|
Я стыжу себя. Я не знаю, почему.Автор статьи: Светлана Федотова
Стыд - это тяжелое, неприятное, сложное чувство, скорее, даже не чувство, а состояние. Оно может быть очень ярким, острым, а может проявляться в виде постоянно присутствующей застенчивости, смущения, неловкости, скованности. Оно охватывает мыслительные, эмоциональные и телесные процессы. В переживании стыда есть идеи собственной «плохости», ничтожности. Эмоционально переживается бессилие, подавленность, тоска. Телесно может быть жар в верхней части, голове; руки и ноги, напротив, как будто перестают ощущаться. Тело человека, в котором много токсического, замороженного стыда, как неразряженной энергии, жесткое, напряженное, «буратинистое», плечи заведены вперед и вниз или приподняты. Руки и ноги обычно довольно вялые, тяжелые, непластичные. Стыд для меня является одним из самых сложных для психотерапевтической работы состоянием. Не очень бывает понятно, что с ним делать, когда он проявляется в клиент-терапевтических отношениях, или клиент о нем говорит, описывая прошлый опыт. Есть такой терапевтический подход, как «делиться собой». В том смысле, что и у меня такое было, и я там был и это переживал. И думаю, что это не стыдно. Ещё можно возвращать клиенту его проекцию, представление о том, что «меня стыдят», говоря: «Мне не хочется тебя стыдить». Это помогает, если вы говорите искренне, если вы действительно так чувствуете, конечно, и действительно переживали это. Со стыдом хорошо разбираться в групповой терапии. Эффект от того, что не один человек, а десять-пятнадцать скажут стыдящемуся, что нет ничего стыдного в том, из-за чего тебе стыдно, в разы превосходит, знаю по себе. И огромный кусок токсического стыда может отвалиться, уйти безвозвратно. Всё это действительно неплохо работает, но не до конца. Глубинный, окаменевший в недрах тела стыд напоминает о себе снова и снова. Он может быть и не из вашей собственной жизни, а как трансгенерация, наследство. Кроме того, здесь есть проблема в том, что стыд – это не обида, не страх и не злость, которые довольно легко предъявляются и в индивидуальной, и в групповой терапии. Стыд так устроен, что говорить о нем кому-то, тем более одновременно нескольким людям, - это очень стыдно и бывает долго невозможно. Таким образом, чтобы избавиться хотя бы от части этого самого замороженного стыда подобными методами, нужны годы терапии. Работа в телесном подходе дает нам больше возможностей в работе со стыдом. Непосредственное обращение к ощущениям в теле, центрирование, заземление, выведение замороженной энергии из груди и головы на периферию и ее разрядка – всё это дает устойчивый, необратимый эффект в избавлении от этого тяжелого переживания. Для меня поворотным моментом в работе со стыдом стало понимание механизма образования чувства стыда. Всем известно, что чувство стыда – не врожденное, в отличие от печали, например, или радости. Оно образуется в процессе взаимодействия с социумом. Представление о том, что стыд «внушается» ребенку стыдящим взрослым, на мой взгляд, представляется не совсем состоятельным. Это может быть, как вторичный, не основной путь, но этого действия родителей явно недостаточно. Основной путь возникновения стыда у ребенка, токсического стыда, подавляющего и иногда почти убивающего, является агрессия родителей или значимых взрослых. Стыд возникает, как отложенная во времени автоматическая реакция на агрессивные действия человека, к которому есть ПРИВЯЗАННОСТЬ. Привязанность в возникновении и развитии стыда – ключевой, центральный момент. Без привязанности вместо стыда в ответ на агрессию образуется обычный страх. Или злость у более взрослых людей. При наличии привязанности появляется именно стыд, как социальный страх, страх одновременно, с одной стороны, разрушения от агрессии значимого взрослого, что само по себе переварить для ребенка непросто, и страх потери этого значимого взрослого из-за собственной ничтожности. Именно эта противоположная направленность разных по знаку импульсов создает в теле невыносимое переживание, называемое стыдом. Ребенок не в состоянии объяснить наличие агрессии взрослого на него, кроме как тем, что он сам плохой. Более того, он сначала это чувствует, и только потом это оформляется у него в некую идею. Он ощущает агрессию к себе, затем чувствует страх, затем стыд, как страх потери отношений из-за собственной «плохости». И бесполезно здесь бывает разбираться в терапии, за что тебе стыдно, из-за чего ты так думаешь. Это просто телесный страх, связанный с инстинктом самосохранения, выживания. У взрослых людей также может проявляться стыд, как реакция на неадекватную агрессию в значимых отношениях, в отношениях, в которых есть перенос с родительской фигуры, как попытка придать смысл этой агрессии. В этот момент важно помнить, что возникновение чувства стыда здесь абсолютно автоматическое, не соответствующее реальному положению дел. Вспомните рассказ А.П. Чехова "Смерть чиновника". Как всё там грустно сложилось. Именно из-за того, что был перенос, был страх, был сильный стыд. Такой стыд необходимо осознавать, отделять от себя, отпускать и не позволять ему руководить вашими действиями. Когда становится понятно, что стыд – это не особенная эмоция, с которой надо работать в терапии особенными методами, а просто страх, страх, возникший в отношениях привязанности, то работа с ним становится более доступной, поскольку для работы со страхом есть много известных, проверенных методов. И возможности терапевта здесь, благодаря его креативности и собственной свободе от токсического стыда, возрастают в разы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|