«Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики

На прием пришли мама с дочкой. Девочке 6 лет, она старшая из двух детей в семье.

- Что не так в вашей жизни?

- Дочь стремится всегда и во всем быть первой. Когда это проявляется в соревнованиях, например, спортивных, я считаю это уместным. Но, когда она даже в дверь стремится первой войти, сшибая с ног других детей, меня это беспокоит. Я бы хотела, чтобы поведение моей дочери было более гибким.

Моя первая возникшая гипотеза: «Девочка стремится быть во всем первой, потому что не признается ее первенство в подсистеме детей?»

Как я была Злой теткой   размышляя о случае из практики

Немного теории. Под системой понимается любое сообщество, включающее людей. Прежде всего – это семья. В семейной системе выделяют подсистемы горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные - объединение членов семьи с равным семейным статусом - подсистема детей, родителей, прародителей (т.е. дедушек и бабушек). Вертикальные - объединение членов семьи с различным семейным статусом - мать и ребенок, прародители и внук. По мнению Берта Хеллингера, который является автором популярного сейчас в психотерапии направления – системных расстановок, если кто-то в системе нарушает порядок, занимает не свое место, возникает проблема. По его мнению, для сохранения отношений в семье необходимо соблюдение законов, одним из которых является приоритет раннего. То есть тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Таким образом, первый ребенок имеет преимущество перед младшими братьями и сестрами.

Предлагаю маме сказать, глядя дочери в глаза: «Ты – мой первый ребенок. Ты всегда будешь первым, а твой брат - вторым ребенком в семье» Мама легко говорит, а дочь легко с этим соглашается и это означает, что проблема находится в другой области.

Я уточняю пожелание мамы вопросом: «Что бы вы захотели, если бы у вас была волшебная палочка?» На мой вопрос мама отвечает: «Хочу всем здоровья». Это довольно традиционный ответ, за которым, как правило, несамостоятельность, слияние с другими, отказ от собственных желаний, потребность «быть для всех хорошей»

Дочь уверенно отвечает: «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы пожелала, чтобы родители слушались». Такой ответ показывает нарушение иерархии в семье. Похоже, девочка считает себя главнее мамы. И ведет себя она увереннее, чем мама, говорит громче, сидит в кресле раскованно, не как мама на краешке стула.

Я предлагаю девочке сказать маме: «Ты – моя мама. Ты большая – я маленькая. Ты дала мне жизнь. Без тебя меня не было бы на свете».

Первые две фразы произносятся легко, на словах: «Без тебя меня не было бы на свете» девочка начинает рыдать, садится к маме на колени и обнимает ее, приговаривая: «Тетя злая».

Я пытаюсь донести до девочки «простые истины», убеждая ее словами: «Ты ведь знаешь, что мама тебя родила. Другой мамы у тебя никогда не будет» Мне хочется, чтобы она поняла, что раз мама дала жизнь – это означает, что мама большая, дающая, устанавливающая правила. В общем, главная. Но девочка явно слышит что–то другое.

На следующую встречу я попросила прийти одну маму.

Выяснилось, что стремление дочери быть всегда первой перекликается с жизненной историей мамы, когда ее родители требовали от нее первенства во всем, а ей это было сложно. Так как, женщина отождествляет себя с дочерью, она полагает, что и девочка испытывает такие же чувства и пытается уберечь ребенка от них.

Я попросила маму представить себя дочерью. Из роли дочери сказать маме: «Без тебя меня бы не было» и отследить ощущения, что же происходит. Ее выражение лица стало точно, как у дочери накануне, полились слезы. Я стала уточнять, что ее так расстраивает. И услышала:

- Для меня эти слова означают, что «без тебя, мама, меня нет, если с тобой что–то случится, меня тоже не будет. И это очень страшно. Мы с тобой – одно целое».

Когда клиентка вернулась на свое место, я ее спросила: «Как вам слышать это от дочери? Что хочется ответить?»

- Доченька, я буду с тобой всегда. Ты можешь быть спокойна. Я всегда буду в твоей жизни.

- Вы действительно можете гарантировать своей дочери, что всегда будете рядом? Кто знает, что будет завтра? Мы все смертны. Или вы можете расстаться по другим причинам. Может быть, вы все – таки ее обманываете? Она задумалась, заплакала, у нее опять появилось выражение лица маленькой девочки. Я поняла, что опять стала «злой теткой».

И тут она вдруг вспомнила, что пару лет назад, когда они всей семьей отдыхали на даче, их квартиру ограбили. «Если бы мы были дома, воры могли бы, действительно, даже убить. Меня могло бы не быть, если бы я была дома в этот момент».

Для меня стало понятно, что это материнский страх отделения вызвал слезы дочери, потому что он уже стал ее страхом. Дети всегда делают то, что бессознательно хотят от них родители. Дочь повторяет материнскую потребность в слиянии. Дочь дает маме ощущение нужности, тепла, любви, которых ей не хватало от родителей. Дочь выполняет чуждую ей – родительскую функцию, меняется с мамой местами и фактически лишается детской защищенной позиции.

А муж в это время оказывается в стороне, супружеские отношения ухудшаются. Выяснилось, что он все больше и больше отдаляется от жены, следовательно, и от семьи, и все больше дел и увлечений у него оказывается вне дома.

Естественно, что чем больше времени проводит жена с дочерью, тем менее нужным и значимым ощущает себя муж. Ясно, что для сохранения семьи необходимо изменить приоритеты, отделиться от дочери и приблизиться к мужу.

В последующей работе выявилась еще одна причина, объясняющая стремление дочери быть всегда первой. Дело в том, что физически она маленькая, худенькая. На фоне других детей – ее ровесников, она чувствует себя  незначимой. Отсюда и ее потребность всеми способами обращать на себя внимание по механизму компенсации.

Когда мама поняла это, она стала спокойно относиться к хвастовству дочери, стала сама ее больше хвалить, больше обращать внимание на ее успехи. А самое главное, она научилась перераспределять внимание с детей на мужа. И отношения в этой семье стали значительно теплее.

 

Статьи об отношениях в семье:

Муж и отец. Находим отличия

Абьюз!!! Что делать?

Драма триангулированного ребенка.  

Хотели мальчика, родилась девочка.

Я люблю, конечно, всех, но кого - то больше всех.

Я не уважила, и он ушел к другой.

Отец, отчим и женское счастье.

Говорить с партнером честно. Пример из практики.

Домашние животные в роли семейных психотерапевтов.

Парентификация – что это и с чем ее едят?

Развод! И только развод… или?, 

Может ли ребенок повлиять на развод родителей?

Скоро в школу. Подскажите, как …

На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики).

 



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дочь мамы, мама дочери
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Когда мама не верит в успех взрослой дочери
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Взрослая дочь: когда мама всем недовольна
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Отцу, которого не было рядом… (Письмо дочери отцу, которого ей всегда так не хватало.)
  • Девочка взрослеет? Как помочь дочери чувствовать себя уверенней.
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Мама дочери-подростка: время балансировать
  • Мама, которая украла. Счастье дочери.
  • Как быть главным в семье, если жена зарабатывает больше
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ты не зря меня родила, мама! А если зря?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Дочь, а ты не забыла, что у тебя есть мама
  • Моя мама никогда передо мной не извинялась. История одной дочери. Обратная сила (Часть 3)
  • Накажи меня! Держи в ежовых рукавицах! Дочери строгих родителей выбирают жестких мужей
  • Мама, посмотри на меня! Мама, не смотри на меня!
  • Если мама меня не любила..
  • Мама без мужчины и я буду: неразрешение себе быть счастливее мамы
  • Рассказ мамы - дочери, которая убила себя
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Я жду, когда в меня поверит мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь