Расстановку завершают, как правило тогда, когда сделан важный шаг и произошло заметное улучшение состояния клиента. Это может быть заметно по самочувствию заместителя, так и по самочувствию самого клиента, сидящего в клиентском кресле.
Иногда расстановку приходится прервать, так и не добившись такого «хеппи энда». Когда это случается?
Перечислим несколько вариантов:
Образ хорошего решения не был найден. Чаще всего это связано с «белым пятном» расстановщика или неготовностью группы и клиента посмотреть на суть проблемной ситуации. Выглядит это так, как будто тела-антенны заместителей и терапевта не «цепляют сеть». Никакого движения в рабочем поле не происходит.
Системная энергия и, соответственно, энергия заместителей и наблюдателей сильно снизилась. Это можно заметить по массовой зевоте, скуке, суете, потере внимания к происходящему в рабочей зоне. Бывает, что вся группа садится на пол или на стулья, не в силах стоять.
В ряде случаев отсутствует необходимая дополнительная информация. Клиент в этом случае не может соотнести образ расстановки с информацией, которая у него имеется и впадает в ступор недоверия. И решение здесь простое – просто уточнить информацию у родственников и только после этого продолжить работу.
После завершения расстановки нужно отпустить заместителей из ролей. Как правило, клиент благодарит заместителя за помощь и называет его по имени: «Спасибо за помощь. Теперь ты не мой дед, теперь ты только Иван».
***
После завершения расстановки как правило необходимо провести беседу с клиентом. В этой беседе расстановщик может сделать несколько важных вещей:
Иногда полезнее всего дать клиенту время, чтобы он смог принять, впустить в себя итоговый образ расстановки. В этот момент нужно просто оставить человека в покое и не беспокоить. Иногда самые непростые чувства клиента являются неотъемлемой частью процесса.
Получить обратную связь от клиента, убедиться, что самочувствие клиента в норме.
Очень важно убедиться, насколько клиент воспринял итоговый образ расстановки, согласен с ним.
Как проверить, принял ли клиент результаты работы? Как правило по невербальным сигналам. Как правило, о хороших изменениях говорит более прямая осанка, большая бодрость, взгляд прямо перед собой, более уверенные и звучные нотки в голосе. О непринятии образа расстановки говорит расстерянность, суетливые мелкие движения тела, ступор, агрессия, слезы и т.д.
При необходимости сделать дополнительные пояснения итогов расстановки, повторить самое важное послание расстановки для клиента. Очень хорошо подходит для момента завершения уместная притча, медитация или поучительная история. Берт Хеллингер мастерски использовал притчи в своей работе.
Разъяснить, что делать клиенту в повседневной жизни с опытом, полученным в расстановке, как он может менять свою жизнь на основе полученной информации.
Разъяснить, как выстраивать новые отношения с прежним окружением, как взаимодействовать с близкими, друзьями, коллегами по работе.
Дать домашнее задание для закрепления итогов расстановки.
***
Некоторые расстановщики считают, что после семейных расстановок домашние задания не нужны. Клиенту они советуют просто «не делать ничего особенного» некоторое время, дать образу расстановки подействовать.
Мы советуем расстановщику действовать, опираясь на свою интуицию, варианты могут быть самые различные.
Чем более личностно зрелым и опытным в методе расстановок является клиент, тем меньше ему нужны разные вмешательства и помощь извне. Его внутренняя работа очень часто происходит и без внешних подсказок, и проходит весьма эффективно.
Есть такие клиенты, которым очень нужны пояснения и ободрение на пути к их цели.
Есть те, кому выгодно вообще никак не меняться, оставить в своей жизни всё как есть. Имеют право.
***
В завершение великолепная сказка Виктора Кротова о том, какие мы все разные. И наши клиенты тоже.
Кто из какого теста Учёные трудились-трудились и научились наконец расшифровывать человека. Положат в аппарат волосок, огоньками помигают - и распечатают все твои свойства и возможности. В общем, из какого ты теста. Чем тебе надо заниматься в жизни, чем не надо. С кем дружить, кого любить. Всё по-научному. Выполняй, и всё будет отлично. Так и делали многие. Другие только половину советов выполняли. Третьи во всём наоборот поступали. Кто из какого теста.
***
Написано в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва)
С уважением тел. 8-905-565-66-55 консультации по скайпу: yury2266880
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.