|
Педагогическая беспомощность. Экспресс - терапия.Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
Ко мне обратились отчаявшиеся родители с такой проблемой: у их старшего сына 7 лет (назовём его Егор) начались проблемы с тех пор как он пошёл в 1-й класс. Школьная адаптация мальчика протекала тяжело, он отказывался выполнять задания на уроках. В итоге, администрация школы предложила родителям сходить с ним на ПМПК, предполагая, что у ребёнка есть задержка психического развития. Родители сообщили мне о своих страхах, что сына могут оставить на второй год, дома они тоже все перессорились, т.к. ребёнок совершенно не хотел делать домашнее задание, убирать за собой игрушки, не слушался. При проведении психологической диагностики у Егора не было выявлено задержки в развитии интеллекта, лишь наблюдались некоторые признаки гиперактивности (своеволие, непослушание, расторможенность, отсутствие дисциплины). Родители честно признались мне, что в воспитании никогда не придерживались системности, за дисциплиной следить было некогда, всё наказание сводилось к крику, порицанию, угрозам поставить в угол и стращанием ремнём, играм в «злого-доброго полицейского» и т.п. Теперь на ребёнка действует только крик. Учителя же не имеют права кричать на детей и наказывать, а потому, чем мотивировать его в школе тоже становится непонятно. Проанализировав их рассказ и понаблюдав за Егором, я разработала для семьи примерно следующую стратегию (опишу лишь ключевые моменты, не вдаваясь в детали). Было запланировано получить первые результаты уже через полгода применения воспитательной стратегии:
Почему? С одной стороны, с криком и ремнём можно добиться выполнения просьбы ребёнком гораздо быстрее, чем уговорами. Но суть в том, что у ребёнка закрепляется условный рефлекс – «вижу ремень, слышу крик – делаю», «нет ремня и крика – не делаю». Как в опытах И.П. Павлова с собаками (собака слышит грохот посуды или видит загоревшуюся лампочку – для неё это знак того, что скоро дадут еды). Также и с ребёнком. А потому в школьных условиях, где данный раздражитель в виде крика и ремня отсутствует, ребёнок чувствует свободу и вседозволенность. Родители были проинструктированы, что вместо крика нужно говорить с ребёнком спокойно и уверенно, аргументируя свои просьбы и отказы, обязательно хвалить и поощрять за хорошее поведение.
Ребёнок должен привыкнуть к мысли, что для того, чтобы получить желаемое, надо это заслужить собственным трудом. Раньше ребёнок получал всё, что хотел, т.к. в свободном доступе всегда были шкафы, по которым можно было лазить, обилие игрушек, которые ребёнок разбрасывал, а потом мама с папой собирали их до позднего вечера, телевизор… Теперь же родителям было рекомендовано спрятать все пульты от телевизоров, рассортировать игрушки по контейнерам и убрать в шкаф, ввести запрет на лазание по шкафам. Из всех развлечений на столе оставляли лишь школьные тетради, учебники и пишущие принадлежности. Была поставлена цель взять ребёнка измором при условии строгой систематической реализации данных ограничений. Игрушки и телевизор были поощрением за проявленное прилежание и выполнение домашнего задания, а, следовательно, выдавались по просьбе ребёнка после выполнения договорённости между ним и родителями: «выполнил домашнее задание – получил доступ к телевизору и игрушкам, не выполнил – не получил». Если раньше ребёнок сначала разбрасывал все игрушки, а потом выборочно играл какими-то из них, то теперь он должен был попросить одну игрушку, поиграть, потом убрать за собой (если это, например, конструктор или кубики). И только после этого получал новую.
При осмотре комнаты Егора выяснилось, что он уже вырос из 90% своих игрушек и игр, они уже никак не развивают его, практически не интересны, поэтому он только и делает, что разбрасывает их. И львиная доля родительского времени уходит не на общение с сыном, а на уборку в квартире. Договорились с родителями убрать бесполезные игрушки, заменив их развивающими (прописи, головоломки, магнитная мозаика), соотвествующими его возрасту и даже слегка опережающими его.
т.к. в данном случае ребёнок не может закрепить в голове правильную модель поведения. Как понять, хорошо это или плохо, когда папа ругает, а мама, наоборот, жалеет?
За время внедрения данной воспитательной стратегии родители звонили мне и рассказывали, как идёт процесс. Первые несколько дней Егор никак не реагировал на введённые ограничения, видимо ещё надеясь, что скоро родители его пожалеют и всё будет как раньше. Но когда к нему пришло осознание, что это не шутка, мальчик начал устраивать капризы, кричать, пытаться получить своё криком. Тут родителям было рекомендовано в каких-то случаях игнорировать истерику, в каких-то отвлекать мальчика предложением поиграть в развивающую игру, просто поговорить с родителями, вместе придумать сказку, погулять. Через полторы недели Егор сам попросил родителей сделать с ним домашнее задание. Через полгода, как и предполагалось, он прилежно садился выполнять домашнее задание после школы, убирал за собой игрушки, стал спрашивать разрешения и отучился лазать по шкафам. В школе учителя также отметили перемены – у ребёнка повысилась учебная мотивация, он начал отвечать у доски, выполнять задания в тетрадях. А главное – в семье наконец-то восстановился покой, и родители больше не раздражались от своей педагогической беспомощности, жалоб учителя и необходимости каждый вечер убирать за сыном игрушки, практически перестали ссориться, избавились от чувства тревоги и вины. Конечно, каждый случай индивидуален – единого рецепта для всех не существует. А потому, приглашаю к себе на консультацию всех тех, кто столкнулся с данной проблемой!
Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию, перейдя по ссылке https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|