|
Золушка - о чём эта сказка?Автор статьи: Цыбина Наталья Алексеевна
В своей статье я хочу рассмотреть психологическую и духовную природу героев сказки и ситуацию, разворачивающуюся в сказке в целом, с разных точек зрения. Начну с бытового уровня обывателя. Что видит простой незамысловатый обыватель в этой сказке? Историю удачного замужества бедной, угнетенной злой мачехой, девушки. Историю сказочного везения - от плиты и метлы на королевский трон, из замарашки в принцессу в одночасье по взмаху волшебной палочки, из нищеты в роскошь. И оказывается, что в переводе Тургенева этой сказки, главную героиню так и зовут - Замарашка. И что же в этом случае происходит? На самом ли деле, вот так легко, прикинувшись на один вечер светской львицей, Замарашка приковала к себе внимание принца настолько, что он забыл, что ещё с утра вообще не собирался жениться, и был готов перевернуть королевство, лишь бы навеки соединить своё сердце с прекрасной незнакомкой? Попробую об'яснить, что же в этом случае произошло. Привлекла Золушка внимание принца своим волшебным видом и неординарным поведением (выглядит как светская дама, а ведёт себя не по этикету - не обучил никто, но кто ж об этом знает, поэтому загадка), а потом сбежала - незавершенный гештальт*, чем вызвала потребность встретиться ещё раз во что бы то ни стало.
Кто такой в этом случае принц? Он либо инфантил, либо нарцисс. А Золушка попала все в тот же сценарий, потому что из одного сценария в другой только по факту бракосочетания мало кто может перепрыгнуть, привычки и стереотипы поведения и реагирования взмахом волшебной палочки не изменишь. Это не платье поменять. Ведь заполучив принца (инфантила/нарцисса - в принципе только такому может прийти в голову так скоропалительно жениться, пока он не проявил себя во всей красе и не напугал своими выходками избранницу, да, к тому же, долгие ухаживания - это не его история), Золушка получила как раз в его лице комплект из мачехи (нарцисс) с сёстрами (инфантилы), так что сценарий все тот же, только декорации поменялись. Что ещё можно увидеть в поведении Золушки? Она уже на балу, а на бал приходят, чтобы танцевать, но и здесь между танцами и весельем успела что-то зашить. Так и исполняет свою роль, как заезженная пластинка. А ведь это ОКР в чистом виде (невроз навязчивых состояний), следствием чего является трудоголизм как компульсивное расстройство, а это своеобразный вид зависимости. Приведу фрагмент анализа послесвадебной жизни Золушки с интернет-ресурса:
В общем, тоже речь о том, что динамические стереотипы просто так не переписываются за одну ночь. Ох, уж этот незавершённый гештальт))). В этом случае нет трансформации, а есть только кратковременные колдовские чары, когда они слетают, так или иначе всё встаёт на свои места. А можно ещё предположить, что Фея была совершено равнодушна к Золушке, и не для нее волшебство творила, недаром, и в приведенном выше фрагменте её называют Злой Колдуньей. И она совершает подлог, подсунув принцу Замарашку вместо принцессы, так как имеет виды на королевство. И через такую услугу своей племяннице вполне обретает впоследствии реальную власть. А что ещё может интересовать Злую Колдунью? Ну, не счастье же бедной девушки. Если с этого ракурса посмотреть, то здесь сталкиваются в борьбе за королевскую власть мачеха и фея, каждый проталкивает свою протеже именно с этой целью. Кстати, интересный угол зрения, никогда раньше не задумывалась. Так, о чём сказка? Кто из тётушек проворнее оказался? А Золушка и сёстры - только средство достижения цели? Ознакомившись с такой обывательской трактовкой сказки "Золушка" каждая созависимая простушка может быть морально удовлетворена, убедившись, что нет в жизни счастья, и её благоверный алкоголик ничем не хуже какого-нибудь принца, который так никогда и не оценит свою работящую Золушку, во дворце-то этим не особо выделишься. А значит, можно спать спокойно, лишний раз убедившись, что счастья не существует даже в браке с принцем, и к тому же алкоголик без котлет своей Золушки точно пропадёт, а вот принц их отсутствия даже не заметит. Однако, сказка - это не бытовая история. В ней всегда заложена трансформация души, а не материальной составляющей. Инфантилизм сестёр трансформирован в детскую непосредственность Золушки, заботу и ответственность. А высокомерие мачехи в уважение и чувство собственного достоинства, а где есть уважение и чувство собственного достоинства, там есть и настоящая любовь. Это и есть духовная трансформация и преодоление. Взять, например, добро и зло - это направление энергии, сама по себе она нейтральна. И в ходе такой ежедневной работы над собой человек стремится стать не лучше других, а сегодня стать лучше себя вчерашнего, завтра лучше себя сегодняшнего. Вот такая непростая эта сказка про Золушку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|