|
Как найти хорошее решение | Секреты успешной консультацииАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Диагностическая часть расстановки завершается в тот момент, когда нам стали отчетливо понятны факторы, влияющие на его ситуацию, ухудшающие состояния клиента. Стал понятен смысл повторения негативного сценария и других переплетений клиента, стал понятен характер детской, биографической травмы или травмы прошлого воплощения, стала понятна роль недоброжелателей или непоправимых ошибок. Теперь надо переходить ко второму этапу расстановки – исцелению ситуации, вернее трансформации позиции клиента относительно выявленных фактов. По сути дела, исцеление клиента в терапии вообще и в расстановках в частности, происходит во многом за счет изменения позиции, изменения фокуса восприятия человеком окружающей реальности, и за счет приобретения новых навыков и привычек поведения на основе этой новой, более эффективной позиции. Можно смотреть сквозь оконное стекло на яркие краски заката, а можно смотреть на муху на стекле. Глаз наш так устроен, ему трудно видеть в резкости одновременно и близкую муху и далекий закат, и он фокусируется на чём-то одном. Вернее сам человек выбирает, какой объект выбрать как приоритетный для наблюдения и меняет фокус. Способность менять фокус восприятия реальности – это потрясающая способность человека. По сути дела, мы способны менять информацию, которую впускает в себя, в свою душу и в свое сознание. Мы способны менять содержимое своего сознания, а значит свои оценки реальности, а значит можем менять способы реагирования на происходящее вокруг, своё поведение. И муха, и закат – это объективная реальность. Но эмоции восхищения закатом или недовольство мухой – это уже наш субъективный выбор. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое. Омар Хайям И на стадии исцеления в расстановках происходит то же самое. Вместо прежней программы, которая реализовывалась на автопилоте, неосознанно, человек выбирает запустить в реализацию другую, альтернативную программу, и делает это осознано. Конечно, потом придется потрудиться и этот свой осознанный выбор довести до привычки постоянными тренировками. Но главное – выбор – человек принимает на расстановке. Что может помочь в этом процессе перестройки, переосмысления, перепрограммирования самого себя? Очень и очень многое. Ритуалы, фразы, перестановки, паузы, вопросы и дополнительная информация от клиента. И поддержка. Главное на этапе, чтобы терапевт был энергичным, собранным и решительным, чтобы он всем своим видом внушал клиенту: «Изменение твоей ситуации возможно! Шанс есть! Просто действуй». Очень важно понимать, что процесс изменения производится самим клиентом. А всё, происходящее в расстановке, играет просто роль роль телесного и речевого подкрепления. Если ты не можешь бежать, иди к своей цели! Если не можешь идти – ползи к своей цели! Если не можешь ползти – лежи в направлении своей цели! Ритуал разделения Очень хорошо помогает трансформации клиента ритуал отказа от прежнего негативного сценария. В случае выявления динамик триагуляции или парентификации разрешающей фразой может быть следующая: «Дорогие родственники, дорогие предки! Вы имеете право на свои чувства. Это ваш конфликт и ваши обиды. Меня это не касается. Делайте в своих отношениях, что хотите, вы для меня все равно останетесь родственниками, достойными членами моей семьи. Я вам не судья. Вы для меня все хорошие. А сейчас я пойду в свою жизнь и буду заниматься своими делами». Снять фильтр Иногда бывает полезно, вывести из клиента и отложить в сторону часть личности, которая мешает объективно воспринимать ситуацию. Её можно назвать «фильтр» или «мутные очки» или «то, что мешает ясно видеть». Позже эту часть личности можно так же обработать, если потребуется. Провокационные фразы Иногда провокационные фразы терапевту легче сказать клиенту из какой-нибудь роли. Не от лица терапевта, а от лица предка. Например, терапевт на какое-то время просит назначить его кем-то из предков и от лица этого предка что-то важное и нужное сообщает клиенту. Прелесть ситуации состоит в том, что в этот момент терапевт может использовать весь доступный ему спектр интонаций. То, что не всегда уместно из уст терапевта, может быть вполне уместно из уст деда клиента. Например, фраза: «Хватит смотреть на мертвых, займись делами живых», сказанная терапевтом из роли терапевта, может восприняться клиентом как проявление директивности и давления, и проигнорироваться. А та же сама фраза, сказанная терапевтом из роли деда, будет выглядеть как уместная, и будет воспринята клиентом вполне естественно, без всякого сопротивления. Ладонь на спине Это рассказ Юрия. «Впервые ладонь на спине как ресурс я ощутил в 1994 году. Семинар по стилям поведения в конфликте проводила Дьюка Бегеман, ученица Карла Роджерса. У меня никак не получалось переключить позицию в общении с оппонентом. Не удавалось перейти от агрессивных претензий к конструктивному разговору в стиле сотрудничества. И тут Дьюка подошла и положила свою ладонь мне на спину. Как будто два ведра тепла влились в меня в ту же секунду. Я покраснел. Меня бросило в пот. Всё тело загорелось изнутри. И я коряво, но смог произнести фразу, которая никак до этого в мой мозг не входила, просто не впихивалась. Это был настоящий прорыв. Спасибо Дьюке за урок». Закрепление разрешающего образа Иногда полезно клиенту войти в итоговый образ расстановки и сделать шаг навстречу цели и постоять рядом с заместителем цели, лицом по направлению к будущему. Получается, метафорически говоря, примерка к своему новому будущему. А «когда моряки увидели берег, они налегли на весла». Можно задать вопрос: «Как тебе? Как считаешь, ради этого нового состояния стоит менять работу, учиться, прилагать усилия? Это стоит того?» Стоит! «Отлично! Теперь ты знаешь, ради чего прилагать усилия, когда придешь домой!» Иногда полезно предложить клиенту посмотреть на фигуру цели, не подходя к ней. Особенно это касается запросов на тему партнерских отношений и замужества. "Ощущаешь легкость и смелость? Можешь смотреть в глаза? Телесные ощущения лучше, чем раньше? Отлично! Остальное ты сделаешь сама. Вернее, вы сделаете сами. Вы вдвоем построите такие отношения, которые вам нужны, посмотрите совместными усилиями пары". Клятва на верность самому себе Итак, клиент почувствовал всем телом, что твёрдо стоит на ногах, может двигаться вперед к цели, и ничто не мешает. И даже больше, всё его тело влечет к цели. Тело как парус, наполненный ветром, рвётся вперед к маркеру цели. И в этом случае хорошо подходит следующее закрепление новой позиции клиента. Он смотрит на свою новую жизнь и ей говорит: «Дорогая моя новая жизнь. Я тебя вижу. До сегодняшнего дня я немного отвлекался и на тебя не смотрел. А сегодня я всё это исправил. Больше отвлекаться не буду. Выбираю тебя. Ты мой главный приоритет». После этих слов клиент делает шаг вперед, и говорит, обращаясь ко всему миру: «Я Иван. Я хозяин своей жизни. Я автор, сценарист, и режиссер. Как захочу, так и сделаю. Как сделаю, так и будет. Всё от меня зависит. Мне решать. И сегодня я выбираю новую жизнь. Счастливую и здоровую, творческую и богатую. Буду украшать планету делами и помыслами своими. На радость себе, своей семье и другим людям. Вот так. Я теперь такой. И это хорошо!» Проверка Иногда нужно протестировать, насколько клиент наполнился уверенностью и силой в отношении ранее проблемной ситуации. Например, работа на сессии проводилась на тему: «Боюсь упрёков начальства». Были сделаны необходимые изменения, даны соответствующие установки, изменения в теле клиента на лицо. А напоследок можно проверить так. «Допустим, начальство снова упрекает вас, и делает это очень несправедливо. Как реагируете?» И подвести к клиенту заместителя фигуры «начальства». Если результат устойчивый, то реакции на раздражающий фактор будут новыми, более конструктивными. Двое в поле: и клиент, и заместитель клиента Один из возможных расстановочных приёмов. Когда сам клиент был введёт в поле, я его заместителя не посадил. И получается, что у меня поле есть клиент со своими привычными страхами и масками, и есть его часть, очень глубоким образом связанная с темой запроса. Лучше всего, если сам клиент произносит вслух разрешающую фразу, а заместитель клиента её повторяет про себя. И получается усиление сигнала. И всё это делается для того, чтобы фраза дошла до адресата. Тема расстановочных приёмов, предназначенных помочь клиенту измениться, неисчерпаема. В следующих статьях мы обязательно продолжим эту тему. *** Статья написана в соавторстве с Надеждой Матвеевой (Центр "Ольвия") *** С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|