Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Клиентка, назовем ее А., обратилась по поводу частых конфликтов с мужем. Сейчас, после очередной ссоры, они живут отдельно, и А. сомневается, стоит ли продолжать отношения дальше и «заводить ребенка».

Одним из направлений работы с А. был анализ ее любимой сказки «Золушка».

А. читает вслух сказку, записанную по памяти дома:

 Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии Пример из практики

«Жила – была девушка. Звали ее Золушка. Мамы у нее не было. Она жила с отцом, мачехой и двумя неродными сестрами. Отец Золушку любил, а вот мачеха и сводные сестры ненавидели. Золушка была для них как прислуга и отец ничем не мог ей помочь, так как очень боялся свою властную жену. Она ее так и называла Золушка, потому что девушка спала на золе. Она убирала дом, стирала, шила одежду, а сама всегда ходила в одной и той же старенькой одежде, та была грязная из-за золы.

И вот однажды в королевском замке объявили бал. На этом балу принц будет выбирать себе невесту. Об этом узнали мачеха и сестры Золушки, радостные, они начали готовиться к балу, шили наряды, выбирали украшения, и каждая мечтала быть самой красивой, чтобы принц выбрал именно ее. Золушка, как всегда прислуживала сестрам, помогала с нарядами и тоже хотела пойти на бал во дворец. Она даже попросила об этом мачеху, но мачеха только разозлилась, сказала, что дел и так невпроворот по дому, а сестры только посмеялись: «Куда тебе, чумазая» И вот, в день королевского бала, перед тем как уехать с дочерьми мачеха дала Золушке задание – перебрать мешок с крупой. И чтобы Золушка наверняка осталась дома смешала в мешке пшено и гречку. Отца они посадили вместо кучера и отправились во дворец.

К Золушке прилетели птички – ее верные друзья. Золушка часто их подкармливала. Помня доброту девушки, птички пришли ей на помощь и разобрали крупу. Освободившись от работы, Золушка подумала поехать на бал, но одеть ей было решительно нечего. Золушка села и заплакала. Как вдруг она услышала, что кто – то окрикнул ее по имени. Золушка оглянулась и увидела, что рядом стоит очаровательная женщина и смотрит на нее с теплом. «Я твоя крестная фея и я помогу тебе попасть на бал» Не успела Золушка опомниться, как добрая фея махнула волшебной палочкой и Золушка очутилась в прекрасном наряде, на ногах у нее переливались прелестные туфельки. Фея взмахнула палочкой и тыква, лежащая рядом, превратилась в карету. Еще один взмах палочкой и мышки, снующие рядом, превратились в тройку лошадей. Впереди уже сидел кучер. Фея поцеловала Золушку и дала наказ, чтобы Золушка ушла с бала до 12 часов, потому что, когда часы пробьют 12, карета снова станет тыквой, а кучер – мышкой.

Вот карета у дворца. Стражник легко пропустил ее, приняв Золушку за заморскую принцессу, настолько она была хороша. Во дворце было веселье. Там собралось такое большое количество гостей. Большинство из них были девушки, которые очень старались обратить на себя внимание прекрасного принца, но тщетно. Ему не нравилась ни одна. Как только вошла Золушка, принц был сражен наповал. Не обращая ни на кого внимания, он поспешил через весь зал к Золушке и пригласил ее на танец. Очарованные друг другом они кружились по залу танец за танцем и не могли остановиться. Гости и придворные смотрели на них и удивлялись: «Кто же эта прелестная девушка?» И даже мачеха и сестры не узнавали ее.

 

Увлекшись танцем с принцем, Золушка забыла про наказ феи, и только случайно взглянув на часы, увидела, что вот -  вот часы начнут бить и их стрелки встанут на 12. Принц и гости замерли, ничего не понимая, они смотрели на убегающую фигурку девушки. Уже выбежав на дворцовую парадную лестницу перед замком Золушка увидела, как карета превращается в тыкву. Глядя на это, Золушка услышала приближающиеся шаги. Это был принц. Золушка побежала вперед, но споткнулась и туфелька упала с ее ножки. Оставив туфельку, она понеслась прочь от замка. Принц остановился, увидев туфельку, а Золушки уже было не видно. Принц понял, что они почти не о чем не поговорили, он так и не узнал имени незнакомки. Тогда он во всеуслышанье заявил, что тот час женится на той, кому придется впору эта хрустальная туфелька.

На следующий день принц со своей свитой отправился на поиски невесты. Он заезжал в каждый дом в окрестностях дворца, где жили незамужние особы и те с великой надеждой примеряли маленькую хрустальную туфельку, но никому она не подходила впору, настолько маленькой и изящной была ножка у владелицы. И вот принц подъехал к дому Золушки. Из дома ему навстречу выбежали сестра Золушки и мачеха. Померили туфельку все. Никому не подошла, как не старались. Разочарованный тем, что не может найти свою избранницу, принц сказал: «Раз в вашем доме больше нет незамужних девушек, я поспешу дальше»

- Есть еще одна, Золушка. – Это был отец Золушки

Мачеха и сестры тут же запротестовали, но принц велел представить ему эту девушку. Отец сходил за Золушкой, которая как всегда занималась хозяйством. Золушка вышла к принцу, не поднимая головы, и как она могла показаться ему в своей ветхой одежде. Принц присел около девушки на колени и протянул туфельку. Ножка девушки легко скользнула в туфельку, принц поднял взгляд и узнал ее. «Золушка, согласна ли ты стать моей женой?» Золушка улыбнулась и сказала: «Да» Тогда он посадил ее на коня и они помчались в сторону дворца. И была у них свадьба, на которой гулял весь город. И жили они долго и счастливо.

 

Обсуждение сказки.

– Красивая сказка получилась. Так ладненько написана, с подробностями. Я услышала, что мачеха и сводные сестры ненавидели Золушку. Обычно говорят: «Не любили», а у тебя «ненавидели». За что?

- Потому что она красивая была. Мачехе тоже она не нравилась, потому что дочки не были красавицами. Как конкурентку ее воспринимали и поэтому ненавидели.

- Чего Золушке не хватало в начале сказки?

- Любви, заботы, принятия.

 – То есть, ей многого не хватало: и любви, и заботы, и принятия. А что она получила в конце?

- Она получила все.

- Выйдя замуж за принца, получила все?

- Ну да (неуверенно). Сказка об этом умалчивает. Там нет продолжения.

- На момент свадьбы еще неизвестно будет ли у Золушки забота, будет ли принятие. Фактом является только семья. Семья из двух человек. Вообще – то принц умеет заботиться?

- В сказке об этом не сказано.

-  Как ты считаешь?

- Ну, принц в этой сказке, насколько я помню и в кино, был избалованный. Никому никаких знаков внимания не оказывал, как бы девушки вокруг не старались.

- И тогда может получить от него Золушка заботу?

- Я думаю, не может. Ну разве только в "первое время", когда он очарован, все вокруг волшебство…

- Тогда как ее жизнь сложится в дальнейшем?

-  (в голосе грусть) Я думаю, она опять вернется к тому же, с чего все началось.

- И что тогда она будет во дворце делать?

- Она будет одной из придворных фрейлин. А у принца будет охота, отъезды, свои интересы.

- То есть ее потребности, которые были озвучены, так и останутся неудовлетворенными?

- Да.

- Это можно исправить?

- Мне кажется, нельзя…

- И тогда как она себя будет чувствовать, когда вроде и семья есть, но нет любви, заботы, принятия.

- Одиноко.

- То есть, она обречена на одиночество, получается. У Золушки нет шансов от одиночества уйти… или есть?

- (долгое молчание) Мне кажется, нет.

- Она вообще хотела замуж за принца?

- Она больше хотела уехать от мачехи и сестер.

- Из дома сбежать хотела? А за кого выходить замуж уже не так важно?

- Ну, он все - таки принц.

- А чем принц отличается от других мужчин?

- Это достаток, статус, положение.

- И тогда на одиночество можно закрыть глаза?

- Не знаю.

- Ты можешь изменить сказку так, чтобы Золушка стала счастливой. Что может измениться, чтобы это произошло?

-  (долгое молчание)  Надо подумать, не могу так сразу сказать.

-  А дети? У Золушки будут дети? Ты сказала, что она будет придворной дамой и ничего не изменится. А если дети появятся, что будет по – другому?

- Мне кажется, она будет сидеть с детьми…

- Она хочет этого?

- (долгое молчание) Она хочет этого.

- Ты слишком долго думала, прежде чем ответить. Назови аргументы против рождения ребенка. Потому что, когда человек хочет, он четко говорит: «Да». А у тебя раздумья.

 - Да, есть аргументы. Просто она боится чувствовать себя одинокой. Она будет с детьми, но, как женщина она все равно будет чувствовать себя одинокой.

- Получается, что и с детьми, как и без детей она будет чувствовать себя одинокой, потому что у принца много своих дел. Тогда что дадут ей дети?

- Конечно, дети будут ее радовать, но сможет ли она быть для них хорошей матерью?

- То есть, ты считаешь, что если Золушка будет чувствовать себя одинокой в супружестве, она не сможет быть хорошей матерью.

- У детей должно быть два родителя.

- И так как она не может привлечь к себе мужа, второго родителя детей, она боится быть неполноценной матерью?

- Да.

- А сколько лет было Золушке, когда умерла ее мама?

- Я не помню, по моему, она была совсем маленькой.

- А отчего она умерла?

- Как бы при родах.

- Как получилось, что отец женился на этой женщине – на мачехе?

- Ну, он очень мягкий человек, а она увидела, что у него есть дом, куда можно пристроиться с дочерьми.

- То есть у нее был материальный интерес?

- Да.

- Любви не было?

- Он ее боялся, боялся слово против сказать. За дочку заступиться не мог.

- Что произошло в конце сказки, что его голос все – таки прозвучал?

- Совесть его мучила все равно, что он дочку не может защитить, видит, как к ней относятся, понимал, что это шанс для нее. Он ведь не знал, что это его дочь очаровала принца, но протест проявил. Видимо, он верил в привлекательность своей дочери. Он надеялся, что принц увезет его дочь в лучшую жизнь.

- Какой для тебя самый эмоциональный момент в сказке?

- Два момента. Когда появилась фея и когда Золушка на балу появилась. Когда прилетела фея, это так неожиданно оказалось. Казалось, что ничего уже не может помочь и тут, неожиданно, рядом добрая фея оказалась.

-  Как ты понимаешь, крестная – кто это?

- Мне кажется, что это добрый ангел, душа матери, которой не хватает.

- А что, Золушка никогда ее не видела, эта встреча в первый раз?

- Да, Золушка в первый раз ее увидела.

- А если бы фея не появилась, Золушка добралась бы до дворца?

- Я думаю, нет. Обстоятельства сложились так, что ей не во что было одеться, совершенно.

- Обстоятельства были сильнее ее, она не могла их как - то преодолеть, обстоятельства?

- Да, настоящая Золушка была такая. Современная Золушка уже бы нашла обходные пути.

- Та Золушка была пассивная?

- Та – классическая Золушка.

- До конца жизни так бы и проплакала?

- Да.

- То, что фея поцеловала Золушку похоже на проявление материнской любви.

- Да.

- А то, что Золушка так любила животных – это компенсация недостатка родительского внимания?

- Ей нравилось заботиться.

- О ком она заботилась?

- Она и о животных заботилась, и об отце, и о сестрах сводных.

- А как ей будет без животных во дворце?

- А во дворце тоже есть животные, там и собаки, и птицы заморские – павлины, и лошади, и другие животные.

- Что она почувствовала, когда увидела принца?

- Она была очарована его красотой, мужественностью, он высокий, широкоплечий.

- А какой он человек, ей неважно?

- Когда я сказку писала, тоже об этом думала. Они разговаривали или нет?

- Это от тебя зависит, как ты считаешь.

- Я считаю, что общались.

- Что она выяснила в результате общения с ним?

- Она выяснила, что у них много общих интересов, взглядов на жизнь, он животных, так же, как и она любит, в шутливой форме они разговаривали, у них много общего.

- А принца чем привлекла Золушка?

- Сначала тем, что она маленькая, женственная, нежная, очень хрупкая, в каждом ее жесте чувствовалось изящество, грация, почему он ее и принял за принцессу. Все женское в ней было прекрасно подчеркнуто.

- А потом?

- Потом тем, что она приятная в общении.

- А как ты думаешь, почему такое условие поставила фея? Уйти с бала до 12 часов.

- (долгое молчание) Фея - мистический сказочный персонаж. Наверное, так было нужно, чтобы принц пошел искать Золушку. Чтобы осталось незавершенное действие, недосказанность. Принц – он ведь такой избалованный. То, что трудно достичь, наверное, ему интереснее.

- Незавершенное действие требует завершения?

- Да.

- И все - таки, самый главный вопрос, что может сделать Золушка, чтобы получить то, что она хотела в начале сказки: любви, заботы, принятия? Что она может сделать?

- Может быть, ей обратить внимание на то, что у нее есть свои интересы и можно интересоваться тем, что важно для принца, а также обратить его внимание на свои интересы? Однажды она пришла и сделала то, что хотела.

- То есть, если она за такой короткий срок смогла так много сделать: нашла общие с принцем интересы, смогла очаровать его. В течение всей жизни тем более можно создать устраивающие их обоих отношения. Существуют пять языков любви. Помнишь их?

- Конечно.

- Как может на каждом из этих языков Золушка проявлять любовь к принцу? Например, такой язык любви, как совместное время. Что они могут делать вместе?

- Читать друг другу вслух, сидя возле камина, гулять вместе, заниматься собаками, гулять с ними, трепать, смеяться вместе (в голосе звучит воодушевление)

- Как может Золушка заботиться о принце?

- Заботиться? Может быть, начистить ему корону, приготовить костюм на выход.

- То есть она готова заботиться о нем так, как привыкла в доме мачехи. А через слова можно проявить заботу?

- Конечно, спросить о том, что важно для него, как прошла охота, например.

- Конечно, интерес к делам человека – это тоже - забота. Можно спросить о том, как он себя чувствует, как у него дела. А он как может проявить заботу по отношению к Золушке?

- Чтобы он так же проявлял интерес к Золушке, знал, что ее волнует, что она хочет, спрашивал ее об этом. Важно все. Подарки, прикосновения, поцелуи тоже важны и слова ласковые, чтобы он говорил, какая она хорошая и что ему с ней хорошо.

- А она ему может говорить?

- Может, она и говорит ему всегда.

- Если все пять языков любви присутствуют, будет ли чувствовать себя Золушка одинокой?

- Нет, конечно, нет.

- И от кого это зависит, чтобы были все пять языков?

- От Золушки, конечно, от Золушки.

- Даже капризный принц может стать хорошим мужем, если она будет проявлять любовь на всех пяти языках, будет показывать принцу, что он ей ценен, нужен. Будет говорить принцу, что она от него хочет и поощрять приятное для нее поведение принца. Он ведь заинтересован в отношениях с Золушкой, заинтересован, чтобы она была королева достойная, мать его будущих детей достойная. И когда рядом с Золушкой заботливый, принимающий, любящий ее муж, хочется ли, чтобы появились дети?

- Конечно, когда есть принятие.

- И как эта история про твою жизнь рассказывает? Ты сама заметила параллели?

- Мне сложно.

- Но вот смотри, кто такая Золушка. Это девушка, которая привыкла очень много работать и чувствовать себя одинокой, не потому что матери физически нет, а потому что, по каким – то причинам, мама, как самый близкий человек, дающий тепло и любовь для Золушки умерла. Материнского тепла и заботы ты не ощущала с самого рождения. Мы уже об этом говорили на прошлой встрече, выясняли, что, мама была в роли ребенка по отношению к тебе. А ведь Золушка – это ты. Ощущение, что в твоей жизни очень много работы, нужно уметь готовить, убирать. Шить ты умеешь?

- Это я умею очень хорошо, я даже на заказ шила, было время.

- То есть, получается, реальная мама есть, но нет мамы, на которую можно опереться. нет материнской поддержкии. Отец отстраненный, и, как ты говорила, «слишком мягкий». И тогда получается, что с самого рождения есть ощущение одиночества, которое компенсируется животными. И мужчины, которые в твоей жизни появляются, по большому счету тебя не устраивают, тебе кажется, что ты ничего не получаешь от них, то есть, получаешь, но не то, что хочется, потому что есть базовое ощущение одиночества. И вот уже третьи отношения не складываются. Я правильно понимаю? Потому что, если бы в твоей жизни была близость, ты не была бы здесь сейчас.

- Да, конечно.

- И ты уже сказала, что можно сделать, чтобы это изменить.

- Принимать?

- Давать самой без условий, но и принимать, конечно. Потому что отношения с партнером – это всегда обмен и дает первым тот, кто более осознанно себя чувствует в отношениях с партнером. В данном случае это ты. То есть, говоря партнеру добрые слова, проводя с ним время, даря подарки, прикасаясь к нему, заботясь о нем, ты даешь любовь. Через его проявления любви, ты получаешь энергию любви, обратно. И ваши отношения становятся все глубже и глубже. То есть, каждый раз ты даешь и получаешь обратно. Если не получаешь, значит не так даешь, или не то даешь, что нужно данному человеку или ему не нужны данные отношения. По сути дела каждый в паре, получая, дает чуть больше в ответ. Это необходимо для развития отношений. Это как ты даешь копейку, получаешь две, даешь три, получаешь четыре. Гармоничные отношения выглядят так. Что сейчас происходит в твоих отношениях с мужем, когда ты его последний раз видела?

- Неделю назад.

- Что ты к нему чувствуешь?

- Я скучаю по нему.

- Ты хочешь продолжить с ним отношения?

- Да.

 

- Что у него есть от принца?

- Все есть. Я даже часто думаю о пяти языках любви, и мы используем все пять.

- И тогда, на данный момент, что ты от него ждешь?

- Я жду, что он придет.

– Сам?

- Сам.

-  А он когда - нибудь сам мирился.

- Нет, никогда.

- То есть, ты он него ждешь нереального действия.

- Получается так.

- Зачем тебе собирать ему вещи, если ты хочешь отношения продолжать? Одного хочешь, а другое делаешь.

- Получается так.

Далее состоялся диалог с воображаемым мужем, в ходе которого А. проговорила ему слова благодарности за то хорошее, что он делает для их семьи. Она поняла, что перед тем как муж «срывается на алкоголь» она провоцирует его придирками, безпочвенной ревностью. Например, задавая вопрос: «почему у тебя в телефоне номер бывшей девушки?»

- И почему у него в телефоне номер бывшей девушки?

- Потому что они коллеги по работе.

- Ты замечаешь, что когда ведешь себя подобным образом, ты повторяешь поведение мачехи? То есть мамы. Потому что бессознательно маленькая девочка, которая в детстве очарована сказкой «Золушка» разделяет материнскую фигуру на две. Первая – это мачеха, на которую похожа мама, когда ведет себя требовательно или холодно по отношению к дочери. Вторая – фея, любящая, дающая, которой хотелось бы видеть маму. И, возможно, которой она бывает редко или вообще не бывает. На сознательном уровне ты давно уже понимаешь, что мама – одна. И она может быть всякой. А на бессознательном уровне все еще присутствует это разделение на две мамы – хорошую и плохую. И когда ты начинаешь «разборки» с мужем, фактически повторяешь поведение «плохой» мамы. Потому что ты это много раз видела в детстве, ты привыкла к этому, для тебя это – естественная модель поведения. И когда ты понимаешь, что это просто привычная, скопированная модель, ты понимаешь и то, что можно вести себя по – другому. Это требует усилий, потому что новое поведение всегда осваивать сложно, переучиваться сложнее, чем учиться чему – то новому.

Проговорила А. и благодарность самой себе из роли мужа. «Я благодарен жене за то, что мы стали много путешествовать, с ней интересно разговаривать, она красивая, милая, умелая». Это делается для того, чтобы женщина смогла посмотреть на себя со стороны глазами партнера, увидеть собственные достоинства, а иногда, и ошибки, переоценить, переосмыслить отношения.

На следующей встрече А. рассказала, что позвонила мужу, сказала ему, что очень соскучилась, и он радостный вернулся. Сейчас, когда А. хочется поскандалить, она вспоминает о роли мачехи и сознательно останавливает себя. Муж, в свою очередь, замечает изменения и оказывает А. все больше любви, заботы, принятия, то есть того, о чем мечтала Золушка. 

 

Анализ любимых сказок:

 Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.

 Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

 

 



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Что такое психодрама ? Чем она может помочь
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Она вышла «замуж» за женщину, потому что боялась агрессии мужчин
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь