Сочинение сказки в семейной терапии.

В работе с семьей можно использовать сочинение совместной сказки, как проективную технику. При этом психолог задает уточняющие вопросы, координирует процесс, помогает сделать выводы.

Пример из практики.

 На приеме семья: муж, жена и их двухлетний сын. В настоящее время зарабатывает муж, жена занимается домом и ребенком. Жена жалуется на «детское» поведение мужа: разбрасывает носки, забывает суп поставить в холодильник, мало общается с ней, бывает груб с ребенком, может сказать сыну: «Пошел отсюда». Мужа обижает постоянное недовольство жены, то, что она его сравнивает со своими отцом и братом, часто приглашает их в гости «пожить», не смотря на его недовольство.

На второй встрече предлагаю супругам сочинить сказку. «Перед тем, как продолжить сказку, определите чувства уже присутствующих в сказке героев».

Начинает муж.

- Жили – были три медведя. Они жили на Северном Полюсе.

- Как себя чувствуют три медведя? (Спрашиваю жену).

- У них хорошее настроение. Они пошли в лес.

- Какой лес на Северном Полюсе? (Возмущается муж).

- Ну, тогда они пошли покупаться в Ледовитый океан.

- Какого медведи пола, в каких отношениях друг с другом?

- Они семья. Как в той сказке «Три медведя»: мама, папа и сынок- маленький медвежонок. Когда они подошли к воде, оказалось, что спуск очень крутой. И они не могут спуститься, оставив одного медвежонка, он маленький.

 - И что они будут делать?

- Секундная задержка. Маленько сообразили, и все сделали. Отец с сыном достали лопату, сделали пару ступенек вдвоем. Мама сначала хотела их остановить, потом поняла, что ничего страшного нет. Спустились, достали лодку, которую смастерили папа с медвежонком, и давай ее запускать.

 Сочинение сказки в семейной терапии
 - У героев еще поднялось настроение. Все вместе они сели в лодку и поплыли.

- Лодка была игрушечная.

- Я не поняла, решила, что она настоящая. Они поплыли и, вдруг увидели, что на одинокой льдине дрейфует пингвиненок и просит о помощи.

 
- Сейчас взрослые покажут более мелкому медведю, что нужно делать для спасения перепуганного пингвиненка. Медведь говорит медвежонку: «Вот, смотри внимательно, сейчас из - под сидения мы достанем веревку. Достает веревку, и точно кидает ее пингвиненку, потому что медведь большой, сильный.

- Мама – медведица очень переживает за медвежонка и пингвиненка, а папа – медведь гордится, потому что быстро нашел решение. Маленький медвежонок очень старается, потому что хочет, чтобы у него все получилось. Пингвиненок хватается за конец веревки и медвежонок с папой начинают вытягивать эту веревку, а мама медведица помогает затем пингвиненку забраться в лодку.

- Маленький медвежонок гордится, важным себя чувствует, самостоятельным, взрослым. Медведь доволен, что все получилось, и что мелкий развивается. У пингвиненка сердце колотится: «Наконец - то все закончилось, все позади»

- Когда пингвиненок оказался в лодке у медведей, с одной стороны, он был обрадован спасением, с другой стороны, он не знал, что от них ожидать. Медведь стал его успокаивать и спрашивать: «Где твой дом, куда тебя доставить?». А пингвиненок сказал, что у него дома нет, семьи нет. И тогда медведи решили принять его в свою семью.

 
-  Какие чувства сейчас у героев?

- Младший медвежонок в недоумении, старший тоже не может понять, что произошло. Приехали они домой, пингвин пошел в милицию отметиться, прописку сделать, а медведи анализировали прошедший день, выясняли у мелкого медведя, чему он научился, что нужно брать две веревки, а не одну, и продуктовый паек еще.

- В итоге где стал жить пингвиненок?

- С медведями.

- В гостевом домике стал он жить.

- Какие у каждого из вас впечатления от вашей общей сказки?

- Интересная, можно ребенку перед сном рассказывать.

- Что нового узнали о муже, или убедились в том, что знали? (спрашиваю жену)

- Он готов всегда прийти на помощь. И в машине возит и лопату, и доску, веревку, и трос, у него все предусмотрено на все случаи жизни.

- Что еще заметили?

- Что неохотно пингвиненка принял.

- И о чем тогда для вас эта информация?

- Может какие – то мои идеи в штыки воспринимаются?

- Это о том, что не надо давать людям скоропалительно надежды, сначала надо человека  куда – нибудь «отправить по делам», затем обсудить, и только затем делать выводы. Коллегиально порешать.

- Да, там был момент, на мой взгляд, важный. Медведица решила принять в семью пингвиненка, не посоветовавшись с медведем. Но, не факт, что медведь согласен. Причем, потом медведь свое несогласие явно выразил, а медведица, как будто опять не слышит.

- У медведицы, наверное, материнский инстинкт, и она решила, что малыша нельзя одного оставлять.

- Да, но для медведя это лишний член семьи, «кусок внимания» у него отнимут и другому отдадут.

- В роли этого пингвиненка иногда выступают твой брат или отец.

-  (Обращаюсь к мужу) В сказке, после того, как медведица  предложила пингвиненку жить с вами, вы сказали, что: «Младший медвежонок в недоумении, старший тоже не может понять, что произошло». Однако, вместо того, чтобы обсудить свое недовольство с медведицей, вы «выясняете у мелкого медведя, чему он научился за день», то есть переключаете свое внимание на ребенка. Тогда как вы проявляете непроговоренную злость, адресованную жене? Носки разбрасываете?

- Да, наверное (смеется).  Я не говорю вслух, что недоволен, хотя хотел бы, чтобы жена обсуждала со мной моменты приезда и поселения у нас родственников.

- Я заметила, что глава семьи все время разворачивал сюжет в сторону общения медведя с медвежонком. Его задача – научить сына быть мужчиной, и когда он что – то делает, делает так, чтобы новый опыт приобрел и сын. И делает он это с большой заботой и нежностью. Я не заметила ничего из того, что говорилось в начале нашей встречи - прннебрежение, слова обидные.

- Да, я поняла, что мужем движет любовь  к сыну и забота о нем.

- В начале сказки было несовпадение в восприятии лодки – настоящая она или игрушечная?

- То, что лодка игрушечная, означает, что накануне была проделана большая работа по созданию этой лодки.

- Я услышала в муже много детской непосредственности. Это та энергия, которая помогает создавать, и деньги зарабатывать, общий язык находить с людьми. В быту это может проявляться не очень хорошо, так, как вы говорили: носки не туда кинул, суп забыл в холодильник убрать. А в жизни от этой энергии много пользы, в любой океан можно корабль отправлять, и все получится.

Обращаюсь к мужу:

- Что нового узнали о жене?

- Она расширяла картину мира семьи. Мужской интерес направлен на неживые предметы, а женский на живые. У меня все было в рамках семьи медвежьей, а у нее – выходило за предел, как будто ей хотелось расширить сферу общения.

- У меня еще мысль появилась, что в лодке все решали медведь с медвежонком, а медведице не хватало чувства собственной значимости, может быть, ей поэтому захотелось пингвиненка привлечь.

- Да, есть такое.

- А еще я хочу обратить внимание на то, что медведь заботился и о медведице, когда ступеньки делал, чтобы ей было удобно спускаться. То есть, он заботится о медведице, но проявляет это не словами, а действиями.

- Да, только она этого не замечает.

- Как эту метафору можно перенести в вашу жизнь?

- Больше разговаривать с женой.

- А мне обращать внимание на более крупные вещи в поведении мужа.

- Мужчина и женщина вообще по – разному мыслят. Мужчина более крупномасштабно, а женщина уделяет внимание мелочам. Если (обращаюсь к жене) вы будете понимать, что все, что ваш муж делает, он делает для вас, и прежде всего для вас, тогда то, что он разбрасывает носки, такой мелочью становится.

- Согласна.


Анализ любимых сказок:

 Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

 Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

Вот она какая, сказка непростая.

Статьи о работе с семьей: Развод! И только развод… или?, 

Может ли ребенок повлиять на развод родителей?

На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики).

«Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
  • На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики).
  • Терапевтические сказки. Человек и медведь
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как повлиять не мужа? Может, отнять у него носки?
  • Дюймовочка или «Унесенная ветром»(пример сценарного анализа сказки)
  • Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.
  • Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки
  • Пример терапевтической сказки "Маленький паровозик" (Эриксоновский гипноз)
  • Размышления о сказке "Маша и медведь"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Анализ сказки Аленький цветочек. Красавица и Чудовище.
  • Робот ржавеет тогда, когда ему нельзя чувствовать. История из практики
  • «Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики
  • "Я решила, что если вы не возьмете трубку, я выпью уксуса". Пример из практики.
  • Пример составления терапевтической сказки для детей
  • Мужчина общается с вами, только тогда, когда ему хочется
  • Жена без мужа на приеме у психотерапевта. Заметки из практики.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Психологический анализ сказки «Аленький цветочек»
  • Пример терапевтической сказки (работа с треугольником Карпмана)
  • Пример терапевтической сказки (работа с треугольником Карпмана)
  • История о том, как мой отец в лесу медведя встретил. При чем тут бизнес?
  • Что делает Настоящая женщина, чтобы рядом был Настоящий мужчина?
  • Сказка про то, как медвежонок Мишка стал хозяином своих лапок
  • Лань не хочет стать змеей, а медведь лисицей. Не нужны нам костыли, если две ноги здоровы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь