Причины подростковой агрессии и как с этим бороться

Автор статьи: Александра Ушакова

Причины подростковой агрессии и как с этим бороться

На данный момент в нашем обществе присутствует огромное множество социальных проблем – разводы, безработица, алкоголизм и наркомания, проблемы молодежи, сложности в адаптации детей в школе и прочее. Одной из актуальных проблем, наряду с вышеперечисленными, является проблема все возрастающей агрессии и демонстрации жестокого поведения у подростков.Рукоприкладство, издевательство над животными, нецензурная лексика, угрозы, распространение сплетен, ссоры с родителями и друзьями, оскорбления в адрес педагогов, близкий людей, а порой – совершенно незнакомых лиц…И это неполный перечень всех проявлений агрессивного поведения детей подросткового возраста. 
Каждый день мы взаимодействуем со множеством людей - коллеги по работе, обслуживающий персонал, друзья, родные и близкие люди. В современном мире множество проблем и их решение так или иначе всегда связано с общением с людьми и поиском способов взаимодействия. Это не всегда просто. Но все же чаще всего мы контактируем со своими близкими и «погода в доме», благополучие родных людей, гармоничные отношения в семье для нас всегда на первом месте. И тем более благополучие наших детей. Согласитесь, кто не мечтает быть для своего ребенка не только родителем, но и хорошим другом на всю жизнь? 
Вот мы находим пару, создаем семью, рожаем ребенка…Растить его непросто, но мы ждем момента, когда он подрастет и станет более самостоятельным, надеясь, что половина наших трудностей исчезнет сама собой. И вот наш ребенок становится старше. И что же мы видим? Проблем не стало меньше. Куда делся наш милый послушный малыш? Откуда в ребенке появилось столько агрессии, нежелания учиться, склонности дерзить родителям? Конечно же мы обвиним во всем «переходный возраст» или начнем ругать непутевых детей, которые выросли такими в силу своего скверного врожденного характера. И в этом наша главная ошибка! Ребенок - это чистый лист, он не рождается с функцией «начать дерзить родителям в 13 лет». Любое отклонение от нормы в поведении детей, по большей части, связано с атмосферой в семье, учебном коллективе или отношением к нему родителей. Запомните – ничего не бывает просто так! Конечно, сейчас мы говорим про чрезмерную агрессию, не стоит путать это с раздражительностью в период подросткового возраста, которая является нормой и объясняется весьма просто: организм человека быстро растет и созревает, а неокрепшая психика не успевает адаптироваться к таким резким переменам. Но поговорим о такой актуальной теме как подростковая агрессивность. Почему она возникает и как с этим бороться? 
Первое что нужно выяснить родителю это причины такого поведения. 

Психологический климат в семье 

Психика, конечно, сложная вещь, но основных причин все же не так много: семейные, личные и зависящие от ситуации. Давайте посмотрим что это значит. Вот пример из практики психолога. 
Ученик 8-го класса Сережа Н. регулярно дрался с одноклассниками- ровесниками, позже начал бить учеников помладше и отнимать у них карманные деньги. Дальше больше – кража в магазинах и постановка на учет. Ну и конечно же алкоголь и сигареты. 
Как выяснилось в семье мальчика не все благополучно. Родители ребенка совсем не алкоголики-тунеядцы, как могли подумать читатели. Мать работает на заводе, отчим – водитель. Оба, казалось бы, порядочные люди. Но как выяснилось позже, родители регулярно ссорятся, отчим много раз поднимал руку на мать, в семье есть еще маленький ребенок и средств постоянно не хватает. Кроме того, внимание в семье уделяется по большей части младшему ребенку, сыну отчима. Старшим мальчиком в семье почти не занимаются и не уделяют ему время, объясняя это тем что они много работают. Позже выяснилось, что у Сережи были проблемы со здоровьем и в учебном коллективе его постоянно «травили» и издевались. Соответственно ребенок вымещал всю обиду и направленную в неправильное русло энергию на более младших и уязвимых. 
Обратите внимание на обстановку в вашей семье! Даже если вам кажется, что все благополучно, это не значит, что так оно и есть. Ребенок может замечать то, чего не видите вы. Дети порой испытывают сильнейший стресс от того что нам кажется незначительной мелочью. Поговорите с ребенком, выясните что его может беспокоить. Порой один откровенный разговор может решить проблему. 
Но есть и «обратная сторона медали». Вернемся к нашему Сереже. Его другом и напарником во всех неблаговидных делах был мальчик из параллельного класса Саша К. Поведение в точности совпадало с Сережиным – алкоголь, драки, агрессия. Но в семье Саши родители не выбивались из сил, чтобы заработать деньги и всегда уделяли ему внимание. Чересчур много внимания! Чрезмерная опека родителей не давала мальчику проявлять самостоятельность, самому отвечать за свои поступки. Да и требовали родители от ребенка совершенно невозможного. В начальных классах он еще справлялся с завышенными требованиями, но внутри уже зрел протест. И вылился собственно в то во что вылился. В воспитании ребенка не должно быть крайностей и об этом нужно помнить. 

Особенности личности ребенка 

Вторая причина - личные особенности ребенка, его характер. Все мы знаем, что люди делятся на два типа – экстраверты и интроверты. Личность первых направлена во вне - на людей, общение, активную деятельность. Вторых - внутрь себя, свой внутренний мир и узкий круг близких друзей. И это тоже нужно учитывать. Из экстраверта нельзя сделать интроверта и наоборот. Это миф! В какой-то период жизни мы хотим побыть одни или же грустим, но это не делает нас интровертами, не меняет наш тип личности и наоборот- интроверты могут быть общительны и веселы в кругу друзей, но они не перестают быть интровертированной личностью. Вот такой пример из жизни. 
Девочка Катя хорошо учится в школе, родители регулярно с ней занимаются. В прошлом году ее отдали в театральный кружок и кружок бальных танцев. После этого ребенка как подменили. Раздражительность, агрессия, плохая успеваемость в школе…Родители в панике – «наш ребенок лентяй»! Оказалось, что Катя интроверт и играть на сцене, посещать репетиции, было для нее настоящим испытанием, на которое она шла как на каторгу. Но родители постоянно говорили ей – «не будь букой», «нужно общаться», «все дети в кружке могут, а ты чем хуже?» и ребенок старался не подвести родителей. Отсюда и слезы, раздражение, плохая успеваемость. Обращайте также внимание на личность своего ребенка. Впечатлительность, эмоциональность, замкнутость и прочие черты личности, могут влиять на адаптацию детей в социальной среде. 

Ситуационные причины агрессии 

Ну и третья группа – причины скажем так, ситуационные. Сюда можно включить самые разнообразные индивидуальные факторы – хронические заболевания, недостаточное или неправильное питание, фобии, конфликты в школе, перегрузки физические или умственные. Все это должно отслеживаться родителями и выявляться на ранних стадиях. И, помните, что ребенок очень часто копирует поведение родителей и их реакцию на жизненные трудности. Ваш ребенок это в какой-то степени ваше отражение. Поэтому работать придется не только с подростком, но и с собой. И даже в первую очередь с собой. Вспомните как воспитывали вас, было ли это правильным, что вас огорчало, что бы вы хотели тогда изменить. И старайтесь не повторять эти ошибки со своими собственными детьми. Читайте популярную литературу по психологии, касающуюся выстраивания отношений с детьми-подростками, чаще разговаривайте с ребенком, пытайтесь их увлечь чем-то, найдите общее занятие, поручайте ему несложные, посильные дела и хвалите за результат, старайтесь быть для ребенка другом, но и не перегибайте палку, ибо полностью заменить общение со сверстниками вы не можете. 
Ну и, конечно же, любите своих детей, не отставляйте их без поддержки и берегите свой семейный очаг!

Александра Ушакова



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Причины наказаний ребенка в семье (сообщение – 2)
  • Смещение агрессии в семье и проблемы в школе
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • В вашей семье появился еще один ребенок...
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Какой ребенок самый счастливый в семье?
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь