понимание, чем различные способы ухода и неподтвержения, и это именно то, чему можно научиться в терапии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.