|
Сочинение сказки в семейной терапии.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
В работе с семьей можно использовать сочинение совместной сказки, как проективную технику. При этом психолог задает уточняющие вопросы, координирует процесс, помогает сделать выводы. Пример из практики. На приеме семья: муж, жена и их двухлетний сын. В настоящее время зарабатывает муж, жена занимается домом и ребенком. Жена жалуется на «детское» поведение мужа: разбрасывает носки, забывает суп поставить в холодильник, мало общается с ней, бывает груб с ребенком, может сказать сыну: «Пошел отсюда». Мужа обижает постоянное недовольство жены, то, что она его сравнивает со своими отцом и братом, часто приглашает их в гости «пожить», не смотря на его недовольство. На второй встрече предлагаю супругам сочинить сказку. «Перед тем, как продолжить сказку, определите чувства уже присутствующих в сказке героев». Начинает муж. - Жили – были три медведя. Они жили на Северном Полюсе. - Как себя чувствуют три медведя? (Спрашиваю жену). - У них хорошее настроение. Они пошли в лес. - Какой лес на Северном Полюсе? (Возмущается муж). - Ну, тогда они пошли покупаться в Ледовитый океан. - Какого медведи пола, в каких отношениях друг с другом? - Они семья. Как в той сказке «Три медведя»: мама, папа и сынок- маленький медвежонок. Когда они подошли к воде, оказалось, что спуск очень крутой. И они не могут спуститься, оставив одного медвежонка, он маленький. - И что они будут делать? - Секундная задержка. Маленько сообразили, и все сделали. Отец с сыном достали лопату, сделали пару ступенек вдвоем. Мама сначала хотела их остановить, потом поняла, что ничего страшного нет. Спустились, достали лодку, которую смастерили папа с медвежонком, и давай ее запускать. - Лодка была игрушечная. - Я не поняла, решила, что она настоящая. Они поплыли и, вдруг увидели, что на одинокой льдине дрейфует пингвиненок и просит о помощи. - Мама – медведица очень переживает за медвежонка и пингвиненка, а папа – медведь гордится, потому что быстро нашел решение. Маленький медвежонок очень старается, потому что хочет, чтобы у него все получилось. Пингвиненок хватается за конец веревки и медвежонок с папой начинают вытягивать эту веревку, а мама медведица помогает затем пингвиненку забраться в лодку. - Маленький медвежонок гордится, важным себя чувствует, самостоятельным, взрослым. Медведь доволен, что все получилось, и что мелкий развивается. У пингвиненка сердце колотится: «Наконец - то все закончилось, все позади» - Когда пингвиненок оказался в лодке у медведей, с одной стороны, он был обрадован спасением, с другой стороны, он не знал, что от них ожидать. Медведь стал его успокаивать и спрашивать: «Где твой дом, куда тебя доставить?». А пингвиненок сказал, что у него дома нет, семьи нет. И тогда медведи решили принять его в свою семью. - Младший медвежонок в недоумении, старший тоже не может понять, что произошло. Приехали они домой, пингвин пошел в милицию отметиться, прописку сделать, а медведи анализировали прошедший день, выясняли у мелкого медведя, чему он научился, что нужно брать две веревки, а не одну, и продуктовый паек еще. - В итоге где стал жить пингвиненок? - С медведями. - В гостевом домике стал он жить. - Какие у каждого из вас впечатления от вашей общей сказки? - Интересная, можно ребенку перед сном рассказывать. - Что нового узнали о муже, или убедились в том, что знали? (спрашиваю жену) - Он готов всегда прийти на помощь. И в машине возит и лопату, и доску, веревку, и трос, у него все предусмотрено на все случаи жизни. - Что еще заметили? - Что неохотно пингвиненка принял. - И о чем тогда для вас эта информация? - Может какие – то мои идеи в штыки воспринимаются? - Это о том, что не надо давать людям скоропалительно надежды, сначала надо человека куда – нибудь «отправить по делам», затем обсудить, и только затем делать выводы. Коллегиально порешать. - Да, там был момент, на мой взгляд, важный. Медведица решила принять в семью пингвиненка, не посоветовавшись с медведем. Но, не факт, что медведь согласен. Причем, потом медведь свое несогласие явно выразил, а медведица, как будто опять не слышит. - У медведицы, наверное, материнский инстинкт, и она решила, что малыша нельзя одного оставлять. - Да, но для медведя это лишний член семьи, «кусок внимания» у него отнимут и другому отдадут. - В роли этого пингвиненка иногда выступают твой брат или отец. - (Обращаюсь к мужу) В сказке, после того, как медведица предложила пингвиненку жить с вами, вы сказали, что: «Младший медвежонок в недоумении, старший тоже не может понять, что произошло». Однако, вместо того, чтобы обсудить свое недовольство с медведицей, вы «выясняете у мелкого медведя, чему он научился за день», то есть переключаете свое внимание на ребенка. Тогда как вы проявляете непроговоренную злость, адресованную жене? Носки разбрасываете? - Да, наверное (смеется). Я не говорю вслух, что недоволен, хотя хотел бы, чтобы жена обсуждала со мной моменты приезда и поселения у нас родственников. - Я заметила, что глава семьи все время разворачивал сюжет в сторону общения медведя с медвежонком. Его задача – научить сына быть мужчиной, и когда он что – то делает, делает так, чтобы новый опыт приобрел и сын. И делает он это с большой заботой и нежностью. Я не заметила ничего из того, что говорилось в начале нашей встречи - прннебрежение, слова обидные. - Да, я поняла, что мужем движет любовь к сыну и забота о нем. - В начале сказки было несовпадение в восприятии лодки – настоящая она или игрушечная? - То, что лодка игрушечная, означает, что накануне была проделана большая работа по созданию этой лодки. - Я услышала в муже много детской непосредственности. Это та энергия, которая помогает создавать, и деньги зарабатывать, общий язык находить с людьми. В быту это может проявляться не очень хорошо, так, как вы говорили: носки не туда кинул, суп забыл в холодильник убрать. А в жизни от этой энергии много пользы, в любой океан можно корабль отправлять, и все получится. Обращаюсь к мужу: - Что нового узнали о жене? - Она расширяла картину мира семьи. Мужской интерес направлен на неживые предметы, а женский на живые. У меня все было в рамках семьи медвежьей, а у нее – выходило за предел, как будто ей хотелось расширить сферу общения. - У меня еще мысль появилась, что в лодке все решали медведь с медвежонком, а медведице не хватало чувства собственной значимости, может быть, ей поэтому захотелось пингвиненка привлечь. - Да, есть такое. - А еще я хочу обратить внимание на то, что медведь заботился и о медведице, когда ступеньки делал, чтобы ей было удобно спускаться. То есть, он заботится о медведице, но проявляет это не словами, а действиями. - Да, только она этого не замечает. - Как эту метафору можно перенести в вашу жизнь? - Больше разговаривать с женой. - А мне обращать внимание на более крупные вещи в поведении мужа. - Мужчина и женщина вообще по – разному мыслят. Мужчина более крупномасштабно, а женщина уделяет внимание мелочам. Если (обращаюсь к жене) вы будете понимать, что все, что ваш муж делает, он делает для вас, и прежде всего для вас, тогда то, что он разбрасывает носки, такой мелочью становится. - Согласна. Анализ любимых сказок: Золушка или на первом месте у женщины – ее муж Символика туфельки в сказке. История Золушки или как удачно выйти замуж. Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики. Дюймовочка: путь от фантазий к реальности. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2 Красавица, чудовище и отделение от родителей. Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики. Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. Вы похожи на Красную Шапочку? Ужасные сказки для детей. Вот она какая, сказка непростая. Статьи о работе с семьей: Развод! И только развод… или?, Может ли ребенок повлиять на развод родителей? На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики). «Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|